Эмоция дня

Мысли вслух

Цифровая перегрузка: как быть?

В 2021 году компания State of the Global Workplace, которая специализируется на исследовании явлений мировой экономики, представила отчет Gallup 2022. Согласно его данным, больше 44% работников в 2021 году столкнулись с максимальным стрессом, который не испытывали ранее. При этом каждый пятый опрошенный заявил, что чувствует себя несчастным. Исследователи пришли к выводу, что причина этому – цифровая перегрузка в компании с усталостью, которая стала результатом постоянного взаимодействия (в том числе в сети – электронная почта, рабочие соцсети, переписка с коллегами в мессенджерах). Как быть, если не очень хочется оказаться еще одним «пятым» в этой бесконечной цепи несчастных людей?

Осознанное общение

Кажется, ну чем 2021 год в плане цифровизации так отличается, скажем, от 20-го или 19-го? А отличается: в разгаре – пандемия, которая перевела целые офисы на удаленную работу. А значит, технологии стали единственным способом поддерживать коммуникацию. И почему бы не делать это активно, если для общения нужно лишь тыкнуть пару клавиш и нажать Enter – не надо идти в другой кабинет, тратить время, искать номер телефона.  Все быстро и просто. В результате соцсети, мессенджеры, емейлы стали сопровождать нас почти круглосуточно. Отсюда – повышенная тревожность, стресс, выгорание.

Эксперты считают, что разорвать порочный круг поможет смена стратегии: нам нужно хотя бы частично вернуться к продуманному, осознанному общению друг с другом – даже если это менее быстро, чем отправка сообщения. Да, придется отправиться в другой кабинет или поискать номер телефона, зато Вы получите живые эмоции, душевную отдачу, сможете поговорить с человеком, а не с его виртуальным «заместителем» на аватаре.

Цифровой детокс

Те технологии, которые позволили нам продолжать работать и учиться в пандемию, имеют множество плюсов. Но есть и минусы. К примеру, в Zoom или Google Meet Вы можете одновременно общаться не с одним собеседником, а сразу с целой командой. Вспомните: часто ли Вам в допандемийные времена вообще доводилось общаться с кучей людей одновременно? Скорее всего, максимум – это мозговой штурм раз в неделю или 5-минутка по средам (и то с теми, кто не опоздал). Логично, что такой поток информации подавляет. Отсюда – стресс, ощущение себя несчастным.

Конечно, нам не нужно отказываться от этих инструментов. Но их стоит дозировать. К примеру, возьмите за привычку выходить из рабочих соцсетей по окончании рабочего дня или создайте собственное правило не отвечать на рабочие письма дома.

Брейк. Кофе-брейк

Если еще пару лет назад мы все «горели» продуктивностью и даже помыслить не могли о лишнем перерыве, то сегодня весь мир поворачивается в сторону концепции медленной жизни. Конечно, полностью интегрировать ее в рабочую среду, где правит конкуренция, не выйдет, но ведь всегда можно заимствовать частично.

Ученые доказали, что небольшие перерывы по время работы повышают продуктивность сотрудников, улучшают их самочувствие – как физическое, так и психологическое. В пользу этого говорят и цифры: люди, которые делают небольшие перерывы каждые полтора часа работы, на 30% более сконцентрированные, чем те, кто работает без устали. А еще они выдают на 50% больше креативных идей и на 40% меньше болеют.

Где же взять время на эти перерывы? Эксперты, конечно, не рассматривают вариант увеличения рабочего дня – они предлагают избавиться от ненужно. Иными словами, пересмотрите свой день и откажитесь от непродуктивных занятий. А «пустое» место в расписании как раз можно заполнить перерывом.

Кстати, перерывы не обязательно должны быть общими. Эксперты советуют каждому работнику делать перерыв тогда, когда ему это удобно, и учитывать при этом управление энергией. Если пик продуктивности работника 1 приходится на раннее утро, ему лучше посвятить себя работе в это время, а потом сделать паузу. А если работнику 2 активнее работается в обед, то перерыв можно сделать утром или вечером (а может, даже утром и вечером).

Не вместе, а порознь

Да, раньше мы рассматривали бизнес как идеально работающую машину, где каждая шестеренка выполняет свою функцию, но не обособленно, а вместе с другими. Пандемия же показала, что продолжать работать в таком ключе невозможно: если постоянно оставаться на связи, как и в офисе, то в онлайне придется пребывать все время. И даже ночью, если Ваши коллеги работают в других часовых поясах.

Поэтому внимание постепенно стало смещаться в сторону асинхронной работы. Это также подразумевает постановку четких задач и разделение обязанностей, но при этом предлагает работать в соответствии с собственным графиком. Кстати, такой подход превосходно вписывается в концепцию баланса рабочей и личной жизни.

Дружественная культура сотрудничества

Этим интересным, замысловатым термином называют такую управленческую стратегию руководителя, которая направлена на заботу о благополучии своих сотрудников. Здесь уместно сравнить компанию с семьей. Если кто-то чувствует, что его обделяют вниманием, обходят стороной, будет назревать конфликт. И, напротив, если все живут в атмосфере взаимной поддержки и понимания, то уровень счастья каждой отдельной личности повышается.

Как руководителю позаботиться о своих подопечных? Коучи предлагают не изобретать велосипед, а пускать в дело уже хорошо знакомые нам, превосходно отработанные методики. Например, регулярные встречи с командами, тематические мероприятия, которые позволяют лучше узнать друг друга, сессии с психологом, политика открытых дверей. Так, политика открытых дверей предусматривает, что любой работник вне зависимости от его специальности и ранга может обратиться с проблемой напрямую к руководителю. Забавно, но некоторые боссы понимают этот термин в прямом смысле и буквально снимают с петель двери своего кабинета. Максимальная открытость.

Да, знаю, сегодня смартфон и доступ в сеть есть у каждого – от трехлетки до седого старца. И это хорошо: технологии позволяют поддерживать связь с теми, кто далеко, искать новых друзей, учиться, даже менять жизнь. Но, живя с ними бок о бок, нужно помнить в первую очередь о своем благополучии. А оно требует здорового дозирования: все хорошо только в меру.

Мысли вслух