Вопрос: Можно ли CMR рассматривать как договор поставки?

Ответ: Нет, рассматривать CMR как договор поставки не считается возможным.
CMR является подтверждением договора перевозки, а не договора поставки.

Данный вывод обоснован следующим: 19 мая 1956 г. в Женеве заключена Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (далее — КДПГ), которая применяется ко всякому договору дорожной перевозки грузов с использованием транспортных средств за вознаграждение; когда место принятия груза и место, предназначенное для доставки груза, указанные в данном договоре, находятся на территории двух различных стран, из которых по крайней мере одна является участницей КДПГ, независимо от местожительства и гражданства сторон, заключающих договор. Участницей КДПГ является Республика Беларусь
(с 4 июля 1993 г.).

КДПГ не устанавливает форму международной товарно-транспортной накладной (CMR). Однако в ст. 6 КДПГ установлены обязательные требования, которые должна содержать CMR.

Стороны могут внести в накладную любые иные указания, которые они посчитают необходимыми <*>.

Международным союзом автомобильного транспорта (МСАТ) была разработана форма международной товарно-транспортной накладной, рекомендуемая перевозчикам, экспедиторам, операторам и агентам для подтверждения договоров перевозки, однако его участники вправе разработать и применять иную удобную для них форму перевозочного документа в соответствии с законодательством своего государства.

Таким образом, участники перевозки вправе разрабатывать и применять наиболее удобную форму перевозочного документа в соответствии с законами и нормативными актами своей страны.

Инструкцией о порядке оформления международной товарно-транспортной накладной «CMR» (далее — Инструкция) утверждена форма международной товарно-транспортной накладной «CMR» (далее — CMR-накладная) которая представляет собой бланк, состоящий из шести и более страниц.

Реквизиты бланка CMR-накладной приведены на русском и немецком языках. Заполнение необходимых сведений в CMR-накладной производится уполномоченными лицами.
В CMR-накладную допускается вносить дополнительную информацию, не предусмотренную Инструкцией.

К дополнительным сведениям Инструкция относит:
— платежи, которые отправитель обязан осуществить;
— сумму, подлежащую уплате при сдаче груза;
— инструкции отправителя перевозчику относительно страхования груза;
— согласованный срок, в течение которого перевозка должна быть осуществлена;
— иные сведения, которые будут признаны сторонами договора перевозки <*>.

Предложение о заключении договора, адресованное одному или нескольким конкретным лицам, является офертой, если оно достаточно определено и выражает намерение оферента считать себя связанным в случае акцепта. Предложение является достаточно определенным, если в нем обозначен товар и прямо или косвенно устанавливаются количество и цена либо предусматривается порядок
их определения <*>.

Из этого положения следует, что Венская конвенция относит к числу существенных условия, характеризующие предмет договора купли-продажи (обозначение товара и количество), а также условие о цене либо способе ее определения, т.е. условия, которые являются «видообразующими» для договора купли-продажи и выражают его природу («объективно существенные условия»).

Таким образом, CMR-накладная должна содержать все существенные условия договора поставки, однако требования Венской конвенции к содержанию CMR-накладной не устанавливают такого существенного условия договора купли-продажи, как цена товара. В связи с этим нельзя рассматривать CMR-накладную как договор поставки.

Однако Венской конвенцией предусмотрено, что стороны могут внести в CMR-накладную любые иные указания, которые они посчитают необходимыми. Как было указано выше, сторона производящее заполнение CMR-накладной может добавить в ее форму необходимые условия в соответствии с законодательством своего государства.