Посетитель кафе, ресторана или иного объекта общепита может случайно
(а бывает, и умышленно) разбить бокал, тарелку, чашку и т.д. Как в этом случае поступить субъекту хозяйствования? Обязан ли посетитель возместить причиненный ущерб?

Посетитель, виновный в бое посуды, обязан возместить причиненный им ущерб в полном объеме. При этом не важно, сделал он это специально или по неосторожности (в данном случае будет иметь место непредумышленная вина). Если посуду разбил ребенок, отвечать за причиненный ущерб должны его родители <*>.

На заметку
Умышленная порча чужого имущества, стоящего до 40 БВ, — административное правонарушение. За него предусмотрен штраф в размере до 50 БВ <*>.

Следует иметь в виду, что требовать можно только возмещение стоимости разбитой посуды. Нельзя устанавливать какими-либо внутренними правилами, что в случае боя посуды клиент обязан возместить ее двойную цену <*>.

При обнаружении разбитой посуды можно предложить посетителю возместить ущерб в добровольном порядке. Каким-либо образом принуждать его (к примеру, отказываться выпускать из ресторана до момента оплаты) нельзя.

Клиент может согласиться оплатить бой и предложить сделать это попозже, ссылаясь на отсутствие с собой необходимой суммы. В таком случае зачастую сотрудники объекта общепита требуют оставить что-либо в залог. Нужно понимать, что для залога вещи необходимо заключить соответствующий договор в письменной форме, при этом соблюдая все установленные законодательством требования <*>. Просить оставить в залог документ, удостоверяющий личность (например, паспорт), нельзя <*>.

Если добровольного возмещения не произошло, субъект хозяйствования может обратиться в суд. При этом потребуется доказать, что клиент виновен в причиненном ущербе <*>. Такими доказательствами могут быть:
— видеозапись камер наблюдения;
— свидетельские показания;
— составленный акт о бое посуды.

На заметку
За основу акта о бое посуды можно взять форму, установленную приложением 7
к Методрекомендациям по документальному оформлению и учету товарных операций в розничной торговле и общественном питании.

Если вины посетителя в бое посуды нет, он не обязан оплачивать ущерб <*>. К примеру, представляется неверным требовать оплаты от клиента объекта общепита, если:
— посуда была разбита в результате действий сотрудников объекта общепита (например, официант, ставя на стол новое блюдо, столкнул бокал);
— сервировка стола произведена неудачно — взять одно блюдо, не столкнув другое, практически невозможно;
— в объекте общепита мокрый, скользкий пол, в результате чего клиент поскользнулся и упал, задев при этом стол (стойку) с посудой;
— в бое посуды за столом одного клиента виноват другой посетитель ресторана.