При трудоустройстве прибывших выпускников бухгалтеры нередко задаются вопросами выплат им единовременной денежной помощи и компенсации расходов на переезд. Сперва выясняют, кому из выпускников полагаются подъемные, а после разбираются с “зарплатными налогами”, бухучетом и налогообложением. Предлагаем сделать это в формате вопросов-ответов.

Порой в обиходе таких выпускников-счастливчиков называют собирательно — “молодые специалисты”. Отчасти это не совсем верно, поскольку реальный круг тех, на кого распространяются гарантированные “плюшки”, на порядок шире используемого термина. Расскажем, почему. Разберемся, как на практике определить, что новоявленному работнику наниматель обязан выплатить обозначенные гарантии. В числе прочего выясним нюансы ситуации, когда наниматель принимает решение расширить круг выпускников, для которых предназначены указанные выплаты, или предусматривает увеличенные их размеры.

В рамках данной статьи сосредоточимся на теме выплаты выпускникам единовременной денежной помощи.

Как “узнать в лицо” выпускника, которому положена единовременная денежная помощь? В месячный срок со дня заключения трудового договора (контракта) с выпускником ему нужно выплатить единовременную денежную помощь. Но не каждому, а лишь тому, кто обладает правом на это. Законодательство гласит, что данная денежная гарантия предоставляется трем категориям выпускников <*>:

— молодым специалистам;

— молодым рабочим (служащим), получившим профессионально-техническое образование;

— выпускникам, получившим высшее или среднее специальное образование в дневной форме получения образования за счет средств физлиц или собственных средств граждан и направленным на работу <*>.

Формулировки о том, кто такие молодые специалисты (рабочие, служащие) и чем они отличаются от других выпускников, основаны на понятиях “распределение”, “перераспределение”, “направление на работу”, а также “источники финансирования обучения”. Сведя разрозненные нормы воедино, можно очертить круг выпускников, которым выплатить денежную помощь обязаны. Для этого потребуется лишь взглянуть на представленные документы.

Сперва отметим, наниматель при приеме на работу недавнего выпускника должен требовать предъявления свидетельства о направлении на работу либо справки о самостоятельном трудоустройстве <*>.

Первым признаком права на денежную помощь является трудоустройство в организацию по окончании учреждения образования на основании свидетельства. То есть выпускник, который при приеме на работу его не предъявил или предъявил справку, права на гарантированную законодательством единовременную денежную помощь не имеет. Вместе с тем не всякому выпускнику, у которого имеется свидетельство, полагается денежная выплата. Ориентироваться нужно на записи в этом документе об источниках и условиях финансирования обучения выпускника <*>:

Информация в свидетельстве о направлении на работу об источнике и условиях финансирования обучения выпускника Выплата денежной помощи Примечание
Средства республиканского или местного бюджета / на условиях целевой подготовки Обязательна <*> Является молодым специалистом (рабочим, служащим)
Средства физлиц или собственные средства граждан Обязательна <*> Молодым специалистом (рабочим, служащим) не является
Средства юрлиц (индивидуальных предпринимателей) Обязанности выплачивать нет <*>

В каком размере наниматель обязан выплатить? Ответ сведем в таблицу <*>:

Вид образования выпускника Размер денежной помощи Источник сведений
Профессионально-техническое образование Из расчета тарифной ставки (тарифного оклада), оклада Документ об образовании, трудовой договор (контракт) <*>
Высшее, среднее специальное образование, при этом выпускник:
— получал стипендию В размере месячной стипендии, назначенной в последнем перед выпуском семестре (полугодии) Документ об образовании, справка о размере стипендии <*>
— не получал стипендию В размере социальной стипендии, установленной на дату выпуска

Если выплата производится из расчета тарифной ставки (тарифного оклада), то этот элемент принимается с учетом повышений (например, в связи с заключением контракта) или без их учета? Под тарифной ставкой (тарифным окладом) понимается минимальный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых обязанностей за единицу времени (час, месяц) без учета иных выплат, установленных системой оплаты труда <*>.

Исходя из этого, полагаем, что при выплате выпускникам денежной помощи в размерах, установленных законодательством, исходят из тарифной ставки (тарифного оклада) без учета любых повышений, в т.ч. в связи с заключением контракта. При появлении по этому вопросу разъяснений представителей Минтруда и соцзащиты они будут отражены в материале.

Можно ли выплатить денежную помощь выпускнику, предъявившему справку о самостоятельном трудоустройстве? Выплата такому выпускнику единовременной денежной помощи законодательством не предусмотрена. Вместе с тем наниматель в рамках проводимой в организации социальной политики может расширить круг выпускников, которым выплачивается денежная помощь. Кроме того, наниматель вправе предусмотреть увеличенные ее размеры по сравнению с положениями законодательства. Как правило, детали такой выплаты закрепляются в ЛПА <*>.

Важно учитывать, что в зависимости от того, являются ли производимая выплата и ее размер для конкретного выпускника законодательно установленными или вытекают из положений ЛПА, будут отличаться порядок исчисления “зарплатных” налогов, бухгалтерский и налоговый учет таких сумм.

Как документально оформить? Как правило, для осуществления выплаты денежной помощи выпускникам издается соответствующий приказ. В нем указывают основания и размер выплаты. Например, обозначают реквизиты свидетельства о направлении на работу, справки о размере стипендии, трудового договора (контракта) или, если необходимо, то ссылку на положения ЛПА.

Далее на основании первичного учетного документа (расчетно-платежной ведомости, справки-расчета, бухгалтерской справки, иного документа) операции по денежной помощи отражаются в учете.

Как исчислить подоходный налог? Единовременная денежная помощь выпускникам льготируется при условии ее выплаты в соответствии с законодательными актами (Конституцией Республики Беларусь, законами, декретами и указами Президента Республики Беларусь) или постановлениями Совмина <*>. Закон может приниматься в виде кодекса <*>.

Так, выплата единовременной денежной помощи выпускникам предусмотрена Кодексом об образовании и Постановлением Совмина N 821. Следовательно, если указанная выплата производится обозначенным выпускникам и в установленных размерах, то подоходный налог не исчисляется.

Если же выплата денежной помощи произведена, например, соответствии с положениями ЛПА, то к такой выплате (ее части) можно применить иную льготу, которая предусмотрена для доходов социального характера <*>

Как исчислить страховые взносы в ФСЗН и Белгосстрах? В этом вопросе имеются некоторые нюансы. Казалось бы, такая выплата не является объектом для исчисления страховых взносов, поскольку созвучна льготе, установленной п. 7 Перечня N 115. Однако не все так просто.

Полномочия давать разъяснения по вопросам, связанным с применением указанного Перечня, предоставлены ФСЗН. Согласно Письму ФСЗН страховые взносы на данную выплату следует начислять, поскольку в вышеназванном пункте Перечня речь идет о материальной помощи, предусмотренной законодательными актами, а не о денежной помощи, установленной законодательством <*>.

Таким образом, денежная помощь выпускникам, выплачиваемая в соответствии с Постановлением N 821, а также согласно ЛПА, является объектом для исчисления страховых взносов в ФСЗН и Белгосстрах <*>.

Как отразить в бухучете? Как правило, организация заранее заявляет учреждениям образования о готовности принять на работу выпускника, поэтому выплачиваемую ему денежную помощь можно считать затратами по найму персонала. Соответственно эту выплату и начисленные на нее страховые взносы можно рассматривать как условно-постоянные косвенные общепроизводственные или управленческие затраты. В зависимости от вида деятельности организации и подразделения, в котором работает выпускник, эти расходы учитываются по дебету счетов 25 “Общепроизводственные затраты”, 26 “Общехозяйственные затраты”, 44 “Расходы на реализацию” <*>.

Выплаты, которые для данного выпускника предусмотрены лишь положениями ЛПА, а также начисленные на них страховые взносы отражаются в составе прочих расходов по текущей деятельности (на субсчете 90-10) <*>.

Расчеты с выпускниками по выплате им денежной помощи целесообразно отражать на счете 73 “Расчеты с персоналом по прочим операциям” <*>.

Как отразить в налоговом учете? Если выплата денежной помощи выпускникам предусмотрена законодательством и является обязательной, то она учитывается при налогообложении прибыли в составе затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг). Если выплата выпускнику всей суммы денежной помощи или ее части вытекает из норм ЛПА, а не законодательства, то такие суммы при расчете налога на прибыль не учитываются <*>.

Начисленные страховые взносы в ФСЗН и Белгосстрах на суммы денежной помощи, которые при налогообложении прибыли <*>:

— учитываются в затратах, — включаются в состав затрат;

— не учитываются, — включаются в состав внереализационных расходов.

Обобщим вышеизложенное о порядке исчисления “зарплатных” налогов, бухгалтерском и налоговом учете в отношении единовременной денежной помощи выпускникам:

Размер денежной помощи выпускнику установлен Подоходный налог Страховые взносы в ФСЗН и Белгосстрах Отражение в учете
бухгалтерском налоговом

(налог на прибыль)

Постановлением N 821 Не облагается Исчисляются На счетах 25, 26, 44 Выплата и начисленные на нее взносы отражаются в составе затрат
ЛПА или приказом Не исчисляется в пределах 2115 руб. (если эта выплата в совокупности с иными доходами социального характера за год не превысила указанный предел) Исчисляются На субсчете 90-10 Выплата не учитывается, а начисленные на нее взносы отражаются

в составе внереализационных расходов

Читайте этот материал в ilex >>*

* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex