Порядок перехода на электронные ТТН (ТН) долгое время был добровольным, и они применялись вместо обычных бумажных накладных только по обоюдному желанию как поставщика (грузоотправителя), так и покупателя (грузополучателя). Однако с введением в РБ нового механизма маркировки товаров, а также системы прослеживаемости, подход к применению электронных накладных кардинально поменялся. Так с 2021 г. изменились структура и формат электронных накладных, а для многих организаций их оформление стало обязательным.

Примечание
Под электронными накладными понимаются:
— ТТН и ТН в виде электронных документов (далее — электронная ТТН и электронная ТН соответственно);
— электронные сообщения, создаваемые грузоотправителем при отгрузке товаров, подлежащих прослеживаемости, в адрес организации, местом нахождения которой не является Республика Беларусь, и (или) иностранного гражданина, и (или) лица без гражданства, осуществляющих предпринимательскую и иную хозяйственную (экономическую) деятельность (п. 7 приложения к Указу N 496).
 

На сегодняшний день законодательство устанавливает, что вместо бумажных ТТН (ТН) организации должны использовать обязательные электронные накладные при обороте:

1) товаров, маркированных незащищенными средствами идентификации (СИ) (п. 3 Положения о маркировке товаров средствами идентификации N 243 );

2)  товаров, подлежащих прослеживаемости (п. 14 Положения N 496 ).

Электронные накладные по товарам, маркированным незащищенными СИ

 Речь идет о товарах, включенных в Перечень N 1030  и маркируемых следующим способом: путем  нанесения СИ  непосредственно на товар или его упаковку либо на материальный носитель, не содержащий элементы (средства) защиты от подделки или знак защиты (далее — незащищенный материальный носитель)  .

Примечание
В соответствии с Перечнем N 1030 обязанность составлять электронные накладные в 2021 году возникает при обороте маркированных незащищенными СИ:
 — сыра и мороженого- с 8 июля 2021 г.;
— молочной продукции сроком хранения свыше 40 суток- с 1 сентября 2021 г., а менее 40 суток — с 1 декабря 2021 г.;
— шин и покрышек пневматических резиновых новых — с 1 декабря 2021 г.;
— обуви — с 1 ноября 2021 г.

Если по товарам, включенным в Перечень N 1030, их маркировка СИ в соответствии с законодательством не производится (например, по остаткам товаров на дату введения маркировки), то и применять электронные накладные в обязательном порядке нет необходимости. В этих случаях можно по-прежнему составлять ТТН (ТН) в бумажном формате.

Не требуются электронные накладные и при применении иных, чем маркировка незащищенными СИ, способов маркирования товаров СИ. Речь идет о маркировке с использованием защищенного материального носителя либо с использованием незащищенного материального носителя с последующим нанесением на него знака защиты (п. 5 Инструкции о порядке маркировки товаров ). При обороте товаров из Перечня N 1030, промаркированных таким образом, оформление электронной накладной необязательно.

Можно сказать, что обязанность по использованию электронных накладных зависит от необходимости маркировки товаров, включенных в Перечень N 1030, а также способа нанесения маркировки.

Примечание
Следует отличать маркировку товаров унифицированными контрольными знаками (УКЗ), от маркировки товаров СИ. Обязанность составлять электронные накладные при маркировке товаров УКЗ не предусмотрена (подп. 2.1 Указа N 243, п. 3 Положения о маркировке товаров средствами идентификации N 243).

 Отметим, что электронные накладные используются только между субъектами хозяйствования (подп. 1.1 Положения N 940 ). Физические лица, которые не зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей в РБ, к таковым не относятся. Они не имеют возможности принять и подписать электронную накладную, так как не являются в этой части участниками электронного документооборота.  По разъяснениям МНС, если контрагентами организации при обороте товаров, маркированных незащищенными СИ, выступают такие физические лица, обязанность использовать электронные накладные у нее отсутствует. Следовательно, организация в таком случае по-прежнему будет оформлять бумажные ТТН (ТН).

Требование об обязательном оформлении электронных накладных распространяется на все организации. Использовать электронную накладную вместо обычной ТТН (ТН) в бумажном формате они должны при любой операции, относящейся к обороту товаров, маркируемых незащищенными СИ. При этом, под оборотом таких товаров понимается их ввоз, хранение, транспортировка, использование, получение и передача, в том числе их приобретение, предложение к реализации и реализация на территории Республики Беларусь, а также  трансграничная торговля  (п. 10 приложения 3 к Указу N 243).

За отсутствие в обязательных случаях электронных накладных установлена административная ответственность: штраф в размере 50% от стоимости предмета административного правонарушения (суммы выручки, полученной от реализации товаров) (ст. 13.12 КоАП).  С учетом разъяснений МНС до 01.09.2022 эта ответственность применяться не будет. Вместе с тем принимать исчерпывающие меры по переходу к использованию электронных накладных организация по-прежнему должны — мораторий на применение ответственности не освобождает их от этой обязанности (письмо МНС N 8-2-10/04440).

Электронные накладные при обороте товаров, подлежащих прослеживаемости.

Организации обязаны использовать электронные накладные по товарам, включенных в один их перечней:

— перечень товаров, сведения об обороте которых являются предметом информационного взаимодействия с государствами — членами ЕАЭС. На данный момент такой перечень пока не утвержден;

—  перечень  товаров, сведения об обороте которых являются предметом прослеживаемости. Для попавших в этот перечень товаров (холодильников и морозильников бытовых, шин и покрышек пневматических резиновых новых)  обязанность составлять электронные накладные, также как и прослеживаемость,  вводится с 1 декабря 2021 г. (подп. 2.1 Указа N 496 ).

Необходимость составлять электронные накладные возникает при осуществлении организацией операций, связанных с оборотом включенных в указанный перечень товаров.

Примечания
К операциям, связанным с оборотом товаров, относятся (п. 1 Перечня терминов и определений ):
— отгрузка или получение товаров с мест реализации или хранения по договорам купли-продажи, мены, предусматривающим реализацию и (или) передачу товаров на территории Республики Беларусь и (или) иных государств — членов ЕАЭС;
— отгрузка и (или) передача или получение товаров по договорам комиссии, поручения и иным аналогичным договорам, хранения, подряда, финансовой аренды (лизинга), коммерческого займа, оказания логистических услуг, включая отгрузку и (или) передачу или получение товаров с выставок, ярмарок на территории Республики Беларусь и (или) иных государств — членов ЕАЭС;
— использование в производстве и (или) транспортировка  товаров.

При этом установлен ряд случаев, когда по оборотам товаров, подлежащих прослеживаемости, электронные накладные составлять необязательно. Например, при обороте товаров, используемых в качестве образцов и экспонатов на выставках и ярмарках, товаров, являющихся безвозмездной (спонсорской) помощью. Это операции по отпуску и получению товаров, не связанными с предпринимательской деятельностью и получением доходов, а также операций, осуществляемые за счет госсредств либо имеющие строго целевое назначение (п. 17 Положения N 496).

Если составление обязательных электронных накладных будет невозможно по объективным причинам, не зависящим от организации, в качестве исключения разрешается составить  ТТН (ТН) на бумажных носителях. Однако в течение 5 рабочих дней с момента устранения неполадок, необходимо будет оформить и электронные накладные (п. 18 Положения N 496).

За отсутствие в обязательных случаях электронных накладных установлена административная ответственность: штраф в размере 50% от стоимости предмета административного правонарушения (суммы выручки, полученной от реализации товаров) (ст. 13.12 КоАП).  Отметим, что моратория на применения таких мер ответственности по товарам, подлежащим прослеживаемости, аналогичного применяемому до 01.09.2022 г. по маркировке товаров, на данный момент не предусмотрено. Возможно, особенности применения мер ответственности за отсутствие электронных накладных в этом случае будут установлены позже.

Читайте этот материал в ilex >>*

* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex