Мужчины и женщины часто пользуются схожими товарами, но при этом товары для женщин обычно дороже мужских аналогов. Это неравенство назвали «налогом на розовое», потому что товары, предназначенные для дам, обязательно ассоциируются с этим цветом. Крупные организации и отдельные активисты пытаются обуздать такую форму ценовой дискриминации. Однако побороть pink tax не так и просто. И дело не только в производителях, которые норовят заработать на гендерных стереотипах.

О негласном «налоге на розовое» впервые заговорили в начале 1990-х. Тогда исследовательское бюро в Калифорнии подсчитало, что женские стрижки, как правило, дороже мужских, а химчистки брали в среднем на 2 доллара больше за стирку женской рубашки. Разница в пару долларов только кажется незначительной. За год, как показали расчеты, женщины тратили на тот же набор товаров и услуг на 1351 доллар больше мужчин.

Проблему стали активно обсуждать в 2015 году, когда департамент по делам потребителей Нью-Йорка выпустил отчет о гендерных различиях в тратах горожан. В среднем средства личной гигиены для женщин стоили на 13% дороже, чем для мужчин, аксессуары и одежда – на 7% и 8% соответственно, показало исследование по США, в котором были проанализированы цены на 800 гендерно ориентированных продуктов почти 100 брендов. В Великобритании женский дезодорант в среднем на 8,9% дороже мужского, крем для лица – на 34,28%.

Источник — https://ru.freepik.com/

В 2020 году экономисты сравнили 200 тысяч пар налоговых ставок на импорт мужской и женской одежды в 167 странах. Они обнаружили, что в среднем в мире женская одежда облагается налогом на 0,7% выше, чем мужская. Это не может не отразиться на конечной цене товаров.

Исследование, проведенное в этом году изданием The Balance, показало, что продукты для тела обходятся женщинам все еще дороже, чем мужчинам. Хотя подвижки в вопросе розового налога есть. Например, еще несколько лет назад в США женские джинсы Levi’s 501 стоили на 23% дороже мужских, а сейчас у них одинаковая цена.

Многие организации и активисты предпринимают усилия по обузданию «налога на розовое». Например, в 2017 году ООН призвала все страны к отмене pink taх, чтобы обеспечить женщинам полноценное и равноправное участие в экономике.

Проблема не только в разнице цен, но и в том, что женщине приходится покупать гораздо больше товаров, включая бюстгальтеры, средства гигиены, колготы, юбки и так далее. Плюс к этому розовый налог ложится экономическим бременем на женщин, которые по-прежнему зарабатывают меньше мужчин среднем на 23%.

Таким образом «женский» налог остается актуальной проблемой практически во всех странах — США, Великобритании, Франции, Германии, Австралии, странах бывшего СССР. В советское время «налога на розовое» не было. Об этом в России и Беларуси стали говорить тоже в 90-е годы после перевода экономик на рыночные рельсы. Сначала торговля была привязана к заграничным товарам, но потом и местные производители переняли общемировые тенденции.

В Беларуси журналисты проводили обзоры (раз и два) и также выявили необъяснимую разница в ценах на схожие товары для мужчин и женщин. Но в среднем разрыв оказывался не таким большим, как на Западе.

«Возлагать всю вину за розовый налог на производителя неправильно», — говорит экономист и эксперт ООН по гендерным вопросам Зоя Хоткина.

Она объясняет, что на цену товара влияют два основных фактора: себестоимость и спрос. Себестоимость зависит от объема партии — чем он меньше, тем товар дороже. Скажем, мужские футболки одинакового фасона и базовых цветов можно выпускать большими партиями. А для женщин нужно больше фасонов, цветов и вариантов декора. В результате партии становятся маленькими, и цена товара растет.

Кроме того, указывает экономист, на товары с заложенным в них розовым налогом есть спрос — иначе бы их не производили и не продавали. У покупателя есть выбор: платить повышенную цену или нет. «Pink tax подпитывается, с одной стороны, сексизмом производителей и маркетологов, с другой — гендерными стереотипами покупательниц», — резюмирует Хоткина.

Сами женщины, как показывают исследования, готовы платить больше и порой намеренно выбирают более дорогой товар. Объясняется это в том числе психологическими факторами, так как товар, который воспринимается как «сделанный специально для женщин» более ценен, чем обычный, ничем не выделяющийся товар.

Справедливости ради надо сказать, что далеко не все вещи, предназначенные для мужчин, стоят дешевле женских версий. Такая разница в ценах называется голубым налогом. Но его масштабы меньше: количество категорий товаров, в цену которых включен «мужской» налог, в семь раз меньше, чем тех, в цену которых включен «женский».


Использование данного материала (полностью или частично) в любой форме и любым способом запрещено правообладателем.