Вопрос: Организация запустила производственный цех (опытную партию). Образуются отходы производства и хранятся на территории организации. Передача отходов на использование, захоронение, обезвреживание, подготовку пока не осуществляется. Инструкция по обращению с отходами производства (далее — Инструкция) разработана и находится на согласовании в территориальном органе Минприроды. Надо ли платить экологический налог? Если надо, то как определить налоговую базу и ставки экологического налога?

Ответ: Да, у организации возникает обязательство по уплате экологического налога за хранение и захоронение отходов производства при фактическом хранении отходов и фактическом захоронении отходов на объекте захоронения отходов с учетом некоторых особенностей. Ставки налога за хранение, захоронение отходов производства установлены приложением 9 к НК.

Обоснование: Объектами налогообложения экологическим налогом признаются, в частности, хранение отходов производства и захоронение отходов производства. Плательщиками экологического налога признаются организации и ИП (п. 1 ст. 246, подп. 1.3, 1.4 ст. 247 НК).

Экологический налог за хранение отходов производства

Установлено, что хранение отходов является объектом обложения экологическим налогом. Вместе с тем исключение составляет хранение отходов производства, предназначенных для захоронения, обезвреживания и (или) использования, в целях накопления количества отходов производства, необходимого для перевозки одной транспортной единицей на объекты захоронения, обезвреживания и (или) использования таких отходов (подп. 1.3, 2.5 ст. 247 НК).

Количество отходов производства, необходимое для перевозки одной транспортной единицей на объекты захоронения, обезвреживания и (или) использования таких отходов, устанавливается в Инструкции и звучит как допустимое количество накопления отходов производства, необходимое для перевозки (одна транспортная единица) (подп. 1.3, 2.5 ст. 247 НК,  п. 20 Инструкции N 45).

Таким образом, хранение отходов облагается экологическим налогом при наличии согласованной с территориальным органом Минприроды Инструкции в количестве, превышающем одну транспортную единицу, установленную в Инструкции.

Для ситуации, когда Инструкция разработана, утверждена руководителем организации и находится на согласовании с территориальным органом Минприроды, льгота, установленная  подп. 2.5 ст. 247 НК, может применяться только с даты согласования Инструкции. Срок действия Инструкции исчисляется с даты ее согласования с территориальным органом Минприроды, а не утверждения руководителем организации (ч. 1 п. 6, п. 7 Инструкции N 45, п. 68 Положения о порядке согласования инструкций по обращению с отходами производства).

Следовательно, до момента согласования Инструкции хранение отходов производства является объектом налогообложения экологическим налогом за их хранение.

Налоговая база экологического налога определяется как фактические объемы отходов производства, направленных на хранение в налоговом периоде. Налоговым периодом экологического налога признается календарный квартал (абз. 4 ст. 248, ст. 250 НК).

Для определения налоговой базы экологического налога за хранение отходов производства необходима информация о количестве отходов, хранящихся на конец отчетного периода (квартала).

Ставки экологического налога за хранение отходов зависят от степени и класса опасности отходов и приведены на 2021 г. в приложении 9 к НК.

Сумма экологического налога за хранение отходов производства исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки (п. 1 ст. 251 НК).

Налоговая декларация за хранение отходов производства в данной ситуации представляется организацией в налоговые органы не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом, в котором возникло налоговое обязательство по экологическому налогу (ст. 250, ч. 1 п. 1 ст. 252 НК).

Таким образом, экологический налог исчисляется:

— при отсутствии согласованной с территориальным органом Минприроды Инструкции и наличии на хранении отходов на конец отчетного периода (квартала) — за весь объем отходов, хранящихся на конец квартала;

— при наличии согласованной с территориальным органом Минприроды Инструкции и хранении отходов на конец отчетного периода — в количестве, превышающем одну транспортную единицу;

— при наличии согласованной с территориальным органом Минприроды Инструкции и наличии на хранении отходов на конец отчетного периода, которые не указаны в Инструкции и по которым не утверждена одна транспортная единица — за весь объем отходов, не указанных в Инструкции, хранящихся на конец квартала.

Экологический налог за захоронение отходов производства

При захоронении отходов производства на объектах захоронения плательщиками экологического налога за захоронение отходов производства являются собственники отходов производства (п. 1, 2 ст. 246 НК).

Собственником отходов производства является производитель отходов с момента образования таких отходов, если иное не предусмотрено законодательством и (или) договором об использовании имущества, которое явилось источником образования этих отходов (подп. 1.1 ст. 3 Закона N 271-З).

Налоговой базой экологического налога за захоронение отходов производства является фактический объем отходов производства, направленных на захоронение в налоговом периоде (абз. 5 ст. 248 НК).

Независимо от наличия согласованной Инструкции экологический налог за захоронение отходов будет уплачиваться организацией в случае, когда она является собственником отходов и направляет отходы на объект захоронения (подп. 1.1 ст. 3 Закона N 271-З, п. 2 ст. 246, подп. 1.4 ст. 247 НК). Исключение составит захоронение отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения, при общем объеме захоронения отходов производства 50 и менее тонн в год. В случае захоронения отходов производства свыше 50 тонн в год налогообложению подлежит весь объем отходов производства, переданных на захоронение (подп. 2.8 ст. 247, абз. 5 ст. 248 НК).

Ставки экологического налога за захоронение отходов производства установлены в приложении 9 к НК.

Экологический налог за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов исчисляется владельцем объекта захоронения отходов и предъявляется им собственнику отходов производства (организации) дополнительно к тарифам за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов (п. 4 ст. 251 НК).

Перечисление организацией — собственником отходов производства экологического налога владельцу объекта захоронения отходов производится отдельной платежной инструкцией непосредственно в момент оплаты услуг по захоронению отходов, но не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. В случае нарушения этого срока собственник отходов производства производит перечисление экологического налога владельцу объекта захоронения в сумме, соответствующей тройному размеру не перечисленного в срок экологического налога (ч. 3, абз. 3 ч. 4 п. 2 ст. 252 НК).

Представление налоговых деклараций за захоронение отходов производства и уплата экологического налога возлагается на владельцев объектов захоронения отходов производства (ст. 250, ч. 3 п. 1, ч. 1, 2 п. 2 ст. 252 НК).

Таким образом, организация — собственник отходов, передаваемых на захоронение, является плательщиком экологического налога за захоронение отходов производства (за исключением случая, рассмотренного выше). Однако уплата налога производится через владельца объекта по захоронению отходов (полигон).

Суммы экологического налога за захоронение отходов производства исчисляются владельцами полигонов и предъявляются собственникам отходов. Также владельцы полигонов представляют в налоговые органы налоговые декларации. Рекомендуется собственникам отходов производить сверку данных о количестве отходов, их степени и классе опасности, ставках экологического налога за захоронение отходов, указанных в счетах от полигона.

М.В.Войтович, эколог

Читайте этот материал в ilex >>*

* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex