Вопрос: Заказчик приобретает товар, включенный в приложение 3-2 к постановлению N 229. Как соблюсти требование о достижении определенной законодательством доли закупки белорусских товаров при закупках за счет собственных средств?

Ответ: При закупке товаров, указанных в приложении 3-2 к постановлению N 229, организация должна в течение календарного года обеспечить минимальную долю закупок белорусских товаров, определенную в процентном отношении к объему закупок в натуральном выражении товаров, относящихся к соответствующему коду ОКРБ 007-2012 (далее — минимальная доля), за исключением случаев невозможности достижения минимальной доли. Размер минимальной доли указан в приложении 3-2 к постановлению N 229 (ч. 1 и 2 подп. 2.19 п. 2 постановления N 229).

Невозможность достижения установленной минимальной доли может быть обоснована, в том числе письменными ответами отечественных производителей о невозможности их участия в закупке, невозможности производства и (или) поставки товаров с необходимыми характеристиками (подстрочное примечание <*> к ч. 1 подп. 2.19 п. 2 постановления N 229).

Для целей оценки достижения организацией минимальной доли документы, подтверждающие, что товар относится к белорусским товарам, предусмотрены ч. 3 подп. 2.19 п. 2 постановления N 229.

Для соблюдения минимальной доли стоит учесть следующее:

1) постановление N 229 не содержит запрета на применение конкурентных процедур закупок для приобретения товаров, перечисленных в приложении 3-2 к постановлению N 229. В то же время не допускается не предусмотренное законодательством ограничение доступа поставщиков (подрядчиков, исполнителей) к участию в процедуре закупки. Участником конкурентной процедуры закупки может быть любое юр- или физлицо, в том числе ИП, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, которое соответствует требованиям, установленным организацией в документации о закупке в соответствии с порядком закупок за счет собственных средств, за исключением юр- и физлиц, в том числе ИП, включенных в реестр поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам, а также в случаях, установленных в ч. 5 подп. 2.5 п. 2 постановления N 229, в целях соблюдения приоритетности закупок у производителей или их сбытовых организаций (официальных торговых представителей) (ч. 1 и 2 подп. 2.5 п. 2 постановления N 229).

Таким образом, в случае проведения конкурентной процедуры закупки товаров, перечисленных в приложении 3-2 к постановлению N 229, возможна ситуация, при которой победителем этой процедуры будет признан участник, предлагающий товары иностранного производства.

Соответственно, принимая решение о закупке товаров, перечисленных в приложении 3-2 к постановлению N 229, с применением конкурентной процедуры, заказчик должен учитывать такую возможность. В данном случае рекомендуется применять конкурентные процедуры для закупки таких товаров в объеме, не превышающем допустимый процент товаров иностранного происхождения в общем объеме товаров, запланированных к закупке в течение года;

2) норму абз. 2 ч. 2 подп. 2.2 п. 2 постановления N 229, согласно которой организация вправе применить процедуру закупки из одного источника в случае приобретения товаров собственного производства у их производителя. В данном случае документом, подтверждающим собственное производство товара, является сертификат продукции собственного производства, выданный БелТПП или ее унитарными предприятиями, или его копия.

Таким образом, по мнению автора, для реализации требований подп. 2.19 п. 2 постановления N 229 заказчику целесообразно внести соответствующие положения в разработанные им локальные правовые акты, регулирующие порядок закупок за счет собственных средств, а именно:

— установить требование о том, что при осуществлении закупок товаров согласно приложению 3-2 к постановлению N 229, как правило, применяется процедура закупки из одного источника по основанию, предусмотренному нормой абз. 2 ч. 2 подп. 2.2 п. 2 постановления N 229;

— при проведении конкурентных процедур для закупки товаров, указанных в приложении 3-2 к постановлению N 229, объем закупки не должен превышать допустимый процент товаров иностранного происхождения в общем объеме товаров, запланированных к закупке в течение года.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex