Эмоция дня

Мысли вслух

Зеленая ручка и дерево достижений, которые покажут ребенку, что учиться интересно

Что делать? Этот вопрос я, как мама первоклассницы, задаю себе невероятно часто, потому что иногда вообще не понимаю, что происходит. В умной книжке я прочитала, что сегодня ребенок, который замотивирован на учебу с самого начала, – это исключение. Большинство же нервно переминается с ноги на ногу, когда нужно идти в школу. Ну а «делание» уроков – это особая трагедия, достойная таланта Шекспира.

Так как обычные методы (убеждение, объяснение и еще объяснение раз 100, даже личный пример) с задачей справляются хуже некуда, психологи предлагают попробовать интересный опыт и обратиться к эмоциональному обучению. Оно не только помогает мотивировать ребенка, но также позволяет детям наладить отношения со взрослыми и друг с другом, научиться делать осознанный выбор.

В чем суть?

Эмоциональное обучение позволяет создать благоприятный эмоциональный фон для учебы. Оно убирает все «острые» моменты типа ора «да когда ты уже сядешь за уроки», постоянных понуканий и принуждений, может быть, даже волевого стояния над ребенком с ремнем.

Исследования показали, что развитие эмоционального интеллекта порождает креативность, гибкость, умение работать в команде и дает в будущем лучшие результаты по сравнению с ситуацией, когда ребенка муштровали во имя хороших оценок. Однако учтите, что развитие эмоциональной сферы возможно лишь тогда, когда у ребенка закрыты базовые потребности по пирамиде Маслоу (еда, вода, сон, безопасность).

4 эффективных приема эмоционального обучения

1. Рейтинг предметов.

Между школьными предметами (математика, русский язык, литература и т.д.) можно устроить соревнования. За каждое достижение предмет получает балл, но учтите, что «мерилом» выступает не оценка, а то новое, что узнал ребенок, чему научился. Например, на уроке математики ребенок впервые сам решил все примеры без ошибки – за это балл получает математика. А на уроке русского языка хорошо справился с пересказом текста – балл русскому языку. Да и вообще ему очень понравилось «вольно интерпретировать» рассказ – это еще балл русскому языку.

Это учит школьника видеть положительные стороны обучения вне системы оценок, испытывать гордость за собственные свершения, отмечать даже небольшие достижения.

В конце недели можно подводить итог и смотреть, какой предмет получил больше всего баллов. Возможно, именно эта сфера и будет перспективной для ребенка – именно в ней кроется его талант.

2. Дерево достижений.

На ватмане нужно нарисовать большое и красивое дерево, обязательно с пушистыми «разлапистыми» ветками. А роль листьев на нем будут выполнять листочки с указанием достижений ребенка. Чтобы «заполнить» дерево достижений, нужно каждый вечер обсуждать с ребенком, чему он научился, какой навык приобрел, что удалось особенно хорошо. Кстати, достаточно всего лишь пяти минут.

Так родитель поможет ребенку увидеть себя своими глазами, а не через систему школьных отметок, взгляд учителя, одноклассников или других людей. Со временем малыш научится безусловно любить себя, сформирует адекватную самооценку, что невероятно важно для дальнейшей жизни.

3. Разные способы решить задачу.

Не секрет, что разные дети по-разному усваивают информацию. Например, кому-то легче запомнить сюжет рассказа, если его просто прочитать, а кому-то – если придумать продолжение или переделать ситуацию на современный лад. Поэтому ребенку нужно почаще давать креативные задания. Например, есть сказка, но подать ее можно разными способами – устроить спектакль, нарисовать комикс, даже прочитать рэп! Так Вы сможете понять, к чему больше лежит душа малыша, как он лучше воспринимает информацию.

Это действительно помогает в учебе. Например, если ребенку сложно считать абстрактные числа примеров, можно считать примеры на шоколадках, конфетах, машинках или игрушках кота Васьки. А если школьнику сложно усваивать «текстовые» правила по русскому языку, потому что он лучше усваивает схемы, то почему бы не составить схему на правило?

Сначала Вы поможете малышу разобраться, а затем он сам на основе найденных удачных методов сможет разбираться в сложных вопросах.

4. Зеленая ручка.

Школа – это красная ручка. Красной ручкой учитель выделяет ошибки – отсюда такая концентрация на неудачах. Поэтому задача родителя – сделать акцент на успехах ребенка. Для этого используют образную зеленую ручку – в противовес красной. Например, если ребенок решил почитать самостоятельно, без Ваших напоминаний, или сам собрал портфель, или сам справился с задачей – похвалите его, обязательно отметив, что именно Вам нравится, то есть будто подчеркните это зеленой ручкой.

Что не так с «молодцами»?

Как видим, эмоциональное обучение направлено на постоянное создание ситуаций успеха: ребенок что-то сделал сам – Вы это заметили и похвалили. А как мы хвалим? Чаще всего звучит слово «молодец». Кажется, такое простое и до боли привычное слово, но психологи считают его опасным рецидивистом, который может превратить милого малыша в манипулятора. Как это работает?

Когда мы говорим «молодец», у ребенка будто что-то перещелкивает: я хороший, чтобы стать хорошим в следующий раз, нужно сделать то же самое. И это чревато манипулированием: ребенок, чтобы добиться от родителя желаемого, будет прибегать к проверенным способам.

Поэтому специалисты рекомендуют заменить абстрактного «молодца» на более конкретные высказывания в формате я-сообщений. Ребенок закончил читать толстенную книгу «Гарри Поттера» – не «молодец», а «я так горжусь тем, что ты осилил такую большую книгу, хочешь обсудить ее?». Так ребенок понимает значимость своего действия – и это мотивирует развиваться дальше.

Учтите, что поначалу от «молодцов» избавиться будет сложно. Но все возможно.

Сложно не заметить, что современный мир меняется – и чтобы оставаться на плаву, образовательный процесс меняется вместе с ним (хоть большинство школ еще успешно функционирует в прежнем формате). Сегодня он больше ориентируется на внимание к способностям и талантам учеников, творческий подход. Увидеть талант ребенка как раз и помогает эмоциональное обучение.  Это  отличная база для реализации в будущем – как в обычной внешкольной жизни, так и в карьере.

Мысли вслух