С августа Нацбанк перестал детализировать структуру золотовалютных резервов (ЗВР), а также рассказывать о факторах, которые влияют на их изменение. Кроме того, правительство уже не обнародует данные о состоянии внешнего госдолга и исполнении бюджета. Впрочем, это не мешает экспертам делать свои расчеты на основе имеющихся моделей и сведений.

ЗВР

Золотовалютные резервы Беларуси на 1 сентября 2022 года составили более 7,464 млрд долларов – за прошлый месяц они снизились на 97,6 млн долларов. При этом с августа Нацбанк перестал публиковать детальную структуру ЗВР, а также больше не рассказывает о факторах, которые влияют на их изменение.

Источник — https://ru.freepik.com/

Аналитики Евразийского банка развития (ЕАБР) считают, что частично уменьшение объема международных резервов Беларуси объясняется снижением цены золота на мировом рынке и укреплением доллара к cпециальным правам заимствования МВФ, что привело в совокупности сокращение до 80–90 млн долларов за август.

Еще одним фактором уменьшения ЗВР стало погашение долговых обязательств правительства. В то же время влияние обозначенных факторов было компенсировано покупкой Нацбанком примерно 100 млн долларов на внутреннем валютном рынке.

Аналитики ЕАБР напомнили, что в целом с начала 2022 года золотовалютные резервы Беларуси сократились на 960,9 млн долларов. Однако, несмотря на это, ЗВР превышают минимально отведенный правительством и Нацбанком уровень на текущий год. Согласно Основным направлениям денежно-кредитной политики на 2022 год объем международных резервных активов на 1 января 2023 года должен составить не менее 7 млрд долларов.

Бюджет и госдолг

Недавно Белстат перестал публиковать данные о состоянии внешнего госдолга и исполнении бюджета в рамках специального стандарта распространения данных (ССРД) МВФ. Последние актуальные данные датируются июнем текущего года, они были размещены в соответствии с календарным графиком 29 июля.

В Белстате «Интерфаксу» сообщили, что Минфин перестал предоставлять соответствующие данные для публикации. В представительстве МВФ в Беларуси не стали комментировать отказ Беларуси от публикации части данных в рамках ССРД МВФ.

Ранее руководство Минфина подтверждало, что ведомство перестало публиковать данные об исполнении бюджета и состоянии внешнего госдолга на своем сайте. «Часть информации мы сознательно не размещаем, потому что она используется в рамках всевозможного рода инсинуаций», — заявлял министр финансов Юрий Селиверстов.

Таким образом, в настоящее время Беларусь полностью закрыла регулярные данные об исполнении бюджета и состоянии внешнего госдолга.

В соответствии с ранее опубликованными данными на нацстранице ССРД МВФ, внешний государственный долг правительства Беларуси по состоянию на 1 июля 2022 года составил 19,35 млрд долларов, увеличившись за январь-июнь (с учетом курсовых разниц) на 6,2% (1,13 млрд долларов).

По информации Юрия Селиверстова, на 1 августа по республиканскому бюджету сложился «определенный дефицит»: «расходы превысили доходы где-то на 1,9 миллиарда рублей, притом что планово у нас где-то 2,8 миллиарда по году дефицит». «То есть мы в плановых параметрах», — сказал глава ведомства.

Министр финансов пояснил, что «часть такого дефицита связана с недопоступлением отдельных платежей от экспорта». «Но мы создавали в бюджете определенный резерв, понимая, что те или иные риски могут материализоваться», — добавил он.

По расчетам экономистов проекта BEROC, когда экономика сокращается более чем на 4%, то дефицит бюджета может составить 2–3% ВВП. Ключевой вопрос в том, как Беларусь будет этот дефицит финансировать, если такая ситуация сохранится и в будущем году. Есть несколько вариантов восполнения дефицита. Один из них — сокращение расходов бюджета, другой — повышение налогов, третий — занять деньги в России.

Риск сокращения доходов бюджета сохраняется. Важные доноры — производители калийных удобрений и нефтепродуктов — из-за санкций еще не восстановили продажи на экспорт на докризисном уровне. 12 сентября вице-премьер Анатолий Сивак заверил, что объемы перевозки калия растут. Работа идет во взаимосвязи с использованием российской портовой инфраструктуры. При этом вице-премьер констатировал, что часть подвижного состава (минераловозы) для транспортировки по железной дороге калийных удобрений осталась в Украине. Чтобы восполнить этот подвижной состав, «Беларуськалий» заключил контракт с Могилевским вагоностроительным заводом.

Вместе с тем на прошлой неделе стало известно, что Владимир Путин поручил МИД РФ проработать с ООН и другими зарубежными партнерами вопрос поставок российских и белорусских удобрений. «Поставка наших удобрений и белорусских, через порты европейских стран в те же развивающиеся страны, на рынки Азии, Африки, Латинской Америки до сих пор запрещена», – констатировал он. А продажи в Китай, Бразилию и Индию являются самыми весомыми для производителей удобрений.

Власти России также думают увеличить закупку белорусского топлива из-за проблем со сбытом у нефтеперерабатывающих заводов в Мозыре и Новополоцке, пишет «Коммерсантъ». Ситуация на белорусских предприятиях обострились после прекращения поставок бензина и дизеля в Украину. Как известно, Беларусь обеспечивала около 40% совокупного импорта топлива в Украину. В статье подчеркивается, что для белорусской стороны экспорт на российский рынок сейчас убыточен. Дело в том, что российские НПЗ получают субсидии за поставки топлива на внутренний рынок, а белорусские НПЗ сейчас не могут на них рассчитывать. Поэтому в России и обсуждают, как можно выплачивать демпфер белорусским нефтеперерабатывающим предприятиям. Его размер оценивается в 1 млрд долларов.


Использование данного материала (полностью или частично) в любой форме и любым способом запрещено правообладателем.