Вопрос: Оптовая организация реализует стройматериалы, подпадающие под действие постановления № 116. Доставка товаров покупателям осуществляется собственным транспортом организации и в цену товара не входит. Действует ли ограничение рентабельности на стоимость услуг по доставке и каким документом оформлять эти услуги?

Ответ: В случае осуществления доставки товара покупателям собственным транспортом продавца и невключения стоимости доставки в отпускную цену ограничение рентабельности, предусмотренное п. 3 постановления № 116, к себестоимости доставки не применяется.

В этом случае поставщик готовой продукции фактически оказывает транспортную услугу. Факт ее оказания подтверждается ПУД (актом или другим аналогичным документом).

Обоснование: В соответствии с постановлением № 116:

1) установлен предельный максимальный норматив рентабельности, используемый для определения суммы прибыли, подлежащей включению в отпускные цены производителя на стройматериалы, реализуемые на внутренний рынок:

— юрлицами и ИП, за исключением указанных в абз. 2 п. 2 постановления № 116, и предназначенные для строительства объектов и производства стройматериалов, — 20% к плановой себестоимости производства и реализации (без учета расходов, связанных с их транспортировкой до места применения);

— юрлицами и ИП, за исключением указанных в абз. 2 п. 2 постановления № 116, и предназначенные для дальнейшей реализации субъектами торговли для строительства объектов и производства товаров для строительства объектов, — 15% к плановой себестоимости производства и реализации (без учета расходов, связанных с их транспортировкой до места применения);

— юрлицами и ИП, выполняющими функцию подрядчика, при выполнении ими строительных работ (за исключением строительства хозяйственным способом), — 20% к плановой себестоимости производства (без учета расходов, связанных с их транспортировкой до места применения) (подп. 1.1, 1.2 постановления № 116);

2) для импортера, за исключением указанных в абз. 3 п. 2 постановления № 116, установлена предельная максимальная надбавка, подлежащая включению в отпускные цены на стройматериалы, — 15% к контрактной цене и расходам по импорту (таможенным пошлинам и сборам, страхованию груза, транспортным расходам) (подп. 1.3 постановления № 116);

3) для субъектов, осуществляющих оптовую торговлю, за исключением указанных в абз. 4 п. 2 постановления № 116, установлена предельная максимальная оптовая надбавка, подлежащая включению в отпускные цены на товары, — 10% (независимо от количества участвующих посредников) к отпускным ценам, сформированным производителями или импортерами с учетом ограничений, установленных абз. 4 подп. 1.1, подп. 1.3 постановления № 116 (подп. 1.4 постановления № 116).

Согласно ч. 1 п. 5 Инструкции № 116 отпускные цены на товары формируются с учетом или без учета их доставки до потребителя. При этом установленные в подп. 1.3 и 1.4 и абз. 3 и 4 п. 2 постановления № 116 предельные максимальные надбавки не учитывают стоимости доставки товара до покупателя.

Справочно
В случае включения в отпускную цену товара производителями, импортерами, субъектами, осуществляющими оптовую торговлю, стоимости доставки товара до покупателя:
— собственным транспортом — применяется предельный максимальный норматив рентабельности в размере 20% к плановой себестоимости доставки;
— сторонним транспортом — стоимость доставки определяется на основании плановых затрат по транспортировке без начисления на них рентабельности и надбавок (п. 3 постановления 116).

Поскольку в рассматриваемой ситуации стоимость доставки товаров покупателю не включена в отпускную цену товара, предельный максимальный норматив рентабельности, предусмотренный п. 3 постановления № 116, в таких случаях не применяется.

Доставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки их транспортом, предусмотренным договором поставки, и на определенных в договоре условиях (ч. 1 п. 1 ст. 480 ГК).

Как правило, при заключении договора поставки между покупателем и продавцом определяются следующие основные моменты:

1) кем будет осуществляться доставка товара (поставщиком или перевозчиком);

2) кем и за чей счет будут производиться перевозка груза, погрузочно-разгрузочные работы;

3) порядок уведомления покупателя о времени отгрузки товара со склада поставщика, о времени прибытия товара для его принятия покупателем и разгрузки.

Примечание
Отсутствие в договоре поставки вышеперечисленных условий позволяет поставщику самостоятельно выбрать вид транспорта и определить условия доставки товара, если иное не установлено законодательством или договором (ч. 2 п. 1 ст. 480 ГК).

Распределение расходов на доставку товаров может быть представлено по одному из следующих вариантов:

— доставка товара осуществляется за счет поставщика;

— покупатель обязуется возместить расходы поставщика на доставку товара в течение определенного периода после получения от поставщика документов, подтверждающих оплату поставщиком услуг перевозчика;

— расходы на доставку товара распределяются между сторонами (например, поставщик — 70%, покупатель — 30%).

Выбранный вариант распределения расходов на доставку определяется в договоре поставки.

В рассматриваемой ситуации расходы на доставку продукции несет поставщик за свой счет либо отдельно предъявляет сверх цены товара покупателю.

По договору поставки расходы, связанные с доставкой готовой продукции, покупатель может оплачивать сверх ее стоимости (ст. 428, 476, п. 1 ст. 479, п. 1 ст. 480 ГК).

Если доставка продукции до покупателя осуществляется собственным транспортом поставщика, а покупатель оплачивает ее дополнительно, то фактически оказывается транспортная услуга. Факт ее оказания должен быть подтвержден ПУД (абз. 15 ст. 1, ст. 10 Закона № 57-З).

В этом случае продавец вправе предъявить стоимость доставки покупателю продукции отдельно (в том случае, если заключенным договором поставки предусмотрено возмещение расходов на доставку), скалькулировав стоимость перевозки.

При этом указанная операция должна быть оформлена отдельным ПУД — актом (например, актом оказанных транспортных услуг) или другим аналогичным документом.

У поставщика продукции оказанная транспортная услуга отражается как выручка от реализации транспортных услуг по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и кредиту субсчета 90-1 «Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг» (п. 18, 19, 22 Инструкции № 102; ч. 1, 2 п. 48, ч. 1 — 5 п. 70 Инструкции № 50; ч. 1 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 168 НК).

Затраты, связанные с работой автотранспорта, отражаются на счете 20 «Основное производство» или 23 «Вспомогательные производства» (если услуги оказывает вспомогательное подразделение) в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов (10, 02, 70, 69 и др.). В дальнейшем указанные затраты списываются на себестоимость реализованных услуг в дебет субсчета 90-4 «Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг» (ч. 1 п. 9, ч. 1, 2 п. 32, ч. 1 п. 35 Инструкции № 102; ч. 1 — 3 и 5 п. 23, ч. 1, 3 и 5 п. 26 Инструкции № 50).

При этом расходы продавца, связанные с оказанием транспортных услуг на доставку продукции, включаются в затраты, учитываемые при налогообложении, при условии, что они будут признаны экономически обоснованными затратами (ч. 1 п. 1, ч. 1 п. 4 ст. 169 НК).

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex