Белорусские власти ведут переговоры по приобретению нефти на 2022 год. Эта закупочная кампания отличается от предыдущих тем, что проходит не только в условиях российского «налогового маневра», но и на фоне возросших нефтяных котировок и западных санкций. Как это может отразиться на стоимости топлива в Беларуси?

Источник — https://pixabay.com/

В пятницу, 29 октября, фьючерсы на нефть марки Brent были на уровне 84,5 доллара за баррель.  «Ралли, вероятно, приблизилось к своему пику, и цены, хотя и остаются высокими, в ближайшей перспективе отступят», — отметили аналитики Fitch Solutions. Накал спал после двухмесячного ралли, вызванного повышенными ценами на газ и уголь в Европе и Китае, которые подстегнули переход электростанций на мазут и дизельное топливо, в то время как поставки нефти были ограниченными.

Основной объем нефти Беларусь покупает в России. Плюс еще имеется договоренность с госнефтекомпаний Азербайджана на поставку в 2021 году до 1 миллиона тонн нефти. Вице-премьер Юрий Назаров сообщил, что до конца этого года нефтеперерабатывающие заводы в Мозыре и Новополоцке переработают 16,8 млн тонн сырья, что практически на 0,5 млн тонн больше, чем в 2020 году. «Мы считаем, что это на сегодня оптимальная загрузка», — отметил вице-премьер.

Беларусь покупает российскую нефть в привязке к мировым котировкам за минусом экспортной пошлины. Однако «налоговый маневр» в России, который предполагает к 2024 году обнуление экспортной пошлины на нефть с синхронным повышением налога на добычу полезных ископаемых, приближает стоимость нефти для белорусских НПЗ к мировой. Если в 2018 году заводы покупали нефть по цене около 75% от мировой, то в 2021 году — уже 88-90% от мировой. На следующий год дельта может быть еще меньше. Более того, как сообщил Юрий Назаров, российские нефтяники периодически предлагают увеличить стоимость сырья для Беларуси, потому что «рисково работать» из-за западных санкций в отношении «Нафтана» и экспорта части нефтепродуктов.

Потери НПЗ из-за санкций составили уже 80 млн долларов.

— К сожалению, мы понимаем, что санкционная ситуация — это надолго, и она в дальнейшем может быть ощутимой для экономики нашей страны. Приведу пример: потери только наших НПЗ в результате санкционных мер и наших вынужденных ответных мер (удлинение цепочки поставок, платежей и так далее) уже составили 80 млн долларов, — сказал Назаров.

Правительство пытается смягчить это влияние. В частности, приняты меры по обеспечению «Нафтана» кредитными ресурсами для бесперебойных поставок нефти на предприятие и по сохранению возможности экспорта нефтепродуктов в необходимом объеме. Еще в марте 2021 года белорусские власти перенаправили экспортные потоки нефтепродуктов из ближайшего к Беларуси клайпедского порта в российские морские гавани. «Мы ничего по части логистики не потеряли», — заверил вице-премьер.

Поддержка «Нафтана» будет продолжена и в 2022 году. Как следует из пояснений к проекту Налогового кодекса на следующий год, предлагается сохранить ставки акцизов на топливо, производимого белорусскими НПЗ, на уровне 2021 года. Кроме того, правительство предложило с 1 января 2022 года «для организаций, подпадающих под действие санкций, введенных иностранными государствами, при определении суммы налогового вычета применять компенсирующий коэффициент в размере 1,047». Применение данного коэффициента позволит сократить сумму уплачиваемых «Нафтаном» акцизов и повысить эффективность работы на сумму около 135 млн рублей.

По словам Назарова, повысить эффективность нефтепереработки позволит также ввод в эксплуатацию крупнейших комплексов по углубленной переработке нефти на наших НПЗ — это комплекс гидрокрекинга тяжелых нефтяных остатков на Мозырском НПЗ и установка замедленного коксования на “Нафтане». Однако строительство этих объектов затянулось. Вместе с тем планируется получить товарную продукцию на данных комплексах в 1 квартале 2022 года.

Как эти факторы могут повлиять на стоимость топлива на белорусском рынке?

Цены на нефтепродукты в Беларуси регулируются концерном «Белнефтехим» и зависят от стоимости нефти, курса валют, налоговой нагрузки, уровня цен в сопредельных государствах и ряда других показателей. Причем в затратах НПЗ стоимость нефти занимает более 80%.

Означает ли это, что при росте цен на нефть автоматом будет повышаться и стоимость топлива? «Белнефтехим» периодически обосновывает рост цен на нефтепродукты изменением нефтяных котировок. Однако при этом концерн уже три года придерживается «копеечной» стратегии и по итогу нефть дорожает быстрее, чем растут цены на топливо. Юрий Назаров сообщил, что потребности внутреннего рынка в нефтепродуктах и нефтехимическом сырье обеспечены в полном объеме, а по нефтепродуктам создан их 30-суточный запас. То есть даже при самых негативных сценариях топливо резко не подорожает и не исчезнет.