Возможность России оказывать финансовую поддержку Беларуси практически всегда преподносилась международными институтами как существенный фактор для стабильности белорусской экономики. Недавно Россия предоставила Беларуси годовую отсрочку по выплату более 1 млрд долларов в рамках обязательств по выданным кредитам. При этом российской экономике предрекают затяжной кризис. Какие возможности есть у России, чтобы стабилизировать ситуацию? Насколько хватит запаса прочности?

Что с прогнозами?

Опрошенные Центробанком (ЦБ) России аналитики российских и зарубежных инвестбанков ухудшили свои прогнозы по ситуации в российский экономике в 2022 году. Так, по сравнению с мартом, в апрельском опросе медианный прогноз инфляции на текущий год повысился на 2 процентных пункта, до 22%. Аналитики также ухудшили прогноз падения ВВП с 8% до 9,2%.

Также ожидается значительное снижение стоимостного объема экспорта товаров и услуг с 550 млрд долларов в 2021 году до 484 млрд в 2022 году. При этом прогнозируется сжатие импорта с 379 млрд до 266 млрд долларов.

Курс доллара в текущем году аналитики ожидают в среднем на уровне 85 российских рублей. Безработица может вырасти с 4,3% в конце 2021 года до 6,9% в конце 2022 года.

В S&P Global Market Intelligence предполагают, что в 2022 году ВВП России сократится на 11,1%, а положительную динамику показатель продемонстрирует только в 2024 году. Инфляция по итогам нынешнего года составит 17,8%.

Впервые с начала 1990-х российская экономика будет сокращаться два года подряд, предрекают эксперты Международного валютного фонда (МВФ) в апрельском глобальном макропрогнозе. В этом году, по их оценке, ВВП РФ схлопнется на 8,5% — максимальную величину с 1994 года, а в 2023-м продолжит падать, хотя вчетверо медленнее — на 2,3%.

Что будут делать в России?

Источник — https://ru.freepik.com/

Очевидно, что масштабы спада, который предстоит пережить российской экономике, будут куда глубже и продолжительнее, чем коронавирусная рецессия 2020 года. В этой связи глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина сообщила, что в конце второго квартала года и в третьем квартале начнется структурная трансформация российской экономики, которая, правда, приведет к всплеску цен на отдельные товары. Преобразования в условиях санкций «будут сопровождаться технологическим регрессом в ряде отраслей при одновременном росте производства инвестиционных товаров и технологий», пишут аналитики макродепартамента Банка России в обзоре «О чем говорят тренды». Трансформация может включать четыре этапа.

На первом этапе ожидается разрыв многих устоявшихся технологических, производственных и логистических цепочек. В первую очередь он затронет компании, импортирующие (напрямую или через поставщиков сырья и материалов) критически важные производственные компоненты. При этом «даже высокая степень локализации может не помочь в случае, если недостающие компоненты уникальны и не могут быть легко заменены», считают аналитики ЦБ: «Это в первую очередь создает риски для машиностроения и электронной̆ промышленности».

На данном этапе государство должно принять на себя часть финансовых рисков, эффективной мерой общей поддержки послужат снижение налогов для бизнеса и дерегулирование, считают в ЦБ.

В последующем станет понятно, какие производственные цепочки сохранились, пусть в видоизмененном виде, а какие нет. Возможность оперативно переключиться на альтернативных зарубежных и российских поставщиков сыграет в этом определяющую роль. Вместе с тем на втором этапе проявятся другие негативные эффекты спада, которые через спрос, рынок труда и доходы дополнительно повлияют на экономику. Резкого роста производства замещающей продукции на данном этапе ждать не стоит, предупреждают в Банке России. Импульс к росту получат ремонтные и сервисные предприятия, как существующие, так и новые, которые смогут обеспечить устранение неполадок и поддержание производственных линий в рабочем состоянии.

«В части налаживания поставок от альтернативных зарубежных поставщиков в условиях сохраняющихся ограничений возрастет роль небольших посреднических внешнеторговых компаний и «челночного» малого бизнеса (особенно в потребительском сегменте). Однако, малые объемы закупок и усложнение логистики приведут к удорожанию такого импорта и невозможности в полном объеме заменить традиционных поставщиков», — считают авторы обзора.

На третьем этапе, который может занять несколько лет, в результате реализации инвестиционных проектов произойдет частичное импортозамещение технологий и производств, доступ к которым потерян. Производство техники и технологий увеличивается, но на более низком технологическом уровне. Кроме того, эффект малого масштаба (невозможность массового производства в условиях ограниченного объема российского рынка) приведет к удорожанию таких техники и технологий относительно более современных, но недоступных технологий. Таким образом, техническая и экономическая эффективность созданной техники будет уступать нынешним. В частности, это затронет уровень цифровизации техники и бизнес-процессов, где технологический откат окажется наиболее выраженным. При этом занятость в импортозамещающих отраслях будет увеличиваться, а производство – расти опережающими другие отрасли темпами. В результате доля промышленности в экономике увеличится. Еще одним важным последствием станет снижение экологичности производства.

К моменту завершение структурной перестройки экономики возможны локальные технологические прорывы в отдельных направлениях, однако в целом новое равновесие будет достигнуто на менее совершенной технологической базе. Дальнейшая экономическая динамика станет определяться такими переменными, как величина технологического отставания от других стран, возможности масштабного экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью, пропорции между государственным и частным секторами экономики, доля сырьевой ренты в бюджете, повышение или понижение налоговой нагрузки, развитие человеческого капитала и т.д. «В результате того или иного сочетания этих факторов и их взаимодействия между собой потенциальные темпы роста могут оказаться как выше, так и ниже уровня последнего десятилетия, оцениваемого чуть ниже 2%», — указывают в департаменте исследований и прогнозирования ЦБ.

Какой запас прочности?

На минувшей неделе высокопоставленные российские военные заявили о новых целях «спецоперации» — контроле над югом Украины Это означает, что боевые действия могут продолжаться еще долго.  С учетом уже введенных санкций у России хватит финансовых ресурсов, чтобы вести «военную операцию» и поддерживать социальные обязательства не менее двух лет, оценивают опрошенные The Bell экономисты, попросившие об анонимности из-за «болезненности» вопроса.

Способность государства финансировать военные расходы определяется суммарными доходами бюджета, структурой расходов и способностью покрывать его дефицит. В ущерб другим секторам экономики, функциям государства и доходам населения можно «прогибать» любую из этих частей и при желании финансировать все необходимые военные расходы, поясняет главный экономист крупного российского аналитического центра.

Российский бюджет подошел к 24 февраля в хорошей форме: профицит за 2021 год составил более 500 млрд российских рублей, или 0,4% ВВП. В сложившихся условиях экономика России, получающая половину валютных доходов от нефти и газа и почти три четверти — от вывоза простейшего минерального сырья, не испытывает больших сложностей. Текущие цены на нефть значительно превосходят уровень, заложенный в бюджете. На 2022 год бюджет РФ сверстан исходя из цены российской нефти Urals 44,2 доллара за баррель и среднего курса 72,1 рубля за доллар. Аналитики считают, что пока у России есть возможность продавать углеводороды, пусть и в меньших объемах и с дисконтом (сейчас дисконт Urals к североморской Brent составляет в среднем 33 доллара за баррель), ресурсов для удержания экономики на плаву будет достаточно.

При радикальном сценарии — резком сокращении российского экспорта (это может произойти в случае введения Европой нефтяного эмбарго) и одновременном снижении цен на энергоносители (например, если ОПЕК в этом случае согласится повысить добычу, от чего она пока наотрез отказывается) — нефтегазовые доходы российского бюджета могут значительно упасть. В этом случае правительство, как полагают эксперты, может отказаться от проведения социальных индексаций (например, зарплат госслужащих, как это было в 2021 году на фоне пандемии, и/или заменить индексацию пенсий разовой выплатой, как в 2017 году) или отложить часть инвестиционных расходов.