Организация вправе законсервировать принадлежащий ей на праве собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления) объект основных средств — автомобиль — при наличии одного из установленных оснований. В том числе — при неиспользовании в хоздеятельности свыше трех месяцев подряд (ч. 1 п. 2 постановления N 431, ч. 1 п. 5 Положения N 431). Рассмотрим, какую экономическую пользу может принести консервация.

С экономической точки зрения консервация автомобиля может быть целесообразна, если выгоды, которые она принесет, превысят сумму дополнительных расходов, обусловленных консервацией.

Законодательство по бухучету понимает под экономической выгодой получение организацией доходов от реализации активов, снижение расходов и иные выгоды, возникающие от использования организацией активов (абз. 8 ч. 1 п. 2 Инструкции N 102). Этот же подход можно применить и к рассматриваемой ситуации. Причем применительно к консервации имущества, в частности транспортного средства, речь будет идти в первую очередь о снижении расходов.

Какие же расходы позволит уменьшить консервация?

1. Транспортный налог

Транспортные средства, зарегистрированные за организацией в ГАИ, являются объектом обложения транспортным налогом. При этом не имеет значения, используется данное имущество или нет. Консервация транспортного средства дает организации право на применение льготы по транспортному налогу (п. 1 ст. 307-2, абз. 5 ст. 307-3 НК).

Примечание
Если рассматривать льготу по транспортному налогу как выгоду, которую несет за собой консервация, следует помнить:
— что отдельные категории организаций не являются плательщиками транспортного налога. Например, перевозчики, включенные в перечни автомобильных перевозчиков, обязанных выполнять автомобильные перевозки транспортом общего пользования (п. 2 ст. 307-1 НК);
— отдельные категории транспортных средств не признаются объектом обложения транспортным налогом. Например, выпущенные ранее 01.01.1992 (п. 2 ст. 307-2 НК).
В таких ситуациях транспортный налог по консервируемому автомобилю не исчисляется изначально. Следовательно, консервация выгоду в виде уменьшения суммы транспортного налога не принесет.

Льгота предоставляется с месяца, следующего за месяцем, в котором возникли правовые основания для ее применения. Уплата транспортного налога возобновляется с месяца, следующего за месяцем, в котором утрачены правовые основания для применения льготы (п. 4-1 ст. 307-7 НК).

Наличие законсервированных автомобилей влияет не только на величину суммы транспортного налога к уплате за год, но и на исчисление авансовых платежей. Организации должны исчислять и уплачивать авансовые платежи по транспортному налогу за I — III кварталы года. Их суммы определяют исходя из наличия транспортных средств на 1 января, 1 апреля и 1 июля соответственно (п. 8 ст. 307-7 НК). Если по состоянию на 1 января (апреля, июля) транспортное средство не облагается транспортным налогом в связи с применением льготы, в расчете авансового платежа за соответствующий квартал этот объект не участвует.

Документы, подтверждающие консервацию транспортного средства, в общем случае представлять в налоговую не нужно.

Важным аспектом является то, что льгота предоставляется, если транспортное средство законсервировано в порядке, установленном Совмином (абз. 5 ст. 307-3 НК). Следовательно, если этот порядок нарушен, право на льготу по транспортному налогу не возникает.

В отношении автомобилей, являющихся государственным имуществом, порядок консервации определен Положением N 431. При этом к госимуществу будет относиться находящееся в госсобственности недвижимое и движимое имущество, закрепленное за государственными органами и организациями, государственными юрлицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления или переданное в безвозмездное пользование ссудополучателям (п. 1, абз. 2 п. 3 Положения N 431).

Негосударственным юрлицам Совмин предоставил право самостоятельно определить порядок принятия решений о консервации имущества, находящегося в их собственности (хозяйственном ведении, оперативном управлении). При этом должны:

— соблюдаться основания и сроки, предусмотренные в Положении N 431;

— выполняться мероприятия и работы, предусмотренные в п. 10 и ч. 2 п. 11 Положения N 431 (ч. 1 п. 2 постановления N 431).

2. Амортизационные отчисления

При консервации автомобилей амортизация по нему не начисляется. При этом консервация должна быть проведена в соответствии с законодательством. В иной ситуации начисление амортизации не прекращается (абз. 2 ч. 1 п. 35 Инструкции N 37/18/6). В той ситуации, когда автомобиль уже самортизирован, сэкономить на амортизации не получится.

После передачи в эксплуатацию находившегося на консервации транспортного средства организация возобновляет начисление амортизации по данному объекту основных средств. Амортизация начисляется:

— при линейном или нелинейном способе — начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем передачи в эксплуатацию, исходя из недоамортизированной стоимости объекта на первое число месяца начисления амортизации и остаточного срока полезного использования. Остаточный срок полезного использования рассчитывается как разность установленного срока полезного использования и срока фактического начисления амортизации на первое число месяца, следующего за месяцем перевода на консервацию;

— производительном способе — исходя из недоамортизированной стоимости и ресурса объекта начиная с месяца передачи в эксплуатацию.

При этом можно использовать способ амортизации, применяемый до перевода автомобиля на консервацию, либо заново установить способ начисления амортизации по объекту (приложение 4 к Инструкции N 37/18/6).

3. Страховые взносы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств

Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств относится к обязательному страхованию. Организация может заключить:

— договор внутреннего страхования;

— договор комплексного внутреннего страхования.

Отметим, что договор страхования «Зеленая карта» заключается в отношении транспортного средства, зарегистрированного в Беларуси и выезжающего за ее пределы для его использования в дорожном движении государства — члена системы «Зеленая карта».

Если транспортное средство не участвует в дорожном движении, заключать договоры страхования не обязательно (абз. 3 подп. 4.1, п. 149, п. 151, ч. 1 п. 152, ч. 1, 3, 4 и 9 п. 155 Положения о страховой деятельности).

В определенных ситуациях договор страхования может быть прекращен досрочно. К таким ситуациям относится, в том числе приостановка эксплуатации транспортного средства юрлица по его инициативе на неопределенный срок (нахождение в длительном ремонте, временное отсутствие необходимости в эксплуатации, постановка на консервацию и иное) (абз. 6 ч. 2 п. 173 Положения о страховой деятельности).

Для досрочного прекращения договора страхования организации следует обратиться к страховщику с письменным заявлением, к которому прилагаются необходимые документы. Страховщик в такой ситуации возвращает часть страхового взноса за полные месяцы со дня, следующего за днем подачи заявления, до окончания срока страхования с удержанием пропорционально этой части средств, отчисленных в фонд предупредительных (превентивных) мероприятий, гарантийные фонды Белорусского бюро, и выплаченного комиссионного вознаграждения в размере не более установленного Минфином. Если договор страхования расторгается до его вступления в силу, уплаченный страховой взнос возвращается полностью (ч. 3, 5 и 6 п. 173 Положения о страховой деятельности; абз. 6 ч. 1 п. 54, п. 55 Правил проведения обязательного страхования).

Формулы, по которым производится расчет возвращаемой части страхового взноса, определены Белорусским бюро по транспортному страхованию (п. 57 и 58 Правил проведения обязательного страхования).

Возврат страхового взноса (его части) производится в течение пяти рабочих дней, следующих за днем подачи заявления о досрочном прекращении договора страхования (п. 60 Правил проведения обязательного страхования).

Исключением из правила о возврате части страхового взноса является ситуация, когда по досрочно расторгнутому договору производилась выплата страхового возмещения. В такой ситуации часть страхового взноса не возвращается. Если по данному договору страхования подано заявление о выплате страхового возмещения, часть страхового взноса возвращается в случае, когда страховщик отказал в выплате страхового возмещения (ч. 7 п. 173 Положения о страховой деятельности).

Организации следует проанализировать и иные расходы, которые она несет в связи с наличием автомобиля, с точки зрения возможности их уменьшения. Однако при оценке выгоды консервации целесообразно учитывать только уменьшение расходов, обусловленное именно консервацией.

Допустим, автомобиль организации застрахован по системе «автокаско». Договор страхования предусматривает право организации отказаться от договора в любое время, если к моменту отказа возможность наступления страхового случая не отпала по обстоятельствам иным, чем страховой случай. При этом страховщик возвращает часть страховой премии (кроме ситуаций, когда имела место выплата страхового возмещения или подача заявления об ущербе). Отказ от страховки позволит организации сократить расходы, однако с консервацией это не связано, т.к. договор страхования не увязывает возможность отказа с консервацией транспортного средства.

При определении дополнительных расходов, которые организация будет нести в связи с консервацией автомобиля, следует проанализировать:

— расходы на мероприятия по консервации;

— расходы на работы, осуществляемые в период консервации;

— расходы на мероприятия по расконсервации.

В расчет логично принять только те затраты, которые возникают дополнительно и обусловлены именно консервацией. Например, если какие-либо работы по техническому обслуживанию автомобиля следует проводить вне зависимости от того, законсервировано транспортное средство или простаивает, расходы на эти работы рационально не учитывать при определении экономической целесообразности консервации.

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex