Внешняя торговля Беларуси в начале 2023 года продолжает демонстрировать положительную динамику. Основной прирост приходится на Россию. Так, в I квартале 2023 года белорусский экспорт товаров в РФ увеличился на 56% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако, как выяснилось, Беларусь ощущает на российском рынке сложности из-за демпинга третьих стран и ограничений при закупках.

Источник — https://ru.freepik.com/

По данным Нацбанка, в январе-марте 2023 года внешнеторговый оборот товаров и услуг Беларуси вырос на 11,6% до 23,25 млрд долларов. Белорусский экспорт товаров и услуг за три месяца увеличился на 8,1% до 11,75 млрд долларов, а импорт – на 15,4% до 11,5 млрд долларов. Основной вклад в формирование профицита во внешней торговле внесла сфера услуг. В январе-марте положительное сальдо внешней торговли услугами сложилось в размере 754,7 млн долларов. Оно сократилось на 35,7% в сравнении с 2022 годом.

В свою очередь сальдо внешней торговли товарами оказалось отрицательным. По данным Нацбанка, оно составило 511,9 млн долларов. Белстат сообщает о «минусе» в почти 700 млн долларов.

Экспорт белорусских товаров в I квартале 2023 года увеличился на 12,6% до 9,828 млрд долларов. Импорт вырос на 15,8% и достиг 10,525 млрд долларов.

Белстат не дает детальную разбивку по странам. Из статистической информации лишь понятно, что источником увеличения импорта являются страны вне СНГ. Рост составил 55,7% — до 4,886 млрд долларов. В то же время экспорт белорусских товаров в эти страны был на 7,9% ниже, чем в январе-марте 2022 года, и достиг 3,194 млрд долларов.

Что касается экспорта товаров, то его Беларусь активнее всего наращивала в страны СНГ — до 6,628 млрд долларов (плюс 26,1%). Основным рынком сбыта в этом направлении является Россия. Это и не удивительно. По данным Минэкономики, в 2022 году доля РФ в общем товарообороте Беларуси достигла 60%.

В I квартале 2023 года белорусско-российский товарооборот вырос более чем на 22% по сравнению с аналогичным периодом минувшего года. Экспорт Беларуси в Россию прибавил на 56,6%. По оценкам посла Беларуси в РФ Дмитрия Крутого, текущие высокие темпы роста экспорта сохранятся «до июня-июля, дальше произойдет определенное выравнивание». Но целевой прогноз – рост белорусского экспорта в РФ на 6,5% по итогам 2023 года – может быть перевыполнен.

Помимо традиционной продукции («тракторы, грузовики, сыр») есть отрасли, которые ранее не работали на российском рынке в большом масштабе. Например, металлургия. «Восстановился рынок поставок наших легковых автомобилей», — отметил посол. Также среди важных видов поставок он назвал продукцию станкостроения, микросхемы, телевизоры, ноутбуки.

В тоже время остается еще ряд нерешенных вопросов при поставках белорусской продукции в РФ. О них шла речь во время недавнего визита вице-премьера-министра промышленности и торговли России Дениса Мантурова в Минск.

— На встрече обсуждалась тема общей защиты нашего союзного рынка, потому что параллельный импорт и демпинг третьих стран имеют место быть. Для нас критически важен сегмент машиностроения. Безусловно, мы хотим сохранить доли наших предприятий по поставкам в Россию, – сказал Крутой.

На российском рынке машиностроения сейчас активизировался Китай. Компании из этой страны являются для России поставщиком номер один по количеству ввозимой специальной техники. В топ-25 самых продаваемых марок спецтехники и самоходных машин в I квартале 2023 года вошли 14 китайских брендов (Shantui, Zoomlion, LiuGong, Jac и другие). Кроме них в числе лидеров также оказались три турецкие марки (Cukurova, MST, Hidromek) и по одному-двум представителям Японии, Южной Кореи, США, Великобритании.

Китайские компании заняли высокие места и на рынке грузовиков. В связи с этим, несмотря на рост продаж, доля Минского автозавода не растет.

По данным агентства «Автостат», регистрации новых грузовиков МАЗ в России за январь-апрель 2023 года увеличились на 39,1% до 2014 единиц. Для сравнения: в 2021 году регистрации белорусских грузовиков в I квартале составили 1889 единиц, в 2020-м – 971, в 2019-м – 1191, в 2018-м – 1162, в 2017-м – 1105. При этом доля Минского автозавода на рынке РФ сохранилась на уровне 5,2%. Китайские компании по итогам четырех месяцев занимают 49,9% рынка против 10,9% в прошлом году за аналогичный период. Многолетним лидером остается российский КамАЗ. Но его доля сократилась с 40,3% до 25,3%.

Дмитрий Крутой также подчеркнул, что для Беларуси важен и рынок пассажирской техники.

— В России реализуется ряд мощных федеральных программ по обновлению парка и в сфере электротранспорта, и в сфере классических автобусов. А наши производители могут предложить свои модели. Мы договорились, что в ближайшее время на уровень правительства России будет передан перечень отдельных товарных позиций, по которым сохраняются определенные ограничения на поставки. Российская сторона выразила готовность эти ограничения отменить, – пояснил он.

Крутой посетовал на недостаточную коммуникацию по импортозамещению между предприятиями Беларуси и России.

— Конечно, в условиях санкционного давления нам хотелось бы более быстрой переориентации и поиска партнеров по критической компонентной базе. Те институты, которые должны у нас заниматься этими вопросами, они просто где-то не знают друг друга. Потому что и в России, и в Беларуси — широчайшая номенклатура продукции, которую спокойно можно замещать, и по качеству она ничем не уступает западной. Поэтому проблема общая — в коммуникации, — сказал он.

Наряду с этим дипломат считает поставки белорусской продукции за Урал более перспективны, чем в близлежащие регионы России.

— На мой взгляд, сегодня Урал, Сибирь и Дальний Восток более перспективны, чем близлежащая северо-западная зона на расстоянии до 1000 километров. Последние визиты в Сибирский регион это показывают. Там спрос на белорусскую продукцию огромный и абсолютно платежеспособный. Сейчас стоит задача выстроить каналы доставки продукции и обратной загрузки поездов, автомобильного либо авиатранспорта. И постараться открыть прямые авиарейсы, чтобы обеспечить связь между бизнесом наших стран, – резюмировал Крутой.