В Беларуси с начала 2022 года автомобильное топливо подорожало уже 18 раз. Стоимость литра бензина приблизилась к 1 доллару. В свое время такое соотношение называли оптимальным для работы нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) с минимальной рентабельностью. Будет ли актуальной эта формула в настоящее время?
Концерн «Белнефтехим» сообщил об очередном подорожании топлива на белорусских АЗС с 28 июня. Точнее, предельные максимальные розничные цены на бензин АИ-95 и дизельное топливо повышены до 2,46 рубля, а бензина АИ-92 – до 2,36 рубля.
В текущем году это 18-е уведомление об изменении стоимости моторного топлива. Начиная с марта ценник на стелах заправок еженедельно увеличивается на 2 копейки. В итоге с начала года и бензины, и дизель подорожали на 36 копеек, или примерно на 18%.
Вместе с тем стоит отметить, что стоимость литра топлива приближается к 1 доллару. По официальному курсу Нацбанка на 29 июня, 1 литр 95-го бензина и дизтоплива стоит 97 центов, 92-го бензина – 93 цента. В свое время белорусские нефтепереработчики периодически предлагали привязать цену бензина к доллару. Они заявляли, что стоимость топлива в размере 1 доллар за литр является оптимальной для организации эффективной нефтепереработки: позволяет зарабатывать небольшую прибыль.
Когда такое было
В сентябре 2014 года госконцерн «Белнефтехим» стремясь минимизировать убытки белорусских НПЗ в связи с плавной девальвацией белорусского рубля, ввел в действие механизм, согласно которому стоимость топлива была напрямую привязана к курсу доллара к национальной валюте.
Новый механизм заключался в том, что индикативной маркой топлива определили бензин АИ-92. Предельная максимальная розничная цена на 92-й бензин за несколько этапов должна была вырасти до эквивалентна 1 доллара за 1 литр. Затем стоимость данного вида топлива планировалось периодически индексировать в зависимости от изменения курса белорусского рубля по отношению к доллару. Пересмотр цен на остальные виды нефтепродуктов предполагалось производить при сохранении существовавшего ценового соотношения между АИ-92 и другими марками топлива.
В концерне поясняли, что «применение индексации розничных цен в зависимости от курса доллара к белорусскому рублю позволит сочетать государственное и рыночное регулирование цен и приблизить действующий в Беларуси механизм ценообразования на автомобильное топливо к мировой практике». «Новый механизм даст возможность нефтеперерабатывающим заводам более оперативно реагировать на изменения стоимости нефтяного сырья, которое белорусские нефтеперерабатывающие заводы приобретают в Российской Федерации по предоплате только за валюту. Уровень цены 1 литра индикативной марки бензина АИ-92, равнозначный 1 доллару, позволит обеспечивать минимальную эффективность работы нефтеперерабатывающих заводов Беларуси и возможность для их дальнейшей модернизации», отмечали в «Белнефтехиме».
Впрочем, уже в марте 2015 года в госконцерне констатировали, что механизм привязки цены топлива к курсу доллара фактически не работает с начала года. В январе 2015 года, после ослабления белорусского рубля к доллару почти на 40%, цены на бензин выросли всего лишь на 4,7%. Стоимость индикативной марки составляла 75 центов за литр.
В последующим концерн руководствовался плавной коррекцией цен на нефтепродукты. Сначала это была копеечная стратегия, а в 2022 году – двухкопеечная.
Доллар за литр – это еще не предел?
Причины подорожания топлива с 28 июня не озвучиваются, однако ранее в «Белнефтехиме» заявляли, что ключевыми факторами являются рост цен на нефть, изменение курса белорусского рубля, конъюнктура рынка нефтепродуктов в соседних странах, а также экономические показатели нефтеперерабатывающих заводов.
Собеседник в нефтяных кругах Беларуси считает, что «доллар за литр топлива, скорее всего, действительно был бы рентабельным для заводов, но при определённых условиях, которые сейчас однозначно нестандартные». Он отметил, что «фактор, влияющий на 80% на стоимость нефтепродуктов, это цена самой нефти, а она серьезно выросла за год». Кроме того, «нужно смотреть на загрузку заводов, экспортные потоки и эффективность на внешних рынках, а также внутренние затраты НПЗ».
С начала 2022 года стоимость нефти марки Brent увеличилась на 44% до 119 долларов за баррель. Беларусь закупает в основном российский сорт Urals, стоимость которого была привязана к мировому эталону с небольшим дисконтом. При этом Беларусь еще имела скидку, размер которой последнее время постоянно сокращался.
После введения западных санкций размер скидки на российскую нефть значительно вырос. Стоимость Urals в Европе колеблется около 100 долларов за баррель, скидки на неё 14 июня находилась в коридоре 32-35 долларов за баррель в зависимости от базиса поставок, рассказал РИА Новости информированный источник.
В этом году стоимость российской нефти для Беларуси выросла. В марте правительство было вынуждено вести переговоры с Россией по поводу цены на нефть, чтобы «обеспечить рентабельную работу белорусской нефтепереработки». Спустя месяц вице-премьер Юрий Назаров сообщил, что цена на российскую нефть сегодня «абсолютно комфортна» для Беларуси, а оплата будет производиться в российских рублях.
Известно, что НПЗ в Мозыре и Новополоцке были вынуждены почти наполовину снизить загрузку мощностей и сфокусироваться на внутреннем рынке. Из-за западных санкций существенно просел белорусский экспорт в Евросоюз. Перестала осуществляться отгрузка нефтепродуктов в Украину. Экспорт в меньшем количестве идет преимущественно через российские порты. При этом НПЗ взяли кредиты на сотни миллионов долларов для проведения модернизации, которая еще не приносит свои плоды.
В «Белнефтехиме» заявляли, что «серьезных скачков цен на топливо ожидать не стоит, предельный уровень корректируется плавно и взвешенно».
А как в мире
Что касается стоимости топлива в сопредельных странах, то цены на бензин на заправках Беларуси и Смоленской области примерно сопоставимые. А вот литр бензина в Вильнюсе стоит чуть более 2 евро, что служит весомым поводом для посещения литовцами Беларуси по «безвизу».
Справедливости ради надо сказать, что цены на нефтепродукты выросли во многих странах. По словам аналитика консалтинговой компании Wood Mackenzie Алана Гелдера, на данный момент рекордные цены на бензин и дизельное топливо в США, Европе и других странах снизили мировой спрос на нефть примерно на 1 миллион баррелей в сутки, что составляет примерно 1% мирового спроса.
«Система выглядит очень, очень напряженной, пока не появится небольшой запас новых (перерабатывающих) мощностей», — сказал Гелдер агентству Reuters.
Среди основных причин высоких цен называются перебои с поставками российской нефти и тот факт, что нефтеперерабатывающие заводы работают на максимуме, где это возможно, и изо всех сил пытаются удовлетворить спрос, поскольку экономика продолжает восстанавливаться после пандемии COVID-19. Давление должно снизиться во второй половине 2023 года, когда ожидается запуск нескольких новых крупных НПЗ, в том числе на Ближнем Востоке, говорится в отчете Wood Mackenzie. Аналитики также ожидают, что в следующем году цены на нефть в среднем составят около 100 долларов за баррель.
По данным WoodMac, резкий скачок цен на топливо ударил по семейным бюджетам, поскольку во многих частях мира стоимость поездок резко возросла.
Действительно, восприятие стоимости топлива во многом зависит от доходов потребителей. Беларусь в 2021 году имела одни из самых низких цен на бензин среди 32 страны Европы. При этом по доступности бензина для населения страна находилась на 25-й позиции.
Использование данного материала (полностью или частично) в любой форме и любым способом запрещено правообладателем.