Государственный долг Беларуси на 1 августа 2021 года составил 57,4 млрд рублей и уменьшился по сравнению с началом 2021 года на 0,4 млрд рублей, или на 0,6%. Cообщает пресс-служба Минфина. Соотношение госдолга к ВВП составляет 36,2% при заданном лимите в 45%. Несмотря на экономические трудности, Беларусь остается дисциплинированным заемщиком и плательщиком. Однако есть несколько важных нюансов, которые не позволяют говорить о комфортной долговой нагрузке Беларуси.

Из чего состоит госдолг?

По данным Минфина, государственный долг Беларуси состоит из двух частей: внешнего и внутреннего — их размер сейчас составляет 18,4 млрд долларов и 11,5 млрд рублей соответственно. Первый представлен задолженностью Беларуси перед иностранными кредиторами (международными финансовыми институтами, фондами, правительствами и банками других стран). Внутренний долг формируется за счет продажи облигаций Минфина на белорусском рынке. Как правило, их приобретают банки. Но могут и физлица. В январе-июле 2021 года размещено внутренних валютных и рублевых государственных облигаций для юридических и физических лиц на сумму, эквивалентную 799,1 млн долларов и 137 млн рублей.

Почему внешний и внутренний госдолг считаются разными?

— С одной стороны, внешний долг ставит страну в зависимость от внешних факторов. Но дефолт по внешнему долгу менее болезненный, чем дефолт по внутреннему долгу. Дефолт по внутреннему долгу означает, что все экономические агенты окружены этим и происходит еще экономический кризис в дополнение к дефолту, — поясняет ilex экономист проекта BEROC Катерина Борнукова.

Международные финансовые организации и рейтинговые агентства предпочитают рассматривать госдолг Беларуси в «расширенном» определении – с учетом госгарантий и обязательств правительства. В частности, речь идет о кредитах, полученные предприятиями под гарантии правительства Беларуси. Имеется ввиду, что если данные займы не будут погашаться компаниями, то лягут дополнительным бременем на Минфин. По данным на июль, размер такого потенциального долга составлял почти 8 млрд рублей. Таким образом, по сравнению с ВВП сумма госдолга превышает 40%.

По предварительным расчетам Минфина, уровень госдолга к ВВП на конец 2021 года составит 38,3%.

Кому должна Беларусь?

Внешние обязательства в структуре госдолга превышают 80%. При этом около 8 млрд долларов (44% внешнего долга) составляют обязательства перед правительством и банками России. Другие крупные кредиторы Беларуси – это Китай (3 млрд долларов), Евразийский фонд стабилизации и развития (2 млрд долларов). Плюс к этому Беларуси размещала  евробонды и гособлигации на российском рынке. Совокупно обязательства по этим инструментам превышают 3,6 млрд рублей. Если еще учесть, что ЕФСР находится под контролем России, то долг Беларуси перед соседней страной значительно превышает 50%.

За последние 1,5 года Беларуси удалось разместить еврооблигации на 1,25 млрд долларов и привлечь от России и ЕФСР еще 1,5 млрд долларов, часть из которых пошла на рефинансирование долгов. Если не произойдет ничего экстраординарного, то погашение по евробондам наступит через несколько лет, а сейчас идёт текущее обслуживание и погашение займов, что поступили в Беларусь из России, от банков Китая, от ЕФСР и Всемирного банка.

Ранее крупным кредитором Беларуси выступал еще Международный валютный фонд.

Сколько можно брать в долг от ВВП?

Минфин Беларуси определил для себя пороговое значение госдолга к ВВП в 45%. Но в ряде даже развитых стран этот показатель превышает 100% и никаких дефолтов не происходит.  Насколько объективно соотношение госдолга к ВВП?

— Вокруг этого соотношения есть много споров. С одной стороны, это такой понятный показатель, который означает, сколько нам надо работать, чтобы вернуть долги. С другой стороны, на практике часто он не имеет большого смысла, потому что наша способность поддерживать, обслуживать или наращивать дальше долг на самом деле не зависит от процента от ВВП, — говорит Борнукова. — В свое время много шума наделал и пошел в народ аналитический материал, который показывал, что, когда в развивающихся странах соотношение долга к ВВП становится больше 60%, то это начинает негативно влиять на экономический рост. Но потом выяснилось, что такой вывод был основан на ошибочных расчетах… Поэтому более важны другие критерии. Надо смотреть на нагрузку, которую госдолг представляет в текущий момент и отслеживать динамику его роста, а также в какой валюте долг номинирован и под какой процент. Госдолг может быть большим, но достаточно долгосрочным, под низкий процент и так далее. Беларуси повезло – у нас почти нет краткосрочных долгов, у нас все долги долгосрочные, и это облегчает менеджмент внешнего госдолга. А вот со стоимостью долга есть проблема, поскольку Беларусь и до политического кризиса считалась страной с высокими рисками. Мы по рыночной цене, например, выпускали евробонды, и платили достаточно большую премию за риск. Процент, который мы платили по евробондам ненамного ниже процента, который вынуждена платить Украина, где по сути идет война.

Какая цена вопроса?

В 2021 году Минфин Беларуси планировал направить на погашение и обслуживание госдолга 3,1 млрд долларов в эквиваленте, из которых 3 млрд долларов составят платежи в иностранных валютах. Погашение основного долга оценивается в 1,9 млрд долларов, обслуживание процентных платежей – 1,1 млрд долларов. В текущем году расходы на обслуживание увеличились почти на 350 млн рублей. Эти расходы пришлось учитывать в общих расходах бюджета. «Таким образом, более 11% республиканского бюджета за счет текущих доходов будет направляться на обслуживание долга», — говорил первый замминистра финансов Дмитрий Кийко.

— Как видите, у Беларуси более 90% госдолга выражено в валюте, и это ставит страну тоже в уязвимую позицию. Потому что, во-первых, Беларуси нужна валютная ликвидность, чтобы выплачивать этот долг, а, во-вторых, любая девальвация означает автоматический рост долговой нагрузки к ВВП. Долг становится более дорого обслуживать. Например, в экономический кризис мы бы могли подумать о том, чтобы с помощью девальвации стимулировать экспорт.  Но у нас в этом плане сейчас руки немного связаны, поскольку любая девальвация означает, что обслуживание госдолга обойдется дороже, — говорит экономист BEROC.

Насколько опасная зависимость от России?

Как было сказано выше, в последнее время Беларуси больше всего давали в долг Россия и Китай, а также западные инвестбанки и фонды, которые были склонны к риску и выкупали белорусские облигации.  Но о новых значимых китайских кредитах больше не слышно. Последние политические события в стране и реакция на них со стороны Запада фактически перекрыли это направление заимствований для Беларуси. В таких условиях властям Беларуси придется и далее рассчитывать лишь на внутренний рынок и помощь со стороны России по линии межгосударственных кредитов или рыночных заимствований в российских рублях.

В мае этого года Александр Лукашенко подписал указ о размещении в России облигаций на 100 млрд российских рублей в целях «рефинансирования внешнего государственного долга Республики Беларусь». Правительству страны поручено привлечь эту сумму в 2021–2023 годах на срок не меньше трех лет. По словам источника РБК на финансовом рынке, летом Беларусь уже начала обсуждать размещение облигаций с российскими инвестбанками.

— Но это решение принималось до введения секторальных санкций ЕС и США, — отмечает Катерина Борнукова. — И поскольку санкции достаточно серьезные, я думаю, что сейчас выйти на российский рынок капитала не то, чтобы невозможно (всегда можно разместить бумаги с любым риском, вопрос в том, что надо будет платить достаточно высокий процент за риск), но маловероятно. Да и пока российское правительство дает в долг под относительно небольшой процент, по крайней мере, ниже рыночного, то не очень понятно, зачем в принципе Беларуси идти на российский финансовый рынок.

Эксперт также считает, что в настоящее время для Беларуси бОльшая проблема не в том, что много задолжали России, а в то, что взять новые кредиты можно только у России.

— Если бы мы могли прошлые долги сами обслуживать и выплачивать, в том числе, с помощью новых кредитов, то проблемы бы не было. Но поскольку все идет к тому, что Беларусь пойдет именно к России за новыми заимствованиями, то, конечно, возникает зависимость от России и у нее появляется рычаг давления. Таким образом Москва может использовать этот рычаг для того, чтобы склонить Беларусь к принятию решений, которые бы иначе не были бы приняты, — полагает Борнукова. — Ранее у Минфина была достаточно правильная тактика по диверсификации госдолга. Минфин шел даже на выпуски евробондов, которые может быть были дороже, чем кредиты от Российской Федерации, но они показывали нашу самостоятельность и суверенность. Сегодня мы в ситуации, когда о диверсификации речи не идет.

Что дальше будет происходить с госдолгом Беларуси?

Минфин начиная с 2016 года постоянно обозначает необходимость рефинансирования госдолга – до 75% выплат по основному долгу. Работает ли такая тактика?

— Если учитывать, что в этом году для Беларуси благополучно складывается внешнеторговая конъюнктура, есть достаточно большой приток валюты за счет роста экспорта, может и получится 25% выплатить самостоятельно. Но пока власти продолжают наращивать внешний госдолг, что означает, что рефинансировать, наверно, будет даже больше, чем 75%, — считает эксперт BEROC.

Погашения государственного долга увеличатся до 3,5 млрд долларов в 2023 году ввиду наступления срока погашения по еврооблигациям. В связи с этим эксперт считает сложностью не сам объем госдолга, а высокую нагрузку на бюджет, которую он несет. Проблемой является и ограниченный рост экономики.

— Само по себе взять взаймы – в этом нет ничего плохого. Большинство стран так делают. Как правило, эти деньги нужны для покрытия дефицита бюджета и финансирования крупных инфраструктурных и инвестиционных проектов. В свое время Беларусь взяла много кредитов на модернизацию госпредприятий. Но эти проекты не окупились до сих пор. Белорусская экономика последние 10 лет росла медленнее чем на 1% в год в среднем, а кредиты брали под ставки 5-7% годовых (если речь идет о рыночных ставках). И это тревожная тенденция, поскольку получается, что кредиты не генерируют нового роста. Если бы мы могли наращивать долг бесконечно, то в этом не было бы проблем. Но, к сожалению, мы это не можем. Да и обслуживание госдолга – это уже заметная статья в белорусском бюджете, — резюмировала Катерина Борнукова.