Для продвижения сайта и рекламы своих товаров и услуг компаниям часто нужны продающие тексты. Их написанием занимается копирайтер. И если в организации нет такого специалиста, то его привлекают извне. Заключение договора с копирайтером имеет свои особенности.

Что представляет собой договор копирайтинга

В рамках такого договора копирайтер пишет оригинальный текст, статью. Статья создается творческим трудом автора и существует в объективной форме (как правило, документ в электронном виде). Это говорит о том, что она является объектом авторского права <*>. А договор копирайтинга представляет собой договор, по которому создается объект авторского права.

Копирайтер — гражданин или ИП: в чем нюансы

Копирайтер, как правило, это:

1) физлицо-гражданин. Здесь подходит такой вид договора, как договор о создании и использовании объекта авторского права <*>.

В этом случае также надо учитывать требования Указа N 314, т.к. выполнять задание по договору будет гражданин.

Обратите внимание!
Юрлицо, ИП, который предоставляет работу гражданину по гражданско-правовому договору, должен обеспечить защиту отдельных прав этого гражданина <*>;

2) ИП. В случае, когда копирайтер работает как ИП, полагаем, его нельзя рассматривать в качестве автора-физлица, творческим трудом которого создается произведение <*>. Ведь ИП — это субъект хозяйствования, который может привлекать для работы и иных лиц. Соответственно, договор о создании и использовании объекта авторского права не применяется <*>.

На заметку
То же самое касается и случая, когда исполнителем по договору копирайтинга является юрлицо.

Но это не означает, что договор копирайтинга нельзя заключить с ИП. Ведь можно заключать непоименованные договоры, которые не противоречат законодательству <*>. При подготовке договора копирайтинга с ИП рекомендуем ориентироваться на договор о создании и использовании объекта авторского права. В части передачи (предоставления) прав заказчику можно использовать положения договора уступки исключительного права (лицензионного договора).

Обратите внимание!
Договор, который содержит элементы различных договоров, предусмотренных законодательством, является смешанным. К нему применяются правила об этих договорах в соответствующих частях. Иное может следовать из соглашения сторон <*>.

Условия договора копирайтинга

Обязательными условиями для договора создания и использования объекта авторского права являются: <*>:

1) предмет договора — обязательство копирайтера создать конкретный текстовый материал и передать (предоставить) заказчику права на него.

Договор должен определять характер создаваемого материала <*>. Это можно сделать через описание требований к содержанию, объему, оформлению материала и т.п. Такие требования можно закрепить и в техзадании, которое прикладывают к договору.

Обратите внимание!
В договоре копирайтинга также нужно указать цели либо способы использования создаваемого материала <*>;

2) срок написания и передачи заказчику материала;

3) размер вознаграждения или порядок его определения.

Дискуссионным является вопрос о том, можно ли в договоре с физлицом-гражданином согласовать не конкретную сумму вознаграждения, а порядок его определения. Это связано с тем, что согласно Указу N 314 в договоре нужно прописать “суммы, подлежащие выплате”. Одни специалисты полагают, что обязательно указывать конкретную сумму, другие считают, что можно в т.ч. прописать порядок ее определения.

Для того чтобы избежать споров о заключенности договора, соблюдении требований законодательства при привлечении физлиц по гражданско-правовому договору, рекомендуем указывать в договоре конкретный (фиксированный) размер вознаграждения.

Обратите внимание!
В договоре нужно обязательно предусмотреть размер вознаграждения за создание материала. При этом использование материала может быть и безвозмездным <*>. На это следует прямо указать в договоре, т.к. при отсутствии иных положений договоры предполагаются возмездными <*>;

4) порядок выплаты вознаграждения.

В договорах копирайтинга, которые заключаются с физлицом-гражданином, нужно дополнительно указать следующие обязательные условия <*>:

а) обязательство заказчика по уплате за копирайтера обязательных страховых взносов на государственное социальное страхование в ФСЗН;

б) обязательство заказчика по уплате страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Обратите внимание!
Такое обязательство возникает у заказчика, только если копирайтер пишет материал в месте, предоставленном заказчиком. Если копирайтер работает у себя дома, то прописывать это условие в договоре, а также уплачивать взносы не нужно;

в) обязательства сторон по обеспечению безопасных условий работы и ответственность за их невыполнение;

г) основания досрочного расторжения договора;

д) ответственность за неисполнение заказчиком обязательств по оплате. Она закрепляется в виде неустойки, размер которой должен составлять не менее 0,15 процентов невыплаченной суммы за каждый день просрочки.

Обратите внимание!
Если в договоре не согласовано хотя бы одно из обязательных условий, договор является незаключенным <*>. Заказчик не сможет потребовать от копирайтера исполнения такого договора, а также не сможет осуществлять правомерное использование полученных материалов.

Стороны также могут предусмотреть любые другие условия, которые будут им удобны при исполнении договора. Например, порядок и сроки вычитки, доработки материала, порядок передачи заказчику итогового результата.

Передача заказчику материала и прав на него

Порядок передачи заказчику материала устанавливается в договоре. Здесь целесообразно определить, в каком виде нужно предоставить готовый текст, куда его направить.

Но передать сам материал недостаточно. Чтобы заказчик мог пользоваться этим текстом, размещать его на своих страницах, копирайтер должен передать права на его использование заказчику.

На заметку
Когда материал создан, все права на него автоматически возникают у копирайтера <*>.

Копирайтер может передать заказчику исключительное право на материал в полном объеме либо предоставить заказчику право ограниченного использования материала <*>.

Для заказчика оптимальным является первый вариант. В этом случае заказчик сможет использовать материал по своему усмотрению в любой форме и любым способом, а также разрешать и запрещать другим лицам его использование. Передача исключительного права, полагаем, происходит на весь срок действия авторского права <*>.

Если заказчику предоставляются ограниченные права, то в договоре целесообразно прописать конкретные способы использования материала, которые разрешены заказчику. Также рекомендуем указать срок предоставления таких прав. Это позволит сторонам избежать споров при исполнении договора.

Обратите внимание!
Личные неимущественные права всегда сохраняются за копирайтером. Это, например, право авторства, право на имя. Так, заказчик не может опубликовать статью под чужим именем, если это не псевдоним автора <*>.

Права, оговоренные в договоре, переходят к заказчику в момент принятия заказчиком материала <*>. Чтобы момент перехода прав к заказчику не вызывал споров, рекомендуем зафиксировать передачу материала документально. Например, оформить акт приема-передачи.

Форма договора копирайтинга

Договор о создании и использовании объекта авторского права заключают в письменной форме. Если письменная форма не соблюдена — договор ничтожен <*>.

Обратите внимание!
Ничтожная сделка не влечет юридических последствий. Каждая из сторон обязана возвратить другой стороне все полученное по такой сделке <*>.

Заключить договор в письменной форме можно путем составления одного текстового документа или путем обмена документами. Это могут быть и документы в электронном виде, в т.ч. электронные документы. Главное, подписать их таким способом, чтобы можно было достоверно установить, что документ подписан стороной по договору. Выбранный способ подписания документа не должен противоречить законодательству и соглашению сторон <*>.

Обратите внимание!
Самым надежным вариантом подписания является собственноручная подпись. Кроме нее можно использовать факсимиле, электронную цифровую подпись или другой аналог собственноручной подписи, который обеспечивает идентификацию стороны по договору <*>.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex