Вопрос: У организации образовалась переплата за отходы товаров и упаковки при исполнении обязанности по Указу N 16. Это обусловлено тем, что в отчетном квартале она не имела документального подтверждения права на льготу и плату внесла в полном объеме. В следующем квартале такое подтверждение было получено, в связи с чем произвели перерасчет. Можно ли вернуть или зачесть сумму переплаты? Если да, то в каком порядке?

Ответ: Как и раньше, сумму переплаты можно вернуть или зачесть. Но с 1 июля 2020 г. действует обновленный порядок возврата (зачета) излишне внесенных сумм платы за отходы.

Обоснование: С 1 июля 2020 г. основным документом, регулирующим вопросы обращения с отходами товаров (упаковки), является Указ N 16. В его развитие принято постановление N 388. Последним, в частности, определен порядок возврата излишне внесенных сумм платы за отходы.

Прежде чем говорить о механизме возврата, остановимся на том, почему и как произошла переплата в рассматриваемой ситуации.

Обязанность обеспечивать сбор, обезвреживание, использование отходов (далее — сбор отходов), у субъектов хозяйствования возникает при производстве и (или) ввозе товаров (упаковки), включенных в отдельный перечень <*>.

Данную обязанность можно исполнить самостоятельно, применив собственную систему сбора отходов. Если же такой системы нет, нужно заключить соответствующий договор с ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов» (далее — оператор) и внести ему плату на специальный счет <*>.

На заметку
Датой возникновения обязанности является <*>:
— по произведенным товарам и упаковке — дата их отгрузки (реализации);
— ввозимым товарам и упаковке — дата их выпуска в соответствии с таможенными процедурами выпуска для внутреннего потребления, реимпорта либо дата их принятия на учет, если таможенное декларирование и выпуск не производятся.

Вместе с тем иногда производитель и поставщик могут освобождаться от обязанности по сбору отходов. Например, в отношении упаковки для социально значимых товаров, товаров, реализованных на экспорт <*>.

Освобождение от внесения платы может применяться с момента возникновения правовых оснований <*>. Его обоснованность должна подтверждаться документально. Причем для каждого конкретного случая определен свой перечень документов <*>.

Например, производитель ввозит упаковку, названную в отдельном перечне, для своей продукции и использует ее в том числе для социально значимых товаров. В данном случае освобождение действует в отношении упаковки, в которую упакованы социально значимые товары, но только при наличии <*>:

— ПУД, подтверждающих фактическое количество упаковки, использованной для затаривания социально значимых товаров;

— сертификатов продукции собственного производства, выданных производителю на социально значимые товары.

На заметку
При ввозе упакованных социально значимых товаров, товаров медназначения, включенных в Госреестр изделий медицинского назначения и медицинской техники Республики Беларусь, право на освобождение от обязанности в отношении их упаковки можно применить по факту ввоза <*>.

Основания для применения льготы отражаются в представляемом оператору отчете (это не касается субъектов хозяйствования, перечисленных в п. 3 приложения 1 к Указу N 16) <*>.

Если документов, подтверждающих возникновение правовых оснований для освобождения от обязанности в отчетном периоде, на момент внесения платы, а соответственно, и подачи отчета нет, льгота в этом отчетном периоде не применяется. Следовательно, субъект исполняет обязанность по сбору отходов, т.е. вносит плату в полном размере <*>.

В последующих отчетных периодах при возникновении правовых оснований, подтвержденных соответствующими документами, у производителя или поставщика появляется право на возврат и (или) зачет излишне уплаченных сумм <*>.

Пример

В сентябре организация ввезла из РФ поименованные в отдельном перечне стеклянные банки, которые задействует при производстве собственной продукции (детское питание, джем и т.д.). Часть банок она использовала в том же месяце для упаковки детского питания, а часть — в октябре.

В данной ситуации льгота действует только в отношении банок, которые пошли на упаковку детского питания (поскольку оно включено в перечень социально значимых товаров), если имеются подтверждающие документы <*>.

По остальным банкам надо рассчитать плату и внести соответствующую сумму на счет оператора. После того как в IV квартале появятся документы, подтверждающие, что в оставшиеся на складе банки были упакованы, например, детское питание или реализованный на экспорт джем, их количество будет учитываться при расчете платы в названном отчетном периоде.

В данном случае плата по оставшимся банкам, внесенная по Указу N 16 при их ввозе, и есть излишне уплаченная сумма.

Таким образом, в рассматриваемом нами случае излишне внесенные при производстве и (или) ввозе определенных товаров и упаковки суммы платы за отходы — это переплата, возникшая в результате исполнения производителем или поставщиком обязанности по сбору отходов в отношении этих товаров и упаковки.

Теперь что касается того, каким образом плательщик (производитель или поставщик) может вернуть сумму переплаты.

Раньше порядок возврата не был урегулирован. В настоящее время первое, что должен сделать плательщик, — подать письменное заявление о возврате излишне внесенных сумм (далее — заявление). На его основании излишек платы может быть <*>:

1) возвращен — если у плательщика нет задолженности по плате (в ситуации, когда такая задолженность имеется, ее зачитывают в счет погашения долга);

2) зачтен оператором в счет предстоящих платежей.

Заявление подается <*>:

— либо в виде электронного документа — при наличии ЭЦП (с использованием специализированного программного обеспечения, размещенного на официальном сайте оператора);

— либо на бумажном носителе — при отсутствии ЭЦП.

На заметку
Заявление можно подать в течение трех лет с момента возникновения у оператора задолженности перед плательщиком <*>.

Не позднее 10 рабочих дней со дня поступления заявления оператор направляет плательщику <*>:

— либо акт сверки расчетов. Плательщик подписывает его и возвращает оператору в течение 10 рабочих дней со дня получения;

— либо решение об отказе в рассмотрении заявления — если плательщиком не представлен отчет за какой-то из периодов.

Если плательщик не вернет подписанный акт сверки в установленный срок, а также представит отчет (в том числе уточненный) после оформления оператором акта, нужно будет подать новое заявление для оформления нового акта сверки <*>.

Новое заявление составляется и в том случае, если излишне внесенные суммы платы по акту сверки отличаются от сумм, указанных плательщиком в заявлении <*>.

Плата возвращается без начисления на нее процентов не позднее трех рабочих дней со дня поступления оператору <*>:

— акта сверки расчетов, подписанного плательщиком;

— акта сверки расчетов и нового заявления — если излишне внесенные суммы платы в акте сверки расчетов отличаются от сумм, указанных плательщиком в заявлении.

Читайте этот материал в ilex >>*

* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex