Декларацию по НДС за II квартал 2022 г. следует представить в налоговый орган не позднее 20.07.2022. Чтобы упростить и облегчить плательщикам процесс ее заполнения, в материале приведены новые важные нормативные документы и разъяснения МНС по исчислению НДС, которые надо учитывать при расчете налога за прошедший квартал. Также в статье приводятся ответы компетентных специалистов на вопросы по рассматриваемой теме, прозвучавшие на открытых мероприятиях, проведенных ООО «ЮрСпектр».

1. Изменения в налоговом законодательстве

1. Указ от 31.03.2022 N 131 (далее — Указ N 131).

Документом предусмотрено установление в 2022 г. ставки НДС в размере 26% (подстрочное примечание <*> к подп. 4.1, подп. 4.2 Указа N 131):

— при реализации услуг передачи данных (это услуги доступа в сеть Интернет, оказанные операторами электросвязи, а также услуги передачи данных, оказанные операторами сотовой подвижной электросвязи);

— увеличении налоговой базы при реализации услуг передачи данных на суммы, указанные в п. 4, абз. 2 ч. 2 п. 8 и ч. 2 п. 9 ст. 120 НК.

Суммы НДС, исчисленные с оборотов по оказанию услуг передачи данных, уплачиваются по отдельному коду классификации доходов бюджета, из которых 1/26 часть не подлежит отчислению в консолидированные бюджеты областей и направляется на цели, определяемые Совмином (п. 5 Указа N 131).

Вышеприведенные нормы Указа N 131 вступили в силу с 01.05.2022 (абз. 3 п. 11 Указа N 131).

В свою очередь, Минсвязи, Минфин и МНС в связи с вступлением в силу Указа N 131 в письме от 27.04.2022 N 03-13/1986/5-1-24/13731-1/2-1-9/00957 разъяснили следующие моменты:

1) для целей Указа N 131 к услугам передачи данных в том числе относятся:

— предоставление уполномоченными операторами для операторов электросвязи услуги доступа в сеть Интернет с гарантированной полосой пропускания;

— предоставление доступа к Единой сети сотовой подвижной электросвязи по технологии LTE для оказания операторами электросвязи услуги передачи данных абонентам;

— предоставление доступа к точке обмена национальным трафиком (пиринг);

2) не относятся к услугам передачи данных для целей Указа N 131 услуги, оказываемые посредством технологии передачи данных:

— услуги телефонии по IP-протоколу и услуги IP-телевидения;

— услуги электросвязи в роуминге;

— контент-услуги;

— услуги Центров обработки данных.

Кроме того, не относятся к услугам передачи данных для целей Указа N 131 услуги по предоставлению в пользование каналов электросвязи;

3) стоимость услуг (абонентская плата), оказываемых в наборе (пакете) услуг по тарифным планам с установленной абонентской платой, облагается НДС по ставке 26%, поскольку отсутствует техническая возможность имеющихся у операторов программных ресурсов и систем, позволяющая обеспечить разделение стоимости этих услуг (абонентской платы) на две части (первая — стоимость услуг передачи данных, облагаемых НДС по ставке в размере 26%; вторая — стоимость иных услуг электросвязи, облагаемых НДС по ставке в размере 25%) в разрезе каждого абонента;

4) для целей п. 5 Указа N 131 под суммами НДС, исчисленными с оборотов по оказанию услуг передачи данных, понимаются суммы НДС, подлежащие уплате в бюджет при оказании услуг передачи данных, которые определяются как сумма налога, начисленного при реализации указанных услуг, за минусом приходящихся к такой реализации сумм налоговых вычетов по НДС.

2. Постановление МНС от 19.04.2022 N 16 (далее — постановление N 16).

В связи с тем что с 01.05.2022 подп. 4.2 Указа N 131 по услугам передачи данных вводится новая ставка НДС 26%, постановлением N 16 внесены соответствующие изменения и дополнения:

— в форму декларации по НДС;

— порядок заполнения декларации по НДС;

— книгу покупок.

Для разъяснения отдельных вопросов МНС опубликовало комментарий к принятому постановлению N 16. В нем, в частности, сказано, что:

1) в целях приведения формы декларации по НДС в соответствие с Указом N 131 в разделе I части I декларации по НДС предусмотрены строки для отражения операций, облагаемых по ставке 26%:

— строка 4-1 «По операциям, облагаемым по ставке 26/126»;

— строка 13.1 «в том числе налоговая база и суммы НДС, подлежащие уплате при приобретении услуг передачи данных у иностранных организаций»;

2) соответствующие изменения внесены в формулу расчета итогового показателя строки 14 декларации по НДС;

3) для расчета сумм НДС по ставке 26%, уплачиваемых по отдельному коду классификации доходов бюджета отдельными платежными поручениями, соответствующие разделы части I декларации по НДС дополняются строками 14в.1, 15в.1, 16в.1, 17в.1, 18а и 18б, а также соответствующие изменения отражены в строке 18.

2. Разъяснения налоговых органов

Разъяснение инспекции МНС по Брестской области.

Минтранс и МНС с учетом подходов, согласованных с Совмином, по возникающим вопросам обложения НДС услуг по международной перевозке грузов автомобильным транспортом письмом от 06.06.2022 N 03-01-03/4966 / N 2-1-10/03406 разъяснили очень важную ситуацию. Озвучим главное.

Так, действующие ограничения со стороны Евросоюза не позволяют белорусским перевозчикам оказывать транспортные услуги в обычном режиме, то есть самостоятельно выполнять перевозку груза от пункта отправления до пункта назначения на всем протяжении международного маршрута следования груза, а лишь обеспечивать часть маршрута такой перевозки.

Порядок выполнения автомобильных перевозок в рамках постановления Совмина от 22.04.2022 N 247 является новой практикой для белорусских перевозчиков, однако позволяющей продолжать участвовать в выполнении перевозок импортных/экспортных грузов только в той части международного маршрута, которая начинается и заканчивается на территории Республики Беларусь без пересечения ее границы. Далее в разъяснении приводится технология выполнения белорусским перевозчиком части международной перевозки грузов.

В итоге министерства приходят к заключению, что в условиях действия ограничений со стороны Евросоюза, учитывая признание белорусского перевозчика стороной договора международной перевозки на указанных в CMR-накладной условиях, отвечающего наравне с иным перевозчиком за всю перевозку, возникают основания считать, что услуги по перевозке грузов автомобильным транспортом, оказанные в той части международного маршрута, которая начинается и заканчивается на территории Республики Беларусь, относятся также к экспортируемым транспортным услугам, облагаемым НДС по ставке в размере 0%, если соблюдаются в совокупности все приведенные условия.

Также указано, что данные подходы будут закреплены в нормативном правовом акте, распространяющемся на отношения, возникшие с 16.04.2022.

3. Разъяснения компетентных специалистов

1. Аудиториум   ilex. Применение ставки НДС 10%.

Пунктом 2 ст. 122 НК при ввозе на территорию Республики Беларусь и (или) реализации на ее территории определенных товаров предусмотрена возможность применения ставки НДС в размере 10%. У многих плательщиков возникает резонный вопрос: а нужно ли заполнять приложение 1 «Сведения о размере и составе использованных льгот» к декларации по НДС в отношении оборотов по реализации по ставке НДС 10%?

Нехай Наталья Евгеньевна разъяснила, что приложение 1 к декларации по НДС в такой ситуации заполнять нужно, поскольку ставка НДС 10% является льготой (п. 1, подп. 2.3 ст. 35 НК). Далее она подробно рассказала порядок представления этого приложения в инспекцию МНС (вопрос 4 аудиториума ilex «Применение ставки НДС 10%»).

2. Аудиториум ilex. НДС-2022. Экспорт и импорт.

Теперь приведем интересный вопрос, прозвучавший от организации, приобретающей объекты у нерезидента. Заключается он в следующем. Перечислили иностранной организации аванс по договору за оказание услуг. Чуть позже банк сообщил, что платеж не осуществлен. Деньги вернулись на счет. Нужно ли в сложившейся ситуации отражать сумму перечисленного аванса в строке 13 декларации по НДС?

Если описанная ситуация близка и/или интересна, рекомендуем ознакомиться с ответом, который в ходе мероприятия озвучила Нехай Наталья Евгеньевна (вопрос 1 аудиториума ilex «НДС-2022. Экспорт и импорт»).

3. Аудиториум ilex. НДС и акцизы при экспорте в Россию.

В ходе мероприятия белорусский экспортер товаров в Российскую Федерацию озвучил свою интересную ситуацию. Суть ее заключается в том, что отгрузка на экспорт осуществлялась во второй половине 2021 г. Заявления же о ввозе товаров и уплате косвенных налогов российская организация представила в 2022 г. У экспортера возник вопрос: в декларации по НДС за какой период показывается этот оборот по нулевой ставке?

Бурдюк Олег Алексеевич подробно разъяснил все нюансы отражения озвученной ситуации в декларации по НДС (вопрос 4 аудиториума ilex «НДС и акцизы при экспорте в Россию»).

4. Вместо заключения

Перед подачей декларации по НДС плательщикам рекомендуется осуществлять предварительный контроль на Портале ЭСЧФ. Такая проверка поможет обнаружить и своевременно устранить расхождения между данными налогового учета и ЭСЧФ. Это, в свою очередь, позволит избежать выявляемых налоговыми органами при камеральном контроле отклонений показателей поданной декларации по НДС от данных ЭСЧФ.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex