Декларацию по НДС за I квартал 2023 г. необходимо представить в налоговый орган не позднее 20.04.2023.

Чтобы избежать ошибок и облегчить плательщикам процесс ее заполнения предлагаем вспомнить новые важные НПА и разъяснения МНС по исчислению НДС, а также полезные консультации компетентных специалистов по рассматриваемой теме, которые рекомендуем учитывать при расчете налога за прошедший квартал.

1. Изменения в налоговом законодательстве

1. Законом N 230-З внесены изменения и дополнения в НК. Корректировки коснулись и порядка исчисления НДС в 2023 г. В результате этого в главе 14 «НДС» НК (ст. 2 Закона N 230-З):

— предусмотрены новые нормы исходя из практики;

— определенные положения приведены в соответствие с нормами иных актов;

— приняты нормы, изменяющие порядок налогообложения;

— произошли изменения в льготах, других элементах налогообложения.

Приведем лишь некоторые самые значимые и резонансные новации. Так, с 01.01.2023:

а) белорусские организации и индивидуальные предприниматели должны исчислять и уплачивать НДС при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь не только у иностранных организаций, но и у иностранных индивидуальных предпринимателей, не состоящих на учете в белорусских налоговых органах (п. 47 ст. 2 Закона N 230-З,ст. 114 НК).

МНС с целью разъяснения порядка исчисления и уплаты НДС при приобретении объектов у иностранных индивидуальных предпринимателей 23.01.2023 выпустило письмо N 2-1-13/00255. Среди прочего в нем рассмотрены практические примеры по теме;

Примечание
Налоговая база и суммы НДС, подлежащие уплате в бюджет при приобретении объектов на территории Республики Беларусь у иностранных индивидуальных предпринимателей и организаций, отражаются в строке 13 раздела I части I декларации по НДС. При этом в разделе I части I декларации по НДС не отражается налоговая база при приобретении таких объектов, освобождаемых от НДС в соответствии с законодательными актами (подп. 15.9 Инструкции N 2).

б) устанавливается особый порядок определения налоговой базы НДС (п. 52 ст. 2 Закона N 230-З):

— при реализации приобретенных менее 12 месяцев назад товаров по цене ниже цены приобретения, если они остались в неизменном состоянии. При этом предусмотрены исключения как для отдельных товаров, так и для отдельных операций, совершаемых с товарами (подп. 42.1 ст. 120 НК);

— реализации приобретенного менее чем 5 лет назад основного средства, являющегося транспортным средством, зарегистрированным (подлежащим регистрации) в ГАИ МВД, по цене ниже остаточной стоимости (подп. 42.3 ст. 120 НК);

в) введено ограничение на вычет сумм НДС по покупкам, произведенным за счет средств, являющихся безвозмездной (спонсорской) помощью в соответствии с законодательством (п. 62 ст. 2 Закона N 230-З, подп. 24.17 ст. 133 НК).

Чтобы учесть все новации, появившиеся в НК с 2023 г., и ничего не упустить при составлении декларации по НДС за I квартал 2023 г., рекомендуем еще раз освежить в памяти все произошедшие изменения.

2. Постановлением МНС от 23.01.2023 N 2 (далее — постановление N 2) внесены изменения в постановление МНС от 03.01.2019 N 2, которым установлена форма декларации по НДС и утверждена Инструкция о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок (далее — Инструкция).

Сама форма декларации по НДС скорректирована незначительно. К примеру, в части I декларации по НДС изменено наименование строки 13 раздела I. Теперь в ней отражаются налоговая база и суммы НДС, подлежащие уплате при приобретении объектов у иностранных организаций, иностранных индивидуальных предпринимателей (подп. 1.3 постановления N 2).

В большей степени в отношении декларации по НДС обновлена Инструкция. Так, например, уточнен порядок заполнения той же строки 13 раздела I части I декларации по НДС (абз. 3 подп. 1.19.5 постановления N 2, ч. 1 подп. 15.9 Инструкции).

Как говорилось ранее, необходимость озвученных выше изменений продиктована тем, что с 01.01.2023 белорусские плательщики должны исчислять НДС при приобретении объектов на территории Республики Беларусь не только у иностранных организаций, но и у иностранных индивидуальных предпринимателей, не состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь (ст. 114 НК).

По факту постановлением N 2 радикальных, особо важных изменений в декларацию по НДС и порядок ее заполнения не внесено. Но мы советуем еще раз освежить в памяти все произошедшие изменения, чтобы сдать отчет без ошибок.

3. Постановление Совмина от 15.11.2022 N 780 (далее — постановление N 780).

От НДС освобождаются обороты по реализации на территории Республики Беларусь социальных услуг по перечню таких услуг, утверждаемому Совмином, оказываемых определенными организациями (подп. 1.4 ст. 118 НК).

Перечень социальных услуг, оказываемых негосударственными некоммерческими организациями в форме стационарного социального обслуживания, государственными организациями (их структурными подразделениями), обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от НДС, утв. постановлением Совмина от 19.02.2013 N 117. Подпунктом 1.12 постановления N 780 (вступило в силу с 06.01.2023) в названный перечень вносятся определенные изменения, которые следует учитывать при применении льготы в 2023 г.

Примечание
Обороты по реализации объектов, освобождаемые от НДС, отражаются в строке 8 раздела I части I декларации по НДС (ч. 1 подп. 15.5 Инструкции N 2).

4. Указ N 80.

Президентом 28.03.2023 подписан Указ N 80, которым продлевается действие налоговых преференций в криптосфере, предусмотренных Декретом от 21.12.2017 N 8. Документ вступил в силу 31.03.2023 и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 01.01.2023. В нем есть положения, касающиеся исчисления НДС. Так, в частности, определено, что не признаются объектами обложения НДС (п. 1 и 4 Указа N 80):

— обороты резидентов Парка высоких технологий от деятельности по майнингу, созданию, приобретению, отчуждению цифровых знаков (токенов) (далее — токены). При этом суммы НДС, предъявленные при приобретении (уплаченные при ввозе) объектов, связанных с осуществлением таких деятельности и операций, вычету не подлежат;

— обороты по отчуждению токенов, в том числе иностранными организациями. При этом не подлежат вычету суммы НДС, предъявленные при приобретении (уплаченные при ввозе) объектов, связанных с осуществлением деятельности и (или) операций по приобретению (созданию) и (или) отчуждению токенов.

Примечание
Операции, не признаваемые объектом налогообложения, не отражаются в разделе I части I декларации по НДС (абз. 2 подп. 15.11 Инструкции N 2).

2. Разъяснения налоговых органов

1. Письмо МНС от 07.02.2023 N 2-1-13/08264.

Использование подарочных сертификатов зачастую вызывает у плательщиков определенные вопросы при исчислении НДС. МНС же в соответствии с возложенными на него задачами проводит разъяснительную работу по вопросам применения налогового законодательства. Поэтому ведомство выпустило разъяснение, в котором представлен порядок исчисления НДС в ситуациях, когда:

— сертификат в течение срока действия не отоварен (то есть держатель сертификата не обращался за его отовариванием);

— сертификат в течение срока действия отоварен частично (не на всю номинальную стоимость).

2. Письмо МНС от 21.03.2023 N 2-1-13/02048.

Подпунктом 1.42 ст. 118 НК установлено освобождение от НДС оборотов по реализации на территории Республики Беларусь выполняемых (оказываемых) физическим лицам работ (услуг) по осуществлению административных процедур в отношении недвижимого имущества.

Документом предусмотрено, что админпроцедура, включенная в перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденный Указом N 200 под номером 9.3.1-1, рассматривается как админпроцедура в отношении недвижимого имущества. Обороты по реализации на территории Республики Беларусь выполняемых (оказываемых) физлицам работ (услуг) по осуществлению такой админпроцедуры освобождаются от НДС согласно подп. 1.42 ст. 118 НК.

3. Письмо МНС от 10.03.2023 N 4-2-21/00759.

В связи с изменениями НК МНС подготовило для использования в работе актуализированные рекомендации по вопросам налогообложения иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство. Есть в них и раздел, посвященный НДС, где среди прочего полезного материала приведена информация о представлении деклараций по НДС и уплате налога такими иностранными организациями.

Дополнительно указано, что письмо МНС от 29.04.2021 N 4-2-15/00981 за отчетные (налоговые) периоды 2023 г. и далее применению не подлежит.

4. Письмо МНС от 03.01.2023 N 2-1-10/03216.

МНС проинформировало, что действие льготы по НДС, предусмотренной Указом от 22.09.2017 N 345 «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания», истекло 31.12.2022. Отдельное внимание в разъяснении уделено порядку исчисления НДС в переходный период.

Если ваша организация пользовалась этой преференцией — учтите все нюансы налогообложения, приведенные в документе.

5. Материал с сайта МНС.

На официальном сайте МНС опубликован интересный материал. Суть его такова: индивидуальным предпринимателем, применяющим общий порядок налогообложения, 04.01.2023 в налоговый орган представлено уведомление о принятом решении об уплате НДС при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав с 01.01.2023. У ИП возникает вопрос: может ли он отказаться от своего решения об уплате НДС при реализации и не уплачивать налог с 01.01.2023?

Понятно, что описанный случай прямо связан с представлением (или непредставлением) декларации по НДС. Поэтому, если вы являетесь ИП и вас заинтересовала ситуация, предлагаем ознакомиться с ответом, который размещен на страничке МНС в сети.

3. Разъяснения компетентных специалистов