С 21.02.2019 вступила в силу Инструкция о порядке оформления предварительных заказов на обслуживание покупателей в объектах общепита, в которой в том числе были:

— конкретизированы и расширены нормы, регулирующие порядок оформления и регистрации предварительного заказа;

— прописаны нюансы оплаты.

Под предварительным заказом понимается оформленный в порядке, определяемом продавцом, документ на обслуживание покупателя в объекте общепита, оказание услуг, связанных с осуществлением общепита, не позднее чем за один календарный день до их исполнения <*>.

По предварительным заказам работают продавцы — юрлица и ИП, осуществляющие общественное питание <*>. Их клиентами — покупателями — являются физлица или юрлица, ИП, обратившиеся в объект общепита за обслуживанием, оказанием услуг, связанных с осуществлением общепита <*>.

Справочно
Общественное питание — предпринимательская деятельность, направленная на производство продукции общественного питания, продажу и организацию потребления продукции и товаров с оказанием либо без оказания услуг, связанных с осуществлением общественного питания.
Продукция общественного питания — кулинарная продукция, хлебобулочные, кондитерские изделия и напитки, производимые при осуществлении общественного питания <*>.

Оформление и регистрация предварительного заказа

Работник продавца может принять предварительный заказ различными способами: при личном визите покупателя, по телефону, посредством глобальной компьютерной сети Интернет <*>. Его нужно зарегистрировать в единой книге учета предварительных заказов, которая должна вестись продавцом в произвольной форме <*>. Требований к прошнуровыванию книги, проставлению печати нет.

Полагаем, что записи, вносимые в книгу, должны содержать в том числе сведения:

— о дате приема заказа;

— покупателе (Ф.И.О. физлица или ИП, наименование юрлица, иные реквизиты);

— дате, времени, месте исполнения заказа;

— Ф.И.О. работника продавца, принявшего заказ.

Не позднее чем за один календарный день до начала обслуживания в объекте общепита, оказания услуг, связанных с осуществлением общепита, работник продавца совместно с покупателем должен оформить предварительный заказ по форме, установленной продавцом, в двух экземплярах. Один из них выдается покупателю. Изменения в предварительном заказе необходимо согласовывать с покупателем <*>.

Как видно из вышеизложенного, продавцу необходимо разработать форму предварительного заказа и утвердить ее. Это можно сделать при помощи распорядительного документа (приказа) субъекта хозяйствования, в котором также можно указать ответственного за заполнение формы и порядок ее заполнения.

Предварительный заказ должен содержать следующую информацию <*>:

— наименование (фирменное наименование) и местонахождение (для юрлица), Ф.И.О. и место жительства (для ИП) продавца;

— данные покупателя;

— вид услуги, связанной с осуществлением общепита, ее особенности, предварительная цена;

— дату заключения предварительного заказа и дату его исполнения;

— другие сведения.

На заметку
Работник продавца должен ознакомить покупателя с условиями обслуживания в объекте общепита, оказания услуг, связанных с осуществлением общепита <*>.

Вопросы оплаты

Продавец вправе <*>:

— предложить покупателю предварительную оплату продукции общепита, услуг, связанных с осуществлением общепита, оплату после организации обслуживания, оказания услуг;

— с согласия покупателя установить размер и срок внесения аванса за обслуживание, оказание услуг, связанных с осуществлением общепита.

Обратите внимание!
Согласно разъяснениям МАРТ действующая Инструкция о порядке оформления предварительных заказов на обслуживание покупателей в объектах общепита не содержит норм, дублирующих положения Закона о защите прав потребителей. Однако субъектам хозяйствования следует учитывать, что подп. 1.3 п. 1 ст. 5 Закона о защите прав потребителей устанавливает право потребителя на свободный выбор товара (работ, услуг), а п. 2 ст. 19 Закона о защите прав потребителей раскрывает понятие такого выбора, указывая, что обусловливать приобретение товара (работы, услуги) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг) запрещается. Таким образом, запрещается устанавливать сумму минимального заказа.

Отказ от предварительного заказа

Покупатель вправе в любое время отказаться от предварительного заказа. Однако в этом случае он должен оплатить продавцу фактически понесенные последним расходы, связанные с отказом от исполнения предварительного заказа <*>.

Продавец также может отказаться от выполнения предварительного заказа. Однако в данном случае следует учитывать, что (согласно разъяснениям МАРТ) законодательством определена ответственность продавца перед потребителем за неисполнение своих обязательств, а именно возмещение в полном объеме убытков, понесенных потребителем в связи с неисполнением договора, компенсация морального вреда.