Минувший год оказался довольно успешным для лизинговой отрасли Беларуси.  Бизнес вырос на более 20%, а компании сумели сработать с прибылью. Однако в 2022 году расклад может быть не такой позитивный, считают эксперты. Кризисные явления в экономике дадут о себе знать.

Как сложился 2021 год

По данным Ассоциации лизингодателей Беларуси, объем лизингового портфеля лизинговых организаций на 31 декабря 2021 года составил 7,388 млрд рублей (на 16,82% больше, чем на 1 января 2021 года). Действовало 108 849 договоров (+58,93%).  В том числе: 62 650 договоров (-71,88%) потребительского лизинга на сумму более 1 млрд рублей (+19,81%) и 46 199 договоров (+1,5%) инвестиционного лизинга на 6,381 млрд рублей (+16,37%).  Объем лизингового портфеля, за исключением договоров лизинга, заключенных на льготных условиях, составил 6,526 млрд рублей.

Суммарный объем нового бизнеса белорусских лизинговых компаний и банков вырос на 21,92% до 3,251 млрд рублей (при пересчете на евро на 13,09% до 1,082 млрд евро). При этом банки за 2021 год передали предметов лизинга на сумму 248,7 млн рублей, что на 53,76%  больше чем в 2020 году.

Средняя сумма договоров лизинга с физлицами достигла 13 186 рублей (в 2020 году – 5 725 рублей), с юрлицами – 227 186 рублей (в 2020 году – 199 775 рублей). Таким образом, подчеркивают в Ассоциации лизингодателей Беларуси, продолжилась многолетняя тенденция к увеличению средней стоимости договоров лизинга как в инвестиционном, так и потребительском сегменте. Причиной этому послужили имевшие место инфляционные и девальвационные процессы, увеличение сроков заключаемых договоров, более высокий интерес юридических и физических лиц к дорогостоящим предметам лизинга.

Прибыль лизинговых компаний за 2021 год составила 204,1 млн рублей (по итогам 2020 года – 230,3 млн рублей).

Уровень просроченной задолженности организаций уменьшился в 1,73 раза, с 4,01% до 2,31% от общей суммы обязательств лизингополучателей.

Кто основные игроки

По состоянию на 15 мая 2022 года в Беларуси было зарегистрировано 106 лизинговых компаний. Однако далеко не все из них ведут постоянную деятельность в данной сфере. Ряд фирм занималось лизинговой деятельностью эпизодически или проводили лизинговые сделки для реализации внутренних целей компании.

По данным Ассоциации лизингодателей Беларуси, активных игроков на рынке около 25. При этом половина или большая часть рынка находится под контролем 3-4 компаний. По итогам 2021 года в тройку лидеров входили «Промагролизинг», «АСБ Лизинг» и «Райффайзен-Лизинг». Их суммарная доля оценена в 51,37%. Поскольку эти компании работают в разных сегментах рынка, говорить о монополизации рынка преждевременно, считают в Ассоциации лизингодателей Беларуси.

В топ-25 10 компаний являются дочерними предприятиями белорусских и зарубежных банков. Такой расклад соответствует мировой практике. Тем более, что 51,95% средств, направленных лизинговыми компании в прошлом году на приобретение предметов лизинга, составили заемные ресурсы, а 48,05% – собственные средства компании, из них — 37,93% авансы, полученные от лизингополучателей.

Какие особенности белорусского рынка

Источник-https://ru.freepik.com/

Рынок финансовой аренды Беларуси в значительной степени ориентирован именно на инвестиционный финансовый лизинг. При этом доминируют две группы — «машины и оборудование» и «транспортные средства». Интересно, что в 2021 году рост второй группы был связан с покупкой легковых, а не грузовых автомобилей. Компании купили на 34% или на 2000 легковушек больше по сравнению с 2020 годом. При этом количество грузовых автомобилей, оформленных в лизинг, возросло менее чем на 2%.

В 2021 году практически весь объем лизинговых сделок в потребительском сегменте был сконцентрирован в лизинге транспортных средств. Он составил 95,4% от общего объема операций. Основными предметами лизинга также являлись легковые автомобили. Доля лизинга зданий и сооружений снизилась до 3,2%, а иных предметов (товаров длительного пользования – бытовая техника, мебель и пр.) – до 1,3%. Приобретение квартир и другого жилья в лизинг по-прежнему не популярно, на что влияют недостаточно привлекательные условия финансовой аренды жилых помещений в части стоимости предоставляемых услуг и сроков заключаемых договоров, говорится в обзоре Ассоциации лизингодателей.

Что касается других видов лизинга, то из общего объема новых договоров 4,26% – это возвратный лизинг, 0,17 %  – международный (экспортный) лизинг, 3,64%  – импортный лизинг, 0,03%  – сублизинг. Приведенные данные свидетельствуют об увеличении потребности лизингополучателей в привлечении оборотных средств посредством возвратного лизинга.

В то же время оперативный лизинг как направление в стране практически отсутствует. По мнению Ассоциации лизингодателей Беларуси, основной причиной неразвитости этого сегмента лизинга являются несовершенство в законодательстве, в соответствии с которым, существуют ограничения на многократную передачу имущества в лизинг.

Что ожидать в 2022 году

По итогам I квартала рост рынка лизинга значительно замедлился. За январь-март белорусские лизинговые компании увеличили портфель на 6,98% до 7,9 млрд рублей. Такие темпы роста значительно уступают показателям 2021 года и инфляции.

При этом более активными на рынке в начале года были именно физлица: суммы договоров, заключенных с гражданами, с 1 января 2022 года выросли на 9,58%, тогда как корпоративный сектор за квартал увеличил объемы лизинга только на 6,57%.

Директор Ассоциации лизингодателей Беларуси Сергей Шиманович надеется, что по итогам 2022 года белорусский рынок сожмется не более чем на 30%.

— В начале года мы увидели, что значительно просел платежеспособный спрос. Плюс к этому банки приостановили финансирование ряда направлений как в потребительском секторе, так и корпоративном. Санкции же ограничили традиционные товарные потоки. Поэтому возникли сложности с приобретением западного высокотехнологического оборудования. В России многие автозаводы приостановили свою деятельность. А именно с этих предприятий машины поставляли в Беларусь. Также сказались на рынке лизинга валютные колебания, которые были в феврале-марте. Это основные причины снижения темпов роста в первом квартале, — комментирует ilex Шиманович.

По его словам, многое зависит от того, как долго эти факторы будут довлеть над рынком.

— Мне кажется, что товарный дефицит может растянуться до конца года. Все-таки переориентировать товарные потоки не так и просто. Это займет определенное время. Хотя и говорят, что легализация параллельного импорта может ускорить процессы, но опять же логистические затраты вырастут, что является немаловажным фактором. Что касается оттока капитала с рынка лизинга, то, как показывает история, ни в один кризис, начиная с 1996 года, этого не было. Вместе с тем есть опасения, что финансирование станет дороже. Платежеспособный спрос может уменьшиться. Думаю, что кризисные явления в экономике будут нарастать, подходы компаний ужесточатся и это скажется на количестве заключенных договоров финансовой аренды, — резюмировал эксперт.

Как говорилось выше, одним из популярных направлений белорусского рынка является лизинг транспортных средств. В 2022 году потребительский, как и инвестиционный лизинг автотранспорта может сократиться за счет сужения рынка легковых машин и снижения спроса на грузовой автотранспорт на фоне ограничений грузоперевозок, более сложной логистики и ожидаемом росте стоимости новых автомобилей в результате санкций, считает экономист проекта BEROC Анастасия Лузгина.

В сложившихся условиях лизинговые компании будут искать дополнительные возможности развития. Еще до пандемии банки и другие финансовые компании стали включаться в процессы цифровизации.

— Последствия пандемии привели к тому, что повсеместно в мире возрос спрос на онлайн услуги и повысился интерес к цифровой трансформации бизнеса. Все больше операций и коммуникаций с компаниями и организациями уже сейчас можно осуществлять дистанционно, избегая необходимости приезда в офис, — отмечает Лузгина. — Цифровизация бизнеса является одним из малоосвоенных направлений получения дополнительных доходов белорусскими лизинговыми компаниями за счет формирования новых потребностей и более полного охвата клиентов. Без запуска процессов цифровой трансформации компании могут столкнуться с конкуренцией со стороны российских компаний, то есть рискуют стать неконкурентоспособными не только на внешнем, но и на внутреннем рынке.