Заполненную декларацию по НДС за III квартал 2022 г. необходимо представить в налоговый орган не позднее 20.10.2022. Дабы облегчить плательщикам этот процесс, мы привели все новые важные документы и разъяснения МНС по исчислению НДС, которые следует учитывать при расчете налога за прошедший квартал. Помимо этого, в материале приводятся ответы компетентных специалистов на вопросы по рассматриваемой теме, прозвучавшие на открытых мероприятиях, проведенных ООО «ЮрСпектр».

1. Изменения в налоговом законодательстве

1. НК в редакции с 01.07.2022.

С 01.07.2022 в силу вступили определенные положения НК, касающиеся изменений в исчислении НДС при электронной дистанционной продаже товаров. Так, с указанной даты:

1) местом реализации товаров признается территория Республики Беларусь, если в момент завершения транспортировки товаров (независимо от ее вида) при электронной дистанционной продаже товаров покупателю товаров Республики Беларусь они находятся в Республике Беларусь. Это положение применяется без учета положений подп. 1.1 и 1.2 ст. 116 НК (подп. 1.3 ст. 116 НК).

В связи с нововведением инспекция МНС по Витебской области выпустила соответствующее разъяснение (размещено на официальном интернет-сайте МНС 22.06.2022). В нем сказано, что с 01.07.2022:

— обороты белорусских организаций и белорусских индивидуальных предпринимателей по реализации товаров при электронной дистанционной продаже, местом реализации которых не признается территория Республики Беларусь, не облагаются НДС (подп. 1.3 ст. 116 НК);

— в декларации по НДС такие обороты отражаются в строке 9-1 «По операциям при электронной дистанционной продаже товаров, местом реализации которых не признается территория Республики Беларусь» раздела I части I (подп. 15.5-2 Инструкции N 2);

— Инструкция N 15 дополнена п. 67, которым определен порядок заполнения ЭСЧФ в таком случае;

2) действуют положения ст. 141-1 НК. Согласно разъяснению инспекции МНС по Минской области (размещено на официальном интернет-сайте МНС 21.06.2022) обязанность по исчислению и уплате НДС при электронной дистанционной продаже товаров на территории Республики Беларусь возлагается на иностранные организации и иностранных индивидуальных предпринимателей, осуществляющих такую продажу, которые будут предъявлять сумму исчисленного НДС белорусским покупателям товаров. Белорусские организации и индивидуальные предприниматели, приобретающие товары, будут иметь право на налоговый вычет при наличии договора и (или) расчетного документа с выделением суммы НДС и указанием учетного номера плательщика — иностранной организации, иностранного индивидуального предпринимателя, документов на перечисление платы за товар (включая сумму НДС), а также при создании ЭСЧФ, содержащего признак «Дистанционная продажа товара», и направлении его на Портал. Порядок заполнения ЭСЧФ закреплен в п. 66 Инструкции N 15.

Другие основные положения новой статьи НК вкратце приведены в разделе 14 сравнительной таблицы «НДС: изменения Налогового кодекса с 1 января 2022 г.». Выделим момент, касающийся отчетности. В материале сказано, что иностранные организации (иностранные индивидуальные предприниматели) представляют в инспекцию МНС по г. Минску в порядке и сроки, определенные п. 10 ст. 141 НК (не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом), декларацию по НДС либо информацию, содержащую сведения по оборотам по реализации таких товаров и исчисленную сумму НДС, подлежащую уплате (п. 10 ст. 141-1 НК).

Постановлением МНС N 3 с 01.07.2022 для иностранных организаций и индивидуальных предпринимателей, реализующих товары в Республике Беларусь через интернет-площадки, предусмотрена новая форма налоговой декларации (расчета) по НДС при электронной дистанционной продаже товаров — приложение 2-1 к постановлению N 2. В Инструкцию N 2 добавлена новая гл. 3-1, регулирующая порядок заполнения данной формы. Также установлена форма информации, содержащей сведения по оборотам по реализации товаров и исчисленной сумме НДС, подлежащей уплате, — приложение 30-1 к постановлению N 2.

2. Указ от 24.08.2022 N 298 (далее — Указ N 298).

Документом предусмотрен ряд норм, изменяющих отдельные положения налогового законодательства в части НДС. Изменения коснулись:

1) НДС по платным услугам в сфере образования. Этому посвящена норма подп. 1.1 Указа N 298.

Подоплека нововведения хорошо отражена в разделе 1 комментария МНС к Указу N 298. Так, согласно подп. 1.28.1 ст. 118 НК от НДС освобождаются обороты по реализации на территории Республики Беларусь платных услуг в сфере образования, в том числе при реализации образовательных программ послевузовского образования.

С 01.09.2022 вступила в силу новая редакция Кодекса об образовании и термин «послевузовское образование» заменен на понятие «научно-ориентированное образование».

В этой связи подп. 1.1 Указа N 298, вступившим в силу с 01.09.2022, редакция нормы освобождения от НДС платных услуг в сфере образования, установленного подп. 1.28.1 ст. 118 НК, приведена в соответствие с учетом терминологии, введенной Кодексом об образовании с 01.09.2022;

Примечание
Обороты по реализации объектов, освобождаемые от НДС, отражаются в строке 8 раздела I части I декларации по НДС (ч. 1 подп. 15.5 Инструкции N 2).

2) НДС по безвозмездной передаче государственным эксплуатационным организациям — подп. 1.2 Указа N 298 (его действие распространяется на отношения, возникшие до 01.01.2021).

Подробное разъяснение новой нормы приведено в разделе 2 комментария МНС к Указу N 298. В частности, сказано, что для урегулирования вопроса о порядке налогообложения совершенных до 01.01.2021 операций по безвозмездной передаче государственной эксплуатационной организации результатов (в том числе в виде затрат) реконструкции (модернизации), ремонта уже существующих объектов инженерной и транспортной инфраструктуры подп. 1.2 Указа N 298 установлена преференция по НДС для передающей стороны таких операций.

Для применения установленной подп. 1.2 Указа N 298 преференции по НДС необходимо представить не позднее 20.01.2023 в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по налогу с внесенными изменениями и (или) дополнениями. К организациям, представившим декларации в указанный срок, не будут применяться меры административной ответственности в виде штрафов и не будут начисляться пени;

3) определения налоговой базы по транспортным средствам, приобретенным у физлиц, — подп. 1.3 Указа N 298 (его действие распространяется на отношения, возникшие с 01.01.2022);

4) срока зачета (возврата) НДС и отсрочки (рассрочки) уплаты НДС (подп. 1.4 Указа N 298).

Среди прочего документом сокращены сроки проведения (раздел 4 комментария МНС к Указу N 298):

— зачета разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации объектов, — с тридцати календарных дней (десяти рабочих дней в отношении оборотов по реализации экспортируемых нефтепродуктов) до пяти рабочих дней со дня принятия налоговым органом решения о возврате (отказе (полностью или частично) в возврате) указанной разницы в порядке, установленном ст. 137 НК (абз. 4 подп. 1.4 Указа N 298);

— возврата излишне уплаченной суммы НДС — с пятнадцати рабочих дней до пяти рабочих дней со дня подачи плательщиком соответствующего заявления в порядке, установленном п. 5 ст. 66 НК (абз. 5 подп. 1.4 Указа N 298);

5) обложения НДС услуг по международной перевозке грузов автомобильным транспортом (подп. 1.5 Указа N 298).

Для целей применения нулевой ставки НДС к экспортируемым транспортным услугам относятся услуги по международной перевозке грузов автомобильным транспортом за пределы Республики Беларусь, из-за ее пределов, оказанные в той части указанных маршрутов, которая начинается и заканчивается на территории Республики Беларусь. Указом N 298 определен ряд условий, при одновременном соблюдении которых применяется нулевая ставка НДС. Подпункт 1.5 Указа N 298 распространяет свое действие на отношения, возникшие с 16.04.2022.

Отметим, что указанный подход применялся ранее на практике на основании письма Минтранса и МНС от 06.06.2022 N 03-01-03/4966/2-1-10/03406 (разъяснение инспекции МНС по Брестской области (размещено на официальном интернет-сайте МНС 10.06.2022)).

Примечание
Обороты по реализации объектов, облагаемые НДС по ставке ноль (0) процентов, отражаются в строке 6 раздела I части I декларации по НДС (ч. 1 подп. 15.3 Инструкции N 2).

3. Постановление Совмина от 30.08.2022 N 560 (далее — постановление N 560).

Документом внесены небольшие изменения в перечень организаций, их обособленных подразделений, осуществляющих санаторно-курортное лечение и оздоровление населения, обороты по реализации на территории Республики Беларусь путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление которыми освобождаются от НДС (приложение 2 к постановлению Совмина от 26.10.2021 N 610) на основании подп. 1.19 ст. 118 НК. Кроме того, для двух коммунальных унитарных предприятий определены даты, с которых применяется установленное освобождение от НДС.

Примечание
Обороты по реализации объектов, освобождаемые от НДС, отражаются в строке 8 раздела I части I декларации по НДС (ч. 1 подп. 15.5 Инструкции N 2).

2. Разъяснения налоговых органов

Письмо МНС от 07.09.2022 N 2-1-10/05274 (далее — письмо N 2-1-10/05274).

МНС по вопросу порядка определения налоговой базы НДС по перевозке, выполненной последовательно несколькими перевозчиками по единой международной товарно-транспортной накладной «CMR» в рамках действия постановления Совмина от 22.04.2022 N 247 «О перемещении транспортных средств», с учетом позиции Минтранса, изложенной в письмах от 01.08.2022 N 03-02-11/6730 и от 30.08.2022 N 03-02/11/7544, выпустило соответствующее разъяснение. Приведем главное.

В ситуации, когда в силу особенностей выполнения перевозок последовательно несколькими перевозчиками экспортируемой транспортной услугой согласно подп. 1.5 Указа N 298 признается часть перевозки, выполняемая белорусским перевозчиком, который несет ответственность за всю перевозку по договору перевозки, из сути которого не вытекает, что помимо перевозки осуществляются услуги, относимые к транспортно-экспедиционной деятельности, то определение налоговой базы НДС, облагаемой по нулевой ставке НДС, производится как стоимость всей перевозки в целом, расчеты за которую осуществляются белорусским перевозчиком с заказчиком.

В ситуации, когда в силу особенностей выполнения перевозок последовательно несколькими перевозчиками экспортируемой транспортной услугой согласно подп. 1.5 Указа N 298 признается часть перевозки, выполняемая белорусским перевозчиком по договору, из сути которого вытекает, что помимо перевозки осуществляются услуги, относимые к транспортно-экспедиционной деятельности, то налоговая база НДС, облагаемая по нулевой ставке НДС, определяется белорусским перевозчиком-экспедитором в порядке, установленном п. 30 ст. 120 НК. Определенная в таком порядке сумма налоговой базы НДС не будет включать в себя стоимость услуг, оказанных привлеченным иностранным перевозчиком.

Поскольку в строке 6 раздела I части I декларации по НДС отражается налоговая база оборотов по реализации объектов, облагаемых НДС по ставке ноль (0) процентов (абз. 2 ч. 1 подп. 15.1, ч. 1 подп. 15.3 Инструкции N 2), положения письма N 2-1-10/05274 следует учитывать при составлении отчетности.