При трудоустройстве прибывших в организацию выпускников бухгалтеры нередко задаются вопросами о выплате им единовременной денежной помощи и компенсации расходов на переезд. Сперва выясняют, кому из выпускников выплаты полагаются, после разбираются с зарплатными налогами, бухучетом и налогообложением.

Расскажем, как на практике определить, что новоявленный работник является молодым специалистом, а значит, наниматель обязан выплатить ему обозначенные гарантии. В числе прочего выясним нюансы ситуации, когда наниматель принимает решение расширить круг выпускников, для которых законодательством установлены выплаты, или предусматривает увеличение их размеров.

В рамках данной статьи сосредоточимся на теме выплаты молодым специалистам единовременной денежной помощи.

1. Как «узнать в лицо» выпускника, которому положена единовременная денежная помощь

В месячный срок со дня заключения трудового договора (контракта) с выпускником нужно выплатить единовременную денежную помощь. Но не каждому, а лишь тому, кто обладает правом на это. Законодательством определено, что данная денежная гарантия предоставляется следующим категориям выпускников (п. 26, ч. 1 и 2 п. 27 Положения о распределении):

— молодым специалистам, молодым рабочим, получившим среднее специальное образование;

— молодым рабочим (служащим), получившим профессионально-техническое образование.

Справочно
До 01.09.2022 денежная помощь полагалась также отдельным выпускникам, которые молодыми специалистами, молодыми рабочими (служащими) не являлись, а именно выпускникам, получившим высшее или среднее специальное образование в дневной форме получения образования за счет средств физлиц или собственных средств граждан и направленным на работу (подп. 3.4 ст. 48, п. 5, 6 и 7 ст. 84 Кодекса об образовании, в ред., действующей до 01.09.2022).

В силу нововведений в Кодекс об образовании перечень выпускников, которые являются молодыми специалистами или молодыми рабочими (служащими), и которые, соответственно, имеют право на денежную помощь, существенно расширен с 01.09.2022. Теперь таковыми являются:

1) выпускники, работающие по распределению, перераспределению в соответствии с полученной специальностью, присвоенной квалификацией и (или) степенью, получившие (ч. 1 п. 2, ч. 1 п. 6 ст. 72, п. 8 ст. 74, подп. 1.1 ст. 79 Кодекса об образовании):

— высшее, среднее специальное, профессионально-техническое образование в дневной форме получения образования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, кроме лиц, обучавшихся на условиях целевой подготовки;

— среднее специальное, общее высшее или специальное высшее образование, не менее половины срока получения образования которых финансировалось за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов и осуществлялось в дневной форме получения образования, кроме лиц, на момент распределения обучающихся в вечерней, заочной или дистанционной форме получения образования и работающих по получаемой специальности, проходящих военную службу по контракту, а также обучавшихся на условиях целевой подготовки;

2) выпускники, направленные, перенаправленные на работу (п. 1 и 4 ст. 75, ст. 76, подп. 1.1 ст. 79, п. 8 ст. 80 Кодекса об образовании):

— в соответствии с договором о подготовке научного работника высшей квалификации за счет средств республиканского бюджета и получившие в дневной форме получения образования научно-ориентированное образование при освоении содержания образовательной программы аспирантуры (адъюнктуры), докторантуры в государственных учреждениях образования, государственных организациях, реализующих образовательные программы научно-ориентированного образования;

— в соответствии с договором о целевой подготовке специалиста с высшим образованием, специалиста (рабочего) со средним специальным образованием, рабочего (служащего) с профессионально-техническим образованием и получившие общее высшее, специальное высшее, углубленное высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование на условиях целевой подготовки в государственных учреждениях образования в дневной форме получения образования;

— в соответствии с договором о подготовке специалиста (рабочего, служащего) на платной основе и получившие в дневной форме получения образования научно-ориентированное, высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование на платной основе за счет средств юридических лиц, ИП;

— по их желанию и получившие научно-ориентированное, высшее или среднее специальное образование в дневной форме получения образования на платной основе за счет средств физических лиц или собственных средств;

— по их желанию и получившие среднее специальное, общее высшее или специальное высшее образование, менее половины срока получения образования которых финансировалось за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов и осуществлялось в дневной форме получения образования;

— по их желанию и получившие научно-ориентированное, высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование в иностранных организациях (речь идет о выпускниках — гражданах Республики Беларусь) в дневной форме получения образования.

Выпускники, трудоустроенные в счет брони, также являются молодыми специалистами (ч. 3 п. 4 ст. 73 Кодекса об образовании).

Как видим, формулировки, кто такие молодые специалисты, молодые рабочие (служащие) и чем они отличаются от других выпускников, основаны на таких понятиях, как «распределение», «перераспределение», «направление на работу», «виды образования», «источники финансирования обучения». Если свести разрозненные нормы воедино, то очертить круг выпускников, которым наниматель обязан выплатить единовременную денежную помощь, станет проще. Для этого потребуется лишь взглянуть на представленные выпускником документы.

Выпускник может предъявить нанимателю свидетельство о направлении на работу либо справку о самостоятельном трудоустройстве (п. 5, ч. 5 п. 17, ч. 6 п. 25, ч. 2 и 5 п. 29, п. 33 Положения о распределении).

Признаком того, что бухгалтер имеет дело с молодым специалистом, молодым рабочим (служащим), которому обязаны выплатить денежную помощь, является трудоустройство выпускника в организацию по окончании учреждения образования на основании свидетельства (п. 33 Положения о распределении, п. 6 и 11 ст. 72, п. 3 ст. 73, п. 9 ст. 74, п. 4 и 6 ст. 75, п. 5 ст. 76, п. 8 ст. 80 Кодекса об образовании).

Выпускник, который при приеме на работу не предъявил свидетельство или предъявил справку, права на гарантированную законодательством единовременную денежную помощь не имеет (п. 6 Положения о распределении).

2. В каком размере наниматель обязан выплатить

Ответ сведем в таблицу (абз. 5 ст. 48 Кодекса об образовании; ч. 1, 2 и 4 п. 27 Положения о распределении).

Вид образования выпускника Размер денежной помощи Источник сведений
Профессионально-техническое образование Из расчета тарифной ставки (тарифного оклада), оклада Документ об образовании, свидетельство о направлении на работу, трудовой договор (контракт) (п. 7 ч. 2 ст. 19, п. 3 ч. 1 ст. 26 ТК)
Высшее, среднее специальное образование, при этом выпускник:
— получал стипендию В размере месячной стипендии, назначенной в последнем перед выпуском семестре (полугодии) Документ об образовании, свидетельствоо направлении на работу, справка о размере стипендии (п. 3 ч. 1 ст. 26 ТК, ч. 5 п. 27 Положения о распределении, п. 1 и 2 Указа о социальной поддержке обучающихся)
— не получал стипендию В размере социальной стипендии, установленной на дату выпуска

3. Если выплата производится из расчета тарифной ставки (тарифного оклада)

Под тарифной ставкой (тарифным окладом) понимается минимальный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых обязанностей за единицу времени (час, месяц) без учета иных выплат, установленных системой оплаты труда (абз. 15 ч. 1 ст. 1 ТК).

Исходя из этого эксперты в области законодательства о труде считают, что при выплате выпускникам денежной помощи в размерах, установленных Положением о распределении, исходят из тарифной ставки (тарифного оклада) без учета любых повышений, в том числе в связи с заключением контракта.

4. Можно ли выплатить денежную помощь выпускнику, предъявившему справку о самостоятельном трудоустройстве

Выплата такому выпускнику единовременной денежной помощи законодательством не предусмотрена. Вместе с тем наниматель в рамках проводимой в организации социальной политики может расширить круг выпускников, которым выплачивается денежная помощь. Кроме того, наниматель вправе предусмотреть увеличенные ее размеры по сравнению с положениями законодательства. Как правило, детали такой выплаты закрепляются в ЛПА (п. 3 ч. 1, ч. 3 ст. 7, п. 9 ч. 1 ст. 55 ТК; п. 28 Положения о распределении).

Важно учитывать, что в зависимости от того, являются ли производимая выплата и ее размер для конкретного выпускника законодательно установленными или вытекают из положений ЛПА, будут отличаться порядок исчисления «зарплатных» налогов, бухгалтерский и налоговый учет таких сумм.

5. Как документально оформить

Как правило, для осуществления выплаты денежной помощи выпускникам издается соответствующий приказ. В нем указывают основания и размер выплаты. Например, могут обозначаться реквизиты свидетельства о направлении на работу, справки о размере стипендии, трудового договора (контракта) или, если необходимо, то ссылку на положения ЛПА.

Далее на основании первичного учетного документа (расчетно-платежной ведомости, справки-расчета, бухгалтерской справки, иного документа) операции по денежной помощи отражаются в учете.

6. Как исчислить подоходный налог

Единовременная денежная помощь выпускникам льготируется при условии ее выплаты в соответствии с законодательными актами (Конституцией Республики Беларусь, законами, декретами и указами Президента Республики Беларусь) или постановлениями Совмина. Закон может приниматься в виде кодекса (п. 12 ст. 208 НК, п. 5 ст. 2, п. 2 ст. 14 Закона о НПА).

Так, выплата единовременной денежной помощи выпускникам предусмотрена Кодексом об образовании и постановлением Совмина N 572, которым утверждено Положение о распределении. Следовательно, если указанная выплата производится обозначенным выпускникам и в установленных размерах, то подоходный налог не исчисляется.

Если же выплата денежной помощи произведена, например, в соответствии с положениями ЛПА, то к такой выплате (ее части) можно применить иную льготу, которая предусмотрена для доходов социального характера. Такие доходы освобождаются от налогообложения, если их размер в совокупности с другими доходами социального характера за календарный год не превышает (ч. 1 п. 23 ст. 208 НК):

— от организации по месту основной работы 2821 руб.;

— иной организации 186 руб.

7. Как исчислить страховые взносы в ФСЗН и Белгосстрах

На сумму денежной помощи выпускникам взносы в ФСЗН и Белгосстрах не начисляются при условии, что в течение календарного года общая сумма соцвыплат, предусмотренных п. 13 перечня N 115, не превышает сумму, установленную ч. 1 п. 23 ст. 208 НК, от работодателя по основному месту работы — 2821 руб., при работе по внешнему совместительству — 186 руб. (п. 13 перечня N 115).

8. Как отразить в бухучете

Как правило, организация заранее заявляет учреждениям образования о готовности принять на работу выпускника, поэтому выплачиваемую ему денежную помощь можно считать затратами по найму персонала. Соответственно, эту выплату и начисленные на нее страховые взносы можно рассматривать как условно-постоянные косвенные общепроизводственные или управленческие затраты. В зависимости от вида деятельности организации и подразделения, в которое принят выпускник, эти расходы учитываются по дебету счетов 25 «Общепроизводственные затраты», 26 «Общехозяйственные затраты», 44 «Расходы на реализацию» (п. 10 и 11 Инструкции N 102, ч. 1, 3 п. 27, п. 28, ч. 3 п. 35 Инструкции N 50).

Выплаты, которые для данного выпускника предусмотрены положениями ЛПА, отражаются в составе прочих расходов по текущей деятельности на субсчете 90-10 «Прочие расходы по текущей деятельности» (абз. 19 п. 13 Инструкции N 102, ч. 19 п. 70 Инструкции N 50).

Расчеты с выпускниками по выплате им денежной помощи целесообразно отражать на счете 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» (п. 57 Инструкции N 50).

9. Как отразить в налоговом учете

Если выплата денежной помощи выпускникам предусмотрена законодательством и является обязательной, то она учитывается при налогообложении прибыли в составе затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг). Если выплата выпускнику всей суммы денежной помощи или ее части вытекает из норм ЛПА, а не законодательства, то такие суммы при расчете налога на прибыль не учитываются (п. 1 ст. 169, п. 1 ст. 170, подп. 1.3 ст. 173 НК).

Начисленные страховые взносы в ФСЗН и Белгосстрах на суммы денежной помощи, которые при налогообложении прибыли (подп. 2.5 ст. 170, подп. 3.34 ст. 175 НК):

— учитываются в затратах, — включаются в состав затрат;

— не учитываются, — включаются в состав внереализационных расходов.

Обобщим вышеизложенное о порядке исчисления «зарплатных» налогов, бухгалтерском и налоговом учете в отношении единовременной денежной помощи выпускникам.

Размер денежной помощи выпускнику установлен Подоходный налог Страховые взносы в ФСЗН и Белгосстрах Отражение в учете
бухгалтерском налоговом

(налог на прибыль)

Постановлением Совмина N 572 Не облагается Не исчисляются в пределах <**>:

— 2821 руб. по основному месту работы;

— 186 руб. при внешнем совместительстве

На счетах 25, 26, 44 Выплата отражается в составе затрат.

Если на выплату начисляются взносы, то они также отражаются в составе затрат

ЛПА или приказом Не исчисляется в пределах <*>:

— 2821 руб. по месту основной работы;

— 186 руб. при внешнем совместительстве

На субсчете 90-10 Выплата не учитывается.

Если на выплату начисляются взносы, то они отражаются в составе внереализационных расходов

———————————

<*> Если эта выплата в совокупности с иными доходами социального характера за календарный год не превысила указанные пределы.

<**> Если эта выплата в совокупности с соцвыплатами, предусмотренными п. 13 перечня N 115, за календарный год не превысила установленные пределы.

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex