Финансовое оздоровление сельхозорганизаций: немного истории

До вступления в законную силу Указа от 02.10.2018 N 399 (далее — Указ № 399)
(до 07.01.2019) сельхозорганизации могли использовать механизмы финансового оздоровления, закрепленные в Указе от 04.07.2016 N 253 (далее – Указ № 253).

Напомним, что в соответствии с ч. 1 п. 1 Указа N 253 органам госуправления было поручено рассмотреть на заседаниях соответствующих комиссий по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) бизнес-планы сельхозорганизаций и подготовить рекомендации о целесообразности проведения досудебного оздоровления сельхозорганизаций или нецелесообразности таких мер и необходимости подачи в суд, рассматривающий экономические дела, заявления об экономической несостоятельности (банкротстве).

Во исполнение Указа N 253 Совмин утвердил перечень сельхозорганизаций, подлежащих досудебному оздоровлению, а также перечень сельхозорганизаций, в отношении которых необходимо проведение процедуры экономической несостоятельности (банкротства).

Следует констатировать, что включение субъектов хозяйствования в перечень сельхозорганизаций, подлежащих досудебному оздоровлению, отразилось в первую очередь на работе органов принудительного исполнения. У последних сложилась определенная позиция касательно данных организаций. А именно: принятие исчерпывающих мер к ним названные органы не считали целесообразным, поскольку эти организации находятся в стадии финансового оздоровления. Кроме того, в отношении ряда сельхозорганизаций, которые обратились в суд, рассматривающий экономические дела, с заявлением о возбуждении производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), была введена процедура санации.

Однако, по всей видимости, механизмы, введенные Указом N 253, не привели к положительному результату, в связи с чем был принят Указ N 399.

Сфера действия Указа N 399

Исходя из анализа положений Указа N 399, можно сделать вывод о том, что он распространяет свое действие лишь на неплатежеспособные сельхозорганизации, включенные в перечни неплатежеспособных сельхозорганизаций, подлежащих финансовому оздоровлению (далее — перечень). Обращаем внимание, что вышеназванный перечень не идентичен перечню сельхозорганизаций, подлежащих досудебному оздоровлению.

Нельзя не отметить и тот факт, что Указ N 399 затрагивает права и законные интересы абсолютно всех кредиторов неплатежеспособных сельхозорганизаций независимо от формы собственности этих юрлиц, за исключением случаев, установленных в его п. 6.

Так, действие Указа N 399 не распространяется:

— на неплатежеспособные сельхозорганизации, находящиеся в процедуре ликвидационного производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве);

— отношения по погашению задолженности неплатежеспособных сельхозорганизаций по платежам в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (кроме задолженности по штрафам и пеням за нарушение сроков и порядка внесения указанных платежей).

Справочно
Под неплатежеспособными сельхозорганизациями понимаются юрлица, включая их обособленные подразделения <*>:
— основной вид деятельности которых относится к группам 011 — 016 ОКРБ
005-2011 (например, животноводство, смешанное сельское хозяйство);
— у которых неплатежеспособность приобретает или имеет устойчивый характер.

Перечни неплатежеспособных сельхозорганизаций

Условием включения неплатежеспособной сельхозорганизации в перечень является разработка бизнес-плана, который отражает порядок реструктуризации задолженности <*>.

Представляется, что до разработки бизнес-плана сельхозорганизации должны обратиться к кредиторам с предложениями по реструктуризации задолженности и выбору конкретных механизмов.

Бизнес-план разрабатывается с учетом выбранных кредиторами механизмов реструктуризации задолженности в соответствии с подп. 1.2 п. 1 Указа N 399 и подлежит согласованию соответствующими рай-, гор- и облисполкомами.

В случае согласования бизнес-плана облисполком принимает решение о включении неплатежеспособной сельхозорганизации в перечень. В течение трех рабочих дней со дня принятия оно размещается на официальном сайте облисполкома.

Кредиторы могут обжаловать такое решение в суд. На это отводится десять рабочих дней со дня его размещения на соответствующем сайте <*>.

На председателей рай-, горисполкомов возлагается обязанность совместно с руководителями неплатежеспособных сельхозорганизаций и управляющими в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) обеспечить <*>:

— обращение неплатежеспособных сельхозорганизаций к кредиторам за реструктуризацией задолженности, а также разработку бизнес-планов;

— реализацию бизнес-планов и эффективную деятельность сельхозорганизаций (отсутствие убытков, просроченных обязательств и восстановление платежеспособности).

Механизмы реструктуризации задолженности

Под реструктуризацией задолженности понимается изменение формы требования, срока возврата и (или) погашения задолженности сельхозорганизации, не имеющей возможности ее погасить, осуществляемое в соответствии с подп. 1.2 п. 1 Указа N 399 <*>.

Задолженность сельхозорганизаций, включенных в перечень, подлежит реструктуризации посредством:

— увеличения уставного фонда хозобщества в пределах суммы образовавшейся задолженности с передачей акций (долей в уставном фонде) кредитору;

— предоставления отсрочки погашения задолженности на три года с последующей рассрочкой на пять лет или предоставления отсрочки погашения задолженности с последующей рассрочкой на иной срок по соглашению с кредиторами;

— эмиссии местными исполнительными и распорядительными органами облигаций с последующей их продажей банкам, ОАО «Банк развития Республики Беларусь» для целей приобретения активов, сформированных на сумму задолженности (части задолженности) по кредитным договорам, заключенным с неплатежеспособными сельхозорганизациями, либо передачи указанных активов в ОАО «Агентство по управлению активами»;

— иным путем, установленным законодательными актами (передача участниками хозобщества акций (долей в уставном фонде) кредитору, полное либо частичное освобождение от имущественной обязанности по погашению задолженности и т.д.).

Правовые последствия включения сельхозорганизаций в перечень

С даты включения неплатежеспособной сельхозорганизации в перечень приостанавливается начисление процентов, пеней (штрафов) по всем видам задолженности. Исключение составляет задолженность, возникшая после включения такой организации в перечень, а также проценты, начисляемые ОАО «Агентство по управлению активами», банками и ОАО «Банк развития Республики Беларусь») <*>.

Процентная ставка за пользование кредитами, выданными неплатежеспособным сельхозорганизациям банками и ОАО «Банк развития Республики Беларусь», может быть снижена до 1,5% годовых в соответствии с заключенными дополнительными соглашениями к кредитным договорам <*>.

Включение в перечень неплатежеспособных сельхозорганизаций, в отношении которых возбуждено дело об экономической несостоятельности (банкротстве), кроме организаций, находящихся в процедуре ликвидационного производства, влечет прекращение производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) по решению суда <*>.

Указ N 399 закрепляет положение, в соответствии с которым включенная в перечень неплатежеспособная сельхозорганизация, не являющаяся хозобществом, может в таковое преобразоваться. Госрегистрация принадлежащего этой организации недвижимого имущества допускается после завершения ее реорганизации на основании техпаспортов и передаточного акта <*>.

В отношении включенных в перечень государственных неплатежеспособных сельхозорганизаций (неплатежеспособных сельхозорганизаций с долей государства в уставном фонде) могут применяться следующие меры по повышению эффективности их управления <*>:

— сдача предприятия как имущественного комплекса сельхозорганизации в аренду, в том числе с правом последующего его выкупа по результатам реализации бизнес-плана по ее финансовому оздоровлению;

— передача в доверительное управление находящихся в госсобственности акций (долей в уставном фонде) сельхозорганизации, в том числе с правом последующего их выкупа по результатам реализации бизнес-плана;

— передача полномочий исполнительного органа (руководителя) сельхозорганизации по договору другой коммерческой организации (управляющей организации) либо ИП (управляющему), в том числе с правом последующего выкупа имущественного комплекса сельхозорганизации по результатам реализации бизнес-плана;

— продажа путем проведения аукциона (конкурса) имущественного комплекса, акций (долей в уставном фонде) сельхозорганизации, находящихся в республиканской или коммунальной собственности, соответственно по решению Президента либо по согласованию с ним, если иное не установлено Президентом;

— иные меры, предусмотренные законодательством.

Кроме того, Указ N 399 закрепляет положение, в соответствии с которым в собственность руководителя сельхозорганизации, работающего по трудовому договору (контракту), по итогам реализации бизнес-плана могут быть безвозмездно переданы акции (доли в уставном фонде) такой организации <*>:

— находящиеся в республиканской собственности — по решению Президента;

— находящиеся в коммунальной собственности — по решению соответствующего местного исполнительного комитета, согласованному с Президентом.

Количество таких акций (доли в уставном фонде) составляет не более 25% плюс одна акция от общего количества акций сельхозорганизации (доля) в размере не более 25,01% уставного фонда <*>.

Необходимо отметить, что сумма задолженности определяется на 1-е число месяца, следующего за месяцем включения сельхозорганизации в перечень <*>.

Если кредитор и сельхозорганизация не достигнут согласованного решения относительно применения механизмов реструктуризации задолженности, бизнес-план будет разрабатываться с предоставлением отсрочки на три года с последующей рассрочкой на пять лет <*>.

Следует учитывать, что Указ N 399 не предусматривает для контрагентов возможности отказать сельхозпредприятиям в реструктуризации образовавшейся кредиторской задолженности.

При предоставлении сельхозорганизациям отсрочки (рассрочки) погашения задолженности в соответствии с Указом N 399 действие отсрочки (рассрочки), предоставленной ранее согласно иным законодательным актам, прекращается <*>.

Реструктуризация задолженности путем предоставления отсрочки платежей с последующей их рассрочкой осуществляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем включения сельхозорганизации в перечень, после подачи ею заявления в отношении задолженности по прочим обязательствам в соответствующую организацию или ИП, являющиеся кредиторами <*>.

Стоит отметить, что при исключении сельхозорганизации из перечня действие отсрочки (рассрочки), предоставленной в соответствии с п. 6, 7 Положения о реструктуризации задолженности неплатежеспособных сельхозорганизаций, сохраняется на период действия бизнес-плана при соблюдении установленных условий <*>.

Таким образом, Указ N 399 ввел ряд новых механизмов, позволяющих проводить мероприятия финансового оздоровления неплатежеспособных сельхозпредприятий, практика реализации которых до этого была достаточно туманна. Кроме того, на наш взгляд, данный НПА существенно затрагивает права и законные интересы кредиторов неплатежеспособных сельхозорганизаций, склоняя чашу весов в пользу последних. А это в дальнейшем может привести к возникновению значительного числа споров.

Читайте этот материал в ilex >>
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex