Декрет N 7, который является одним из ключевых документов в пакете нормативных правовых актов по улучшению бизнес-климата в республике, подписан 23.11.2017. Данный Декрет, среди прочего, предусматривает ряд изменений в сфере строительной деятельности.

Упрощение процедуры выполнения строительных работ при капитальном ремонте, технической модернизации

Субъекты хозяйствования смогут выполнять строительные работы при капитальном ремонте, работы по технической модернизации объектов на основании проектной документации без получения разрешительной документации, выдаваемой местными исполнительными и распорядительными органами <*>.

При этом, имея положительное заключение государственной экспертизы по проектной документации, приступить к работе можно со дня, следующего за днем направления уведомления (по электронной почте или заказным письмом с уведомлением) о проведении таких работ в органы государственного строительного надзора (исключая объекты, на которых не осуществляется государственный строительный надзор).

Техническая модернизация, капитальный ремонт объектов могут производиться собственниками объектов либо с их письменного согласия иными субъектами хозяйствования, у которых объекты находятся на ином вещном праве или на основании гражданско-правового договора. Для выполнения таких работ не требуется наличия аттестата соответствия заказчика <*>.

Таким образом, если раньше капитальный ремонт и модернизацию могли осуществлять, как правило, только арендодатели (собственники), то с принятием Декрета N 7 арендаторы вправе делать капитальный ремонт в арендуемых помещениях и модернизировать их с письменного согласия арендодателя (собственника). Возможно также проведение капитального ремонта арендатором на условиях гражданско-правового договора.

Для целей Декрета N 7 определено понятие «Техническая модернизация».

Справочно
Под технической модернизацией понимается замена (установка нового) технологического оборудования с выполнением сопутствующих работ по устройству несущих оснований под оборудование, прокладке или замене отдельных внутренних инженерных сетей, связанных с функционированием технологического оборудования, устройству перегородок, отделочных и других работ, производимых внутри здания и не затрагивающих несущую способность конструкций.

Следует обратить внимание, что с момента вступления в силу Декрета N 7 не потребуются аттестаты соответствия:

субъектам хозяйствования для разработки предпроектной (предынвестиционной) документации <*>;

заказчикам работ при необходимости проведения капитального ремонта <*>.

Справочно
В настоящее время до разработки проектной документации на возведение, реконструкцию и реставрацию объектов, относимых к первому — четвертому классам сложности, разрабатывается предпроектная (предынвестиционная) документация. Предпроектная (предынвестиционная) документация разрабатывается заказчиком, застройщиком, проектной организацией, ИП, имеющими аттестат соответствия, выдаваемый РУП «Белстройцентр» <*>.

Субъектам, осуществляющим строительно-монтажные работы на объектах строительства в соответствии с Декретом N 7, предоставляется право их производить при наличии положительного заключения государственной экспертизы по проектной документации, а в случаях, когда государственная экспертиза не обязательна, — при наличии утвержденной проектно-сметной документации. При этом указанные строительно-монтажные работы можно будет производить после направления уведомления заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в виде электронного документа в органы государственного строительного надзора, исключая объекты, на которых не осуществляется государственный строительный надзор. Порядок направления уведомления будет установлен Совмином. Предусмотрено, что указанное выше заключение утрачивает силу, если строительно-монтажные работы не начаты в течение двух лет после его получения <*>.

Отмена необходимости проведения государственной санитарно-гигиенической экспертизы проектной документации

Исключена необходимость проведения субъектами хозяйствования государственной санитарно-гигиенической экспертизы проектной документации, если планируется строить объекты социальной, производственной, транспортной и инженерной инфраструктуры (за исключением проектной документации на объекты, расположенные в санитарно-защитных зонах и зонах ограниченной застройки передающих радиотехнических объектов Вооруженных Сил) <*>.

Справочно
В настоящее время перечень объектов, подлежащих государственной санитарно-гигиенической экспертизе, определен в ч. 2 ст. 16 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии.

Уточнен перечень объектов, освобожденных от прохождения государственной экологической экспертизы

Декретом N 7 расширен перечень объектов, которые освобождены от проведения государственной экологической экспертизы <*>.

Так, от государственной экологической экспертизы освобождается строительство объектов:

входящих в застройку, по проекту которой уже есть положительное заключение такой экспертизы;

общественного питания и туристической инфраструктуры в границах охранных зон особо охраняемых природных территорий;

санаторно-курортных организаций в границах курортов (кроме размещения в границах особо охраняемых природных территорий);

сельскохозяйственного назначения (кроме объектов, на которых планируется осуществлять экологически опасную деятельность).

Кроме того:

если требования безопасности и охраны окружающей среды установлены в соответствующем разделе государственного стандарта, то экологической экспертизе не подлежат проекты технических условий и вносимых в них изменений или дополнений;

если в заключении экологической экспертизы по предпроектной (предынвестиционной) документации или архитектурным проектам предусмотрено представление на экспертизу проектной документации по следующим стадиям проектирования, то экологической экспертизе не подлежат объекты, размещение которых предусматривается в границах природных территорий, подлежащих специальной охране;

если работы не предусматривают воздействия на окружающую среду, то от экологической экспертизы освобождается проектная документация по объектам модернизации и реконструкции с заменой узлов и агрегатов, а также устройством дополнительных строительных конструкций, обеспечивающих модернизацию технологических процессов и изменение назначения помещений;

не нужна государственная экологическая экспертиза проектной документации по изменению назначения капитальных строений, расположенных в зонах охраны историко-культурных ценностей.

Справочно
В настоящее время объекты, подлежащие государственной экологической экспертизе, определены в п. 1 ст. 5 Закона о государственной экологической экспертизе.
В число объектов государственной экологической экспертизы входят:
предпроектная (предынвестиционная) документация на возведение и реконструкцию объектов, а также объектов, размещение которых предусматривается в границах природных территорий, подлежащих специальной охране;
архитектурные и при одностадийном проектировании строительные проекты на возведение и реконструкцию объектов, а также объектов, размещение которых предусматривается в границах природных территорий, подлежащих специальной охране, в случае когда в соответствии с законодательными актами разработка предпроектной (предынвестиционной) документации не требуется или в заключении экологической экспертизы по предпроектной (предынвестиционной) документации и (или) архитектурным проектам особыми условиями реализации проектных решений предусмотрено представление проектной документации по следующим стадиям проектирования;
архитектурные и при одностадийном проектировании строительные проекты на возведение и реконструкцию объектов, а также объектов, размещение которых предусматривается в границах природных территорий, подлежащих специальной охране, в случае если проектные решения в них не обеспечивают нормативы допустимого воздействия на окружающую среду и объемы использования природных ресурсов, указанные в заключениях экологической экспертизы по предпроектной (предынвестиционной) документации.

Строительство объекта под ключ

При строительстве объекта под ключ подрядчик (генеральный подрядчик), осуществляющий строительную деятельность, получил право оказывать заказчику весь комплекс инженерных услуг по управлению строительной деятельностью, кроме технического надзора и функций, которые отнесены к компетенции заказчика <*>, а именно:

принятие решения о строительстве объекта;

утверждение проектной документации;

обеспечение финансирования объекта строительства и контроля за расходованием средств, направляемых на его финансирование;

принятие решения о продлении сроков строительства или консервации объекта;

утверждение состава приемочной комиссии и акта приемки объекта строительства в эксплуатацию.

Декретом N 7 конкретизировано понятие «строительство под ключ».

Справочно
Строительство объекта под ключ — осуществление генеральным подрядчиком по договору, заключенному на основании утвержденной предпроектной (предынвестиционной) документации, по договорной цене работ по получению исходной и разрешительной документации, проектированию, строительству, выполнению части функций заказчика по управлению строительством, пусконаладочных работ, работ по приемке объекта в эксплуатацию и передаче его заказчику.

Гарантийный срок на принятые в эксплуатацию объекты и (или) строительные работы

Не претерпели изменения гарантийные сроки, действующие в настоящее время, на принятые в эксплуатацию объекты и (или) строительные работы.

Гарантийный срок составляет не менее пяти лет, за исключением:

технологического, инженерного, сантехнического, электротехнического и другого оборудования, материалов и изделий, использованных для строительства объектов (выполнения строительных работ), гарантийный срок на которые устанавливается законодательством или изготовителем;

работ по текущему ремонту, пусконаладочных работ, гарантийный срок на которые устанавливается не менее двух лет <*>.

При заключении договоров стороны вправе предусматривать более длительный гарантийный срок. Устанавливаемый Декретом N 7 гарантийный срок является минимально допустимым.

Указанные сроки гарантийного срока определены также ч. 1 п. 66 Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда.

Обеспечение исполнения обязательств по устранению результата строительных, специальных, монтажных работ ненадлежащего качества

В целях обеспечения исполнения обязательств по устранению результата строительных, специальных, монтажных работ ненадлежащего качества, выявленного в период гарантийного срока эксплуатации объекта строительства жилищного, социально-культурного, коммунально-бытового назначения, строительным организациям придется резервировать (в случае выбора такой формы обеспечения обязательств) денежные средства на специальном счете в размере 1,5% от стоимости выполненных работ на указанных объектах сроком на два года <*>.

Аналогичный размер резерва определен Указом о совершенствовании строительной деятельности. В то же время в соответствии с Декретом N 7 срок, на который создается резерв, сократился до двух лет, когда Указом о мерах по совершенствованию строительной деятельности предусмотрено создание резерва на весь гарантийный срок <*>.

Отмена процедуры закупки при строительстве за счет собственных средств

Несколько либерализировано законодательство в области порядка организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов.

Со вступлением в силу Декрета N 7 строительным организациям разрешается не применять установленные требования о закупках товаров (работ, услуг) в случае закупок без привлечения полностью или частично средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Совмина, кредитов банков, привлеченных под гарантии Совмина, облисполкомов и Минского горисполкома, а также при аварийно-восстановительном ремонте капитальных строений (зданий, сооружений) <*>.

Основной критерий, дающий право субъектам хозяйствования не проводить процедуру закупок, — источник финансирования. Процедуру закупок нужно будет проводить только в одном случае — при строительстве за бюджетные или приравненные к бюджетным средства.

Справочно
В настоящее время при заключении договоров в сфере строительства на работы (услуги) проведение процедуры закупки обязательно <*>.

Приемка объекта в эксплуатацию

При приемке в эксплуатацию объекта, очереди строительства, пускового комплекса заключения государственных органов и организаций будут выдаваться исключительно на предмет соответствия указанных объектов разрешительной и проектной документации, в том числе по безопасности и эксплуатационной надежности <*>.

Упрощение нормативной базы

ТКП становятся обязательными к применению только в том случае, если ссылка на них делается в действующих законодательных актах, технических регламентах или других нормативных правовых актах Совмина, а также в тех случаях, когда сам субъект хозяйствования добровольно принимает решение об их применении.

Государственные стандарты становятся обязательными только в том случае, если на них ссылаются в технических регламентах, или, как в случае с ТКП, сам субъект принял на себя обязательства их исполнять <*>.

Изменения, касающиеся деятельности в области строительства, вступят в силу через три месяца после официального опубликования Декрета N 7, а именно с 26.02.2018. При этом Декрет N 7 устанавливает, что его требования являются временными.

Во исполнение Декрета N 7 Совмину в трехмесячный срок поручено обеспечить внесение изменений в действующие нормативные акты в части сокращения видов архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (их составляющих), которые осуществляются субъектами хозяйствования при наличии аттестатов соответствия.

Кроме того, в ближайшее время планируется внести на рассмотрение Главы государства следующие предложения:

о закреплении возможности получения заказчиком (застройщиком) в составе разрешительной документации на строительство объекта документа, включающего исчерпывающий перечень технических требований органов, осуществляющих надзорную деятельность при строительстве объектов, приемке объектов строительства в эксплуатацию и при эксплуатации объектов;

об оптимизации объектов и правил проведения государственной экспертизы проектной документации и государственных санитарно-гигиенической и экологической экспертиз проектной документации на строительство объектов вплоть до внедрения единой комплексной государственной строительной экспертизы проектной документации;

о внедрении единой административной процедуры, позволяющей заказчикам при приемке объектов строительства в эксплуатацию получить одно заключение по объекту строительства, заменяющее многочисленные заключения органов государственного надзора.

К 2020 г. планируется разработать и внести в Палату представителей Нацсобрания проект Кодекса об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, в котором должны быть предусмотрены основные мероприятия по дальнейшему совершенствованию и упрощению требований к архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, минимизации административных процедур и вмешательства государственных органов в строительную деятельность. Указанный документ позволит обобщить и актуализировать нормативные правовые акты в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, сократить и упорядочить требования существующих нормативных актов к строительству объектов, а также повысить ответственность разработчиков проектной документации, организаций, осуществляющих технический надзор, и иных субъектов хозяйствования за выполнение своих функций.