Беларусь обсуждает с Россией новый пакет финансовой поддержки. По последней информации, его размер варьируется от 630 млн до 3 млрд долларов. Ясность в этом вопросе может наступить после подписания 28 союзных программ, которое запланировано на 4 ноября.
9 сентября Владимир Путин после встречи с Александром Лукашенко заявил, что объем кредитной поддержки Беларуси со стороны России с сентября 2021 года до конца 2022 года составит около 630-640 млн долларов.
Лукашенко в свою очередь сказал, что не просил у России новых кредитов для Беларуси. При этом он напомнил, что ранее предлагал Путину предоставить сэкономленные средства из кредита на строительство Белорусской АЭС, если таковые будут, и отметил, что продолжает на них рассчитывать.
— Я его попросил — ты мне отдай экономию эту, как кредит. Ответ был такой — подумаем, если будут хорошие выгодные проекты для Беларуси и России. Нас это устраивает, — отметил тогда белорусский лидер.
Российское информагентство РБК 8 сентября, накануне встречи Лукашенко и Путина, сообщило, ссылаясь на два анонимных источника в белорусском правительстве, что власти Беларуси обсуждают возможность привлечения кредита на сумму до 3 млрд долларов частично или полностью из средств Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР), капитал которого также на 90% наполняется Москвой. В настоящее время лимит ЕФСР на предоставление кредитных ресурсов Беларуси составляет около 1,98 млрд долларов, и он полностью исчерпан.
Рассмотрим каждый из вариантов по отдельности.
На какие цели могут дать кредит на 630 млн долларов?
В пресс-службе белорусского Минфина сказали ilex, что сейчас ведется работа над кредитным соглашением с Россией на сумму в пределах 630 млн долларов. Сроки и условия предоставления ресурсов пока обсуждаются.
По данным международного рейтингового агентства S&P Global Rating, Беларусь и Россия «снова близки к новому соглашению о ссуде, при этом первый транш будет выделен в ближайшие несколько месяцев». В сообщении отмечается, что правительство России рассматривает возможность предоставления кредита в размере 630 млн долларов, чтобы частично компенсировать потери Беларуси от налогового маневра в нефтяной сфере РФ.
По расчетам экспертов, это финансирование в целом покроет потребности белорусского правительства во внешнем рефинансировании в 2022 и 2023 годах, которые составят 1,7 и 2,8 млрд долларов соответственно. В государственном долге Беларуси преобладают официальные кредиты от России и контролируемых Россией организаций (около 50% от общей суммы) и Китая (около 13%).
— Отношения между двумя странами характеризовались частыми спорами, которые в некоторых случаях приводили к задержкам в выплате ранее согласованных линий финансирования. Учитывая все меньшее пространство для маневра, с которым сталкиваются власти Беларуси, мы полагаем, что Россия может поставить условия кредитования в зависимость от политических уступок, на которые Беларусь ранее не желала соглашаться, – заключают аналитики S&P.
В предыдущий раз Россия выделила Беларуси межгосударственный кредит в сумме 1 млрд долларов в эквиваленте в российских рублях в 2020 году. Первый транш поступил в декабре 2020 года, второй – в июне 2021 года. Этот кредит позволил Беларуси частично рассчитаться с предыдущими долгами перед РФ. В 2020 года Беларусь также получила от ЕФСР 500 млн долларов на борьбу с COVID-19 и поддержку уязвимых слоев населения. Часть средств пошла на погашение задолженности за российский газ.
Может ли ЕФСР все же выделить кредит Беларуси?
Лукашенко 9 августа говорил, что обратился к руководству РФ с просьбой выделить кредит по линии Евразийского банка развития (ЕАБР). Речь шла о рефинансировании займов перед Россией на 1 млрд долларов. Посыл был такой, что Международный валютный фонд (МВФ) не выделяет Минску 1 млрд долларов в рамках глобального плана борьбы с COVID-19. Однако в итоге специальные права заимствования от МВФ все же оказались на счету Нацбанка Беларуси. Вопрос пока в том, как Беларусь сможет воспользоваться этими «виртуальными» деньгами.
Тем не менее председатель правления ЕАБР Николай Подгузов 2 сентября сказал агентству Прайм, что Евразийский фонд стабилизации и развития, средствами которого управляет ЕАБР, проводит консультации с властями Беларуси по наполнению программной матрицы мер, которые могут быть поддержаны кредитом ЕФСР, однако говорить о сумме кредита и конкретных сроках его предоставления пока преждевременно.
Несмотря то что лимит Беларуси в ЕФСР исчерпан, у страны остается возможность получить новый кредит. Осенью 2020 года предоставление нового кредита ЕФСР Минску на 500 млн долларов потребовало перераспределения данной суммы из лимита России в пользу Беларуси, о чем было принято соответствующее решение Совета ЕФСР. Лимит России составляет около 3,5 млрд долларов, то есть возможное дальнейшее кредитование Беларуси потребовало бы вновь задействовать российский лимит в фонде.
Министр финансов России Антон Силуанов 8 сентября допускал, что Беларуси может быть предоставлена стабилизационная финансовая поддержка в случае необходимости.
«Мы видим, что наш сосед оказался в непростом финансовом положении», — констатировал он, добавив, что Минфин «взаимодействует» с белорусскими коллегами и «обсуждает» различные варианты помощи.
— Сейчас наша самая главная задача направлена на то, чтобы стимулировать процесс интеграции — подписания так называемых наших стратегических планов по интеграции наших экономик, — подчеркнул Силуанов.
Сколько денег осталось от строительства АЭС?
Россия открыла Беларуси кредитную линию на строительство атомной станции в Островце в размере до 10 млрд долларов. В 2020 году в «Росатоме» подсчитали, что общая стоимость возведения БелАЭС не превысит 6 млрд долларов. Годом ранее Александр Лукашенко говорил про цену менее 7 млрд долларов.
В настоящее время на первом энергоблоке в Островце ведут ремонтные работы, готовность второго блока составляет 87%.
Ранее сообщалось, что власти Беларусь хотели быть построить за счет сэкономленных на БелАЭС денег новое производство азотных удобрений на базе «Гродно Азота». Стоимость проекта оценивалась в 1,2-1,3 млрд долларов.
Какие еще могут быть варианты?
В мае стало известно, что для рефинансирования внешнего долга власти Беларуси планируют в 2021–2023 гг. привлечь на Московской бирже 100 млрд российских рублей путем размещения облигаций. Соответствующий указ подписал Александр Лукашенко.
Минфин обязан заключить соглашение по организации эмиссии государственных ценных бумаг с Газпромбанком, БКС Банком, «ВТБ Капиталом», Московским кредитным банком, Россельхозбанком, СКБ-Банком, Совкомбанком, Промсвязьбанком, «Ак Барс» и «Универ Капитал».
Срок обращения облигаций составит не менее 1092 дней, вырученные от их размещения средства будут зачислять на банковский счет белорусского минфина в «Газпромбанке».
По мнению экспертов, процесс размещения немного затормозился из-за введения западных санкций, которые увеличили для российских банков риски работы с Беларусью.