
Часть IТ-специалистов, которые остаются в Беларуси, готовы работать на белорусском и российском рынках, осваивать заказы государственных и коммерческих структур. Однако в Беларуси и России их поджидают ряд барьеров. Наряду с этим белорусские айтишники не прочь продолжать работать с партнерами из США и Европы, но для этого надо преодолевать последствия западных санкций.
Самой успешной отраслью российской экономики в I квартале 2023 года стала сфера информационных технологий и связи. IТ-сектор показал рост прибыли на уровне 78% по сравнению с тем же периодом 2022 года. Игроки на рынке связывают успех главным образом с тем, что российские вендоры после ухода западных конкурентов занялись импортозамещением программного обеспечения (ПО). Объемы заказов исчисляются в десятках миллиардов долларов.
В 2022 году резиденты белорусского Парка высоких технологий (ПВТ) увеличили экспорт IT-услуг в РФ в 1,8 раза. Айтишники получили из России заказы более чем на 300 млн долларов. При этом у белорусского бизнеса сохраняется ряд сложностей с доступом на российский рынок. В частности, айтишники в ряде случаев не могут напрямую принимать участия в закупках российских госзаказчиков и госкомпаний, а также использовать механизмы налоговых льгот и грантовой поддержки в России.
К 7 сентября Россия и Беларусь должны подготовить совместный перечень регуляторных барьеров в части допуска разработчиков ПО обеих стран к реализации проектов в ключевых отраслях экономики. Помимо определения регуляторных барьеров также должен быть проработан вопрос гарантий.
— Белорусской стороне на правительственном уровне необходимо проработать вопрос о гарантиях по сохранению контроля над правами на ПО за белорусской стороной и переходом этих прав в юрисдикции отличные от российской и белорусской, — говорит замминистра промышленности и торговли РФ Василий Шпак. — Условно, если мы запускаем белорусскую компанию со своим решением на ключевые российские предприятия, то у нас должна быть юридически значимая гарантия, что ни права на эти программные продукты, ни доли или акции компаний, обладающими правами на эти продукты, не перейдут во владение третьих лиц, а останутся или в белорусской, или в российской, или в совместной юрисдикции.
По мнению Шпака, без решения этого вопроса на уровне правительств странам будет очень сложно двигаться в части совместного/скоординированного развития ИТ.
— От белорусских коллег ожидаем конкретный список потребностей в отраслях промышленности, которые можно закрыть совместными усилиями наших разработчиков, — добавил он.
За 2021 год объем реализации IT-продуктов и услуг резидентами Парка высоких технологий на внутреннем рынке Беларуси составил 1,3 млрд белорусских рублей. Такая же цифра была и в 2022 году.
В Минсвязи признают, что для белорусских айтишников иностранный рынок более привлекателен по расценкам. Но и «внутренний рынок не менее интересен».
— Можно взглянуть на государственные программы в разрезе цифровых мероприятий: там предусмотрены необходимые ресурсы как на приобретение готового ПО, так и на его разработку. Это позволяет в достаточной степени стимулировать резидентов ПВТ работать на цифровизацию внутри страны. Кроме этого, мы с учетом мнения резидентов ПВТ подготовили ряд законодательных инициатив, создающих более удобные и благоприятные условия для интенсивного внедрения отечественных разработок внутри страны, — сказала ilex замминистра связи и информатизации Анна Рябова.
Так, только на одну государственную программу «Цифровое развитие Беларуси» в 2021-2025 годах планировалось выделить 3,7 млрд рублей. Это как средства из бюджета и фонда универсального обслуживания связи и информатизации, так и собственные деньги исполнителей мероприятий, в том числе крупных госструктур.
Помимо вопросов ценообразования белорусские IT-компании «хотят понять, что у них будет стабильный рынок, заказы будут генерироваться». «Второй момент — это устойчивые правила игры. Третий вопрос — алгоритм взаимодействия с государственными организациями», — уточнила Рябова.
Однако очевидно, что белорусские айтишники не собираются работать только в двух странах. Подтверждением этому является тот факт, что в прошлом году экспорт резидентов ПВТ хоть и снизился на 700 млн долларов, но составил весомые 2,5 млрд долларов.
Чтобы продолжать работать на рынках США и Европы белорусские IТ-компании пытались адаптироваться к последствиям западных санкций, закрывали офисы в Беларуси и релоцировались в другие страны.
В апреле 2023 года был подписан указ N 102 «О развитии Парка высоких технологий», который должен способствовать взаимодействию IT-компаний Беларуси с зарубежными заказчиками.
Ключевые новеллы документа призваны реорганизовать Администрацию ПВТ, нивелировать риски от возможной мобилизации айтишников и непрохождения платежей. Новая управляющая компания среди прочего должна обеспечивать поступление платежей в Беларусь. Ранее западные партнеры опасались перечислять деньги в Беларусь из-за риска нарушить санкционный режим.
Недавно в Объединенных Арабских Эмиратах зарегистрировали компанию High Tech Park Management Company Limited. В июне было выдано разрешение на открытие представительства этой компании в Минске, где сейчас размещается Администрация ПВТ.
Наряду с оргвопросами правовые и налоговые преференции сохранились на прежнем уровне без каких-либо изменений.
На этом фоне прирастает число резидентов ПВТ. В мае 2023 года после продолжительного перерыва прошла регистрацию в парке 31 компания, а 14 июля — 33. В числе новичков представители различных сфер – от финтеха до охраны окружающей среды. В итоге в настоящее время в ПВТ – более 1000 резидентов и 78 тысяч работников. Правда, в минувшем году из сектора информационных технологий уволили на 16,5 тыс. человек больше, чем приняли на работу. Впервые уменьшилось число вакансий для айтишников.