Вопрос: Работник, командированный в Россию, приобрел авиабилеты. Оплата авиабилетов была произведена с его зарплатной карточки, на которую перечислялся аванс. По прибытии из командировки работник представил маршрутную квитанцию, в которой указаны: тариф на проезд пассажира, сервисный сбор (в том числе НДС) и комиссия платежной системы. Можно ли отнести на затраты при исчислении налога на прибыль сервисный сбор и комиссию платежной системы?

Ответ: По мнению автора, основания для отнесения указанных расходов в состав затрат, учитываемых при налогообложении (далее — налоговые затраты), имеются.

В первую очередь на наличие и обоснованность таких платежей указывают нормы авиационного законодательства.

Авиационные правила регулирования коммерческих условий воздушных перевозок разработаны на основании законодательства Беларуси с учетом ее международных обязательств, стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации с целью коммерческого регулирования воздушных перевозок, осуществляемых гражданскими воздушными судами белорусских и иностранных перевозчиков с использованием воздушного пространства и аэродромов (посадочных площадок) гражданской авиации Республики Беларусь <*>.

Во избежание дополнительных неудобств для клиентов белорусских перевозчиков все виды сборов за обслуживание пассажиров в аэропорту, как правило, включаются в стоимость билета с последующими взаиморасчетами между перевозчиком и аэропортом. Любой другой налог или сбор оплачивается пассажиром сверх тарифа, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь <*>.

Содержание электронного билета (электронного полетного, электронного контрольного и электронного агентского купонов) в том числе включает:

сумму тарифа;

таксы и сборы по всему маршруту;

итоговую сумму по билету <*>.

Маршрут / квитанция электронного билета включает в себя всю информацию, содержащуюся в электронном билете, а также уведомление, содержащееся в резолюции IATA N 724, а в соответствии с п. 3 Постановления N 76 электронный билет и маршрут / квитанция электронного билета также могут содержать другую дополнительную информацию об условиях перевозки или особенностях обслуживания пассажиров и багажа <*>.

Таким образом, ведомственными нормативными правовыми актами предусмотрены основания для наличия в авиационных перевозочных документах, а соответственно включения в стоимость перевозки (билета) сборов и подобных платежей.

Командированному работнику возмещаются расходы по проезду воздушным транспортом до места командирования и обратно по тарифу экономического класса <*>.

Вышеуказанные расходы возмещаются при обязательном представлении работником подтверждающих документов в оригинале (проездные билеты, счета, квитанции и посадочные талоны при приобретении электронных билетов на проезд и т.д.) <*>.

Кроме того, командированному работнику возмещаются расходы по оплате обязательного сбора (пошлины), взимаемого с граждан в аэропортах <*>.

При приобретении проездных документов через глобальную сеть Интернет, иначе — электронных билетов, документальным подтверждением осуществления расходов на проезд, подлежащих возмещению командированному работнику, при воздушной перевозке пассажира являются маршрут-квитанция на бумажном носителе и посадочный талон (пассажирский купон посадочного талона) <*>.

С учетом изложенного включенные в маршрут-квитанцию суммы сборов (комиссий) как составная часть стоимости перевозки подлежат возмещению командированному работнику в составе расходов по проезду <*>.

Соответственно исходя из п. 1 ст. 130 НК такие командировочные расходы включаются в состав налоговых затрат с учетом ограничения, установленного подп. 1.6 п. 1 ст. 131 НК.