При проведении процедуры госзакупки к участникам предъявляются дополнительные требования, если они установлены Совмином (абз. 7 ст. 9, абз. 3 п. 2 ст. 16 Закона N 419-З). В частности, такие требования для приобретения работ, услуг, соответствующих кодам 41.0 — 43.9 ОКРБ 007-2012, включая строительные работы, установлены в приложении 1-1 к постановлению N 395. Рассмотрим ситуации, связанные с установлением дополнительных требований к участникам госзакупок строительных работ, которые могут возникнуть на практике.

1. Заказчиком проводится открытый конкурс с ограниченным участием по приобретению строительных работ. В конкурсных документах установлены дополнительные требования к участникам, в частности — способность участника выполнить работы на сумму не менее 50% стоимости работ, составляющих предмет госзакупки, собственными силами. Один из участников в подтверждение соответствия таким требованиям представил письмо с обязательством о выполнении всех работ собственными силами. Достаточно ли такого письма для выполнения дополнительных требований к участникам?

Полагаем, достаточно, на основании следующего.

Документом, представляемым участником в подтверждение выполнения рассматриваемого требования, является документ, подписанный участником, о выполнении работ, составляющих предмет госзакупки, собственными силами.

Тем самым само требование к участнику и подтверждающий его документ связаны таким образом, что содержание последнего должно отражать выполнение требования.

Таким документом может быть любой документ, включая письмо. В нем содержательно должно быть указано, что объем работ не менее 50% выполняется собственными силами участника. При этом не обязательно указание этого процента, если участник, например, заявит о том, что обязуется выполнить все работы собственными силами. И в таком случае соответствующего письма от участника достаточно для выполнения дополнительных требований к участникам.

2. Заказчиком проводится процедура запроса ценовых предложений по приобретению строительных работ. В документах по процедуре установлены дополнительные требования к участникам, в частности — наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) сопоставимых по цене договоров на выполнение работ, составляющих предмет госзакупки, или аналогичных работ не менее трех лет до даты подачи предложения. Один из участников в подтверждение соответствия таким требованиям представил сведения о договорах. Каким образом необходимо учитывать трехлетний период выполнения работ?

При рассмотрении этого вопроса необходимо учитывать, что выполнение данного требования подтверждается реестром исполненных договоров о выполнении сопоставимых по цене работ, составляющих предмет госзакупки, или аналогичных работ, исполненных участником за последние три года, содержащим, в том числе сведения о заказчиках, предмете договора, сроках его исполнения и цене.

При этом обращаем внимание на то, что при системном прочтении самого требования и подтверждающего его выполнение документа следует, что:

1) выполнение данного требования осуществляется при представлении сведений о договорах, которые сопоставимы по цене договоров, т.е. цена каждого договора должна быть не менее 75% ориентировочной стоимости предмета госзакупки;

2) такие договоры, сопоставимые по цене, своим предметом должны иметь работы, составляющие предмет госзакупки, или аналогичные. При этом критериев аналогичности нет, соответственно, может быть использован общий подход: те же работы, которые по содержанию составляют предмет госзакупки, или еще более комплексные, включающие в качестве одного из элементов работы по предмету госзакупки;

3) договоры, сопоставимые по цене, предметом которых являются те же, что и предмет, или аналогичные работы, должны быть исполнены в пределах трех последних лет до даты подачи предложения участником;

Пример
Предложение подано 08.12.2021, трехлетний период включает период с 08.12.2018.

4) для подтверждения соответствия данному требованию нет необходимости участникам представлять акты о выполнении работ.

3. Заказчиком проведена процедура запроса ценовых предложений по приобретению строительных работ, которая признана несостоявшейся, затем повторная, которая также не состоялась. На основании п. 7 приложения к Закону N 419-З заказчиком принято решение о проведении процедуры закупки из одного источника. Необходимо ли устанавливать и предъявлять к участникам дополнительные требования?

В случае признания процедуры госзакупки несостоявшейся заказчик (организатор) вправе провести (п. 2 ст. 27 Закона N 419-З):

— повторную процедуру госзакупки. При этом не подлежат изменению предмет госзакупки и требования к предмету госзакупки, требования к участникам, определенные при проведении процедуры госзакупки, которая признана несостоявшейся, в том числе в отношении отдельных частей (лотов);

— процедуру закупки из одного источника по согласованию с государственным органом (организацией), в подчинении (состав, систему) которого находится (входит) заказчик либо которому переданы в управление его акции (доли в уставном фонде), находящиеся в государственной собственности, а при отсутствии такого государственного органа (организации) — по согласованию с уполномоченным государственным органом по госзакупкам или на основании самостоятельно принятого решения после проведения повторной процедуры госзакупки, которая также была признана несостоявшейся. При этом не подлежат изменению предмет госзакупки и требования к предмету госзакупки, требования к участникам, сроки и условия поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) и их оплаты, определенные при проведении процедуры госзакупки, которая признана несостоявшейся, в том числе в отношении отдельных частей (лотов).

В дополнение к приведенной норме основанием для применения процедуры закупки из одного источника является признание процедуры госзакупки несостоявшейся (п. 7 приложения к Закону N 419-З).

Тем самым при проведении процедуры закупки из одного источника не подлежат изменению в том числе требования к участникам, включая дополнительные требования к участникам. Следовательно, в процедуре закупки из одного источника они должны быть установлены и применяться.

Только лишь требование о наличии деловой репутации участника не применяется к процедурам закупок из одного источника, осуществляемым на основании п. 9 приложения к Закону N 419-З, но действует для п. 7 приложения к Закону N 419-З.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex