Вопрос: На конкурентную процедуру закупки за счет собственных средств подал предложение единственный участник. Документацией о закупке предусмотрена возможность выбора единственного поставщика. Товар, который предлагает участник, не уникальный. На рынке данный товар широко представлен и по более выгодным ценам. Нужно ли комиссии обосновывать в протоколе, почему участника не признали победителем? Можно ли в данной ситуации перейти к закупке из одного источника?

Ответ: Республиканские унитарные предприятия, госорганы, гособъединения, иные юрлица, имущество которых находится в республиканской собственности, либо хозобщества, в уставных фондах которых более 25% акций (долей) принадлежит Республике Беларусь или организациям, имущество которых находится в республиканской собственности, за исключением операторов сотовой подвижной электросвязи, осуществляют закупки, за исключением госзакупок, товаров (работ, услуг) в соответствии с постановлением N 229, если иное не установлено законодательными актами (подп. 1.1 п. 1 постановления N 229).

Документацией о закупке может быть предусмотрена возможность признания победителем единственного участника конкурентной процедуры закупки, в том числе в отношении части (лота) предмета процедуры закупки, за исключением случаев проведения электронного аукциона, и заключения с ним договора на закупку, если его предложение соответствует требованиям документации о закупке (абз. 3 ч. 2 подп. 2.8 п. 2 постановления N 229).

Однако комиссия, создаваемая для проведения процедур закупок, вправе признать победителем единственного участника конкурентной процедуры закупки, в том числе в отношении части (лота) предмета процедуры закупки, за исключением случаев проведения электронного аукциона, если его предложение соответствует требованиям документации о закупке и такая возможность предусмотрена документацией о закупке. При этом в случае, если единственный участник конкурентной процедуры закупки, в том числе в отношении части (лота) предмета процедуры закупки, не является производителем или его сбытовой организацией (официальным торговым представителем), он может быть признан победителем при экономической нецелесообразности или невозможности закупки у производителей или их сбытовых организаций (официальных торговых представителей). Обоснование такой нецелесообразности или невозможности должно содержаться в протоколе комиссии, создаваемой для проведения процедур закупок (ч. 2 подп. 2.9 п. 2 постановления N 229).

Организация признает конкурентную процедуру закупки, в том числе в отношении части (лота) предмета процедуры закупки, части объема (количества) предмета процедуры закупки либо его части (лота), несостоявшейся в случае, если поступило менее двух предложений на участие в процедуре закупки, в том числе в отношении части (лота) предмета процедуры закупки, и комиссия, создаваемая для проведения процедур закупок, не воспользовалась правом признания победителем единственного участника конкурентной процедуры закупки, в том числе в отношении части (лота) предмета процедуры закупки, согласно ч. 2 подп. 2.9 п. 2 постановления N 229 (абз. 2 подп. 2.12 п. 2 постановления N 229).

Таким образом, признание победителем единственного участника конкурентной процедуры закупки является правом, но не обязанностью комиссии, создаваемой для проведения процедур закупок.

На комиссию, создаваемую для проведения процедур закупок, возложена обязанность обосновывать выбор победителем единственного участника конкурентной процедуры закупки только в случае, когда он не является производителем или его сбытовой организацией (официальным торговым представителем) (ч. 2 подп. 2.9 п. 2 постановления N 229). Требования обосновывать отказ комиссии от применения права выбора победителем единственного участника конкурентной процедуры постановление N 229 не содержит.

В то же время процедура закупки из одного источника может применяться в случае, если конкурентная процедура закупки, часть (лот) предмета процедуры закупки, часть объема (количества) предмета процедуры закупки либо его части (лота) признана несостоявшейся и повторное ее проведение является нецелесообразным (абз. 5 ч. 2 подп. 2.2 п. 2 постановления N 229).

Таким образом, с учетом возможности применения впоследствии процедуры закупки из одного источника, по мнению автора, целесообразно в протоколе комиссии обосновать причину отказа выбрать победителем единственного участника конкурентной процедуры закупки. Таким основанием, в частности, может быть невыгодность его предложения.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex