С целью ускорить оформление документов организации нередко используют факсимиле подписи руководителя и других должностных лиц. Зачастую оттиск факсимиле проставляет не тот, чью подпись оно воспроизводит, а другой сотрудник. Как минимизировать риск несанкционированного использования факсимиле? Каким образом можно регламентировать его применение в организации?

В каком документе закрепить порядок использования факсимиле

Законодательством процедура использования факсимиле не урегулирована, поэтому организации целесообразно разработать внутренний порядок его применения. Это позволит в том числе ограничить круг лиц, которые вправе проставлять факсимиле, утвердить перечень документов, на которых оно может быть использовано.

Установить порядок использования факсимиле можно в приказе или локальном нормативном правовом акте организации (далее — ЛНПА), например положении, инструкции об использовании факсимиле. Либо нормы о применении факсимиле можно включить в общую инструкцию по делопроизводству в организации.

На заметку
ЛНПА — это нормативный правовой акт, который содержит обязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение. При этом действие ЛНПА распространяется на одну или несколько организаций <*>.

Что предусмотреть в ЛНПА

Рекомендуем включить в ЛНПА об использовании факсимиле следующие положения.

Как организовать учет факсимиле

По нашему мнению, учет факсимиле может быть организован по аналогии с учетом печатей и штампов в организации. Такой учет можно вести в отдельном журнале учета факсимиле либо в журнале учета печатей и штампов.

Пример формулировки:
«Учет факсимиле подписей должностных лиц ООО «Заря» ведется в Журнале учета факсимиле подписей по следующей форме:

Журнал учета факсимиле подписей
N п/п Наименование факсимиле Оттиск факсимиле Должность, фамилия, инициалы лиц, ответственных за хранение и использование факсимиле Отметка об уничтожении факсимиле

Ведет учет факсимиле подписей должностных лиц секретарь ____________ (фамилия, инициалы)».

Журнал учета факсимиле подписей должен быть включен в номенклатуру дел подразделения, которое отвечает за его заполнение, например секретариата, бухгалтерии <*>.

Где хранится факсимиле

Целесообразно хранить факсимиле в месте, которое недоступно широкому кругу лиц и позволяет ограничить несанкционированный доступ. Например, местом хранения может быть запираемый шкаф или сейф.

Примеры формулировок:

«Местом хранения факсимиле директора ООО «Заря» определить сейф в кабинете главного бухгалтера».

«Факсимиле директора ООО «Заря» хранится в запираемом шкафу в канцелярии организации».

Кто обеспечивает сохранность факсимиле

Полагаем, ответственным за сохранность факсимиле можно назначить работника, который имеет доступ к месту хранения и ключ от него. Целесообразно также определить сотрудника, который будет отвечать за сохранность факсимиле в период временного отсутствия ответственного лица.

Пример формулировки:

«Назначить лицом, ответственным за сохранность факсимиле директора главного бухгалтера ___________ (фамилия, инициалы). В период временного отсутствия главного бухгалтера (отпуск, временная нетрудоспособность, командировка и т.п.) обеспечение сохранности факсимиле возлагается на бухгалтера __________ (фамилия, инициалы)».

В ЛНПА целесообразно указать конкретные меры по сохранности факсимиле, которые должно принимать ответственное лицо. Такие обязанности можно включить в должностную инструкцию работника *(ч. 4 п. 10 Общих положений ЕКСД).

Пример формулировки:

«Лицо, ответственное за сохранность факсимиле директора, обязано не допускать:
— хранения факсимиле в неустановленном месте (на столе, в незапертом ящике стола и т.п.);
— доступа других работников к месту хранения факсимиле;
— передачи ключей от места хранения другим сотрудникам».

Кто вправе проставлять факсимиле

Это может быть как лицо, которое отвечает за сохранность факсимиле, так и другой сотрудник или несколько. Полагаем, наиболее безопасно предоставить право проставлять факсимиле руководителя только одному из сотрудников. Это позволит избежать передачи клише разным работникам из разных подразделений и минимизировать возможность его несанкционированного использования. Желательно также предусмотреть порядок использования факсимиле в случае отсутствия работника, которому предоставлено право проставления факсимиле.

Примеры формулировок:

«Предоставить право проставлять на документах факсимиле подписи директора ООО «Заря» бухгалтеру __________ (фамилия, инициалы). В период временного отсутствия бухгалтера __________ (фамилия, инициалы) в связи с отпуском, временной нетрудоспособностью, командировкой и т.п. право проставлять факсимиле подписи директора предоставляется секретарю __________ (фамилия, инициалы)».

«Проставлять на документах факсимиле подписи руководителя вправе главный бухгалтер __________ (фамилия, инициалы). В случае временного отсутствия главного бухгалтера на работе проставлять факсимиле подписи вправе непосредственно руководитель».

На каких документах разрешено проставлять факсимиле

При разработке перечня таких документов следует учитывать требования законодательства. Так, использовать факсимиле вместо собственноручной подписи при совершении сделок можно, если об этом есть соглашение сторон <*>.

Обратите внимание!
С 01.02.2019 поставить на договоре оттиск факсимиле при подписании договора можно будет, если нет соглашения о его неприменении <*>.

По нашему мнению, список документов, на которых можно проставлять факсимиле, должен быть исчерпывающим, без возможности расширенного понимания. При необходимости это позволит доказать, что проставление факсимиле на документе, который не включен в список, является несанкционированным и выполнено сотрудником самовольно.

Примеры формулировок:

«Проставление факсимиле подписи директора допускается на следующих документах:
— гражданско-правовых договорах, дополнительных соглашениях и приложениях к ним, если с контрагентом предварительно заключено письменное соглашение об использовании факсимиле при подписании договоров;
— исходящих письмах, если их текст предварительно согласован с директором или заместителем директора. Согласование должно быть оформлено визой директора (его заместителя) на проекте письма;
— поздравительных открытках и письмах;
— благодарственных письмах, благодарностях, почетных грамотах, дипломах.

Проставлять факсимиле подписи директора на других документах запрещено».

«Проставление факсимиле подписи директора допускается на следующих документах:
— гражданско-правовых договорах, дополнительных соглашениях и приложениях к ним, если с контрагентом предварительно заключено письменное соглашение об использовании факсимиле при подписании договоров;
— поздравительных открытках и письмах.

Проставление факсимиле подписи заместителя директора допускается:
— на договорах поставки на сумму не более 20 000 бел. руб., дополнительных соглашениях и приложениях к ним, если с контрагентом предварительно заключено письменное соглашение об использовании факсимиле при подписании договоров;
— благодарственных письмах, благодарностях, почетных грамотах, дипломах».

Как действовать в случае утраты факсимиле

По нашему мнению, в этом разделе ЛНПА нужно регламентировать действия работников при обнаружении, что факсимиле похищено или утеряно.

Пример формулировки:

«Лицо, ответственное за хранение факсимиле, обязано немедленно сообщить директору (при его отсутствии — заместителю директора) об утрате факсимиле. Директор (заместитель директора) принимает решение об обращении в правоохранительные органы и/или проведении внутреннего расследования. Для проведения внутреннего расследования может быть создана комиссия».

Если факсимиле утеряно или похищено, целесообразно обратиться в правоохранительные органы. Это поможет доказать факт незаконного использования факсимиле, например для подделки договоров от имени организации. По такому пути идет и судебная практика.

Судебная практика

От имени хозобщества был заключен договор на транспортно-экспедиционное обслуживание. На договоре был проставлен оттиск факсимиле подписи управляющего хозобщества. В процессе перевозки груз был похищен, хозобщество было вынуждено выплатить его стоимость. Хозобщество обратилось в суд с иском о взыскании с управляющего выплаченной суммы.

Управляющий утверждал, что решение о заключении договора не принимал, факсимиле его подписи самовольно без его ведома использовал менеджер. При этом управляющий представил документы, подтверждающие, что он обращался в правоохранительные органы с просьбой проверить факт возможной подделки документов менеджером. Суд отказал в иске.

Постановление судебной коллегии по экономическим делам
Верховного Суда Республики Беларусь от 23.08.2016
(дело N 195-13/2015М/660А/914К)

Как уничтожается факсимиле

Необходимость уничтожить факсимиле может возникнуть, например, при его деформации или увольнении должностного лица, чью подпись оно воспроизводит. С учетом того что порядок уничтожения факсимиле законодательством не урегулирован, целесообразно подробно регламентировать его в ЛНПА организации.

На заметку
Полагаем, при увольнении должностного лица факсимиле его подписи можно не уничтожать, а реализовать этому лицу.

Для уничтожения факсимиле целесообразно создать комиссию. Ее персональный состав можно утвердить приказом руководителя. Комиссия проведет уничтожение факсимиле и составит об этом акт.

Пример формулировки:

«Пришедшее в негодность факсимиле, а также факсимиле уволенных работников подлежат уничтожению путем измельчения. Уничтожение факсимиле проводит комиссия, назначенная для этого приказом директора. Об уничтожении факсимиле комиссия составляет акт, который должен быть подписан членами комиссии и представлен для утверждения директором организации.

В акте на уничтожение факсимиле должно быть указано:
— наименование факсимиле и его регистрационный номер по журналу учета факсимиле;
— оттиск уничтожаемого факсимиле;
— основание уничтожения;
— способ, время и место уничтожения».

Дополнительно организация вправе урегулировать в ЛНПА и другие вопросы, например:
— установить порядок изготовления факсимиле;
— определить список должностных лиц, факсимиле подписи которых могут быть использованы на документах.