Корреспонденция счетов: Как производственной организации отразить в бухгалтерском и налоговом учете заказ на пошив фирменной одежды с нанесением на нее нашивок и логотипов?

Производственная организация заказала у стороннего предприятия пошив фирменной одежды с нанесением соответствующих нашивок и логотипов, предназначенных для рекламы организации и выпускаемой продукции. Заказ был изготовлен в текущем месяце. В соответствии с первичными документами изготовителя стоимость одежды составила 12 000 руб., в том числе НДС 20% — 2000 руб. В этом же месяце производственная организация ввела фирменную одежду в эксплуатацию.

В соответствии с учетной политикой организации стоимость средств в обороте, используемых в текущей деятельности, переносится на затратные счета в следующем порядке: 50% — при передаче в эксплуатацию; 50% — при выбытии за непригодностью <1>.

———————————
<1> Операции по окончательному выбытию фирменной одежды не рассматриваются.

Общие положения

Фирменный стиль — ряд приемов, которые обеспечивают, с одной стороны, определенное единство всех изделий организации, а с другой — противопоставляют организацию и ее изделия конкурентам и их товарам (ч. 16 п. 26 Временных методических рекомендаций по разработке плана финансового оздоровления).

Как правило, фирменный стиль организации состоит из различных элементов. Это, в частности, товарный знак, логотип, фирменный цвет, радиопозывные, гимн и, конечно, фирменная одежда. Наличие фирменного стиля является свидетельством того, что организация поддерживает порядок и в производстве, и в сопутствующей ему деятельности. Он также создает у покупателя уверенность в том, что товар, изготовляемый организацией, образцовый, что она не стремится скрыть за анонимностью низкое качество своей продукции ( ч. 17, 18 п. 26 Временных методических рекомендаций по разработке плана финансового оздоровления).

Таким образом, фирменный стиль позволяет выгодно выделиться среди конкурентов, повысить узнаваемость как самой организации, так и выпускаемой ею продукции. А это уже является признаком рекламы.

Реклама — распространение информации об объекте рекламирования. Она преследует цель привлечь внимание к объекту рекламирования, сформировать или поддержать интерес к нему и (или) обеспечить его продвижение на рынке. Реклама может иметь любую форму и осуществляться с помощью любых средств. А поскольку, как говорилось ранее, объектом рекламирования наряду с продукцией, товарами может быть и сама организация, их изготовляющая, фирменную одежду со знаками отличия можно отнести к рекламе организации либо выпускаемой продукции (абз. 9 ст. 2 Закона N 225-З).

Бухгалтерский учет

Фирменную одежду относят к запасам в качестве отдельных предметов в составе средств в обороте (п. 2, абз. 3 ч. 1 п. 3 Инструкции N 133). Ее учет организовывают на соответствующих субсчетах счета 10 «Материалы»: 10-10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе» и 10-11 «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации» ( абз. 11, 12 ч. 2, ч. 13, 14 п. 16 Инструкции N 50).

Поступающую на склад от поставщиков фирменную одежду приходуют по дебету субсчета 10-10 в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в сумме фактических затрат на ее приобретение (ч. 1 п. 7 Инструкции N 133; ч. 17 п. 16, ч. 3 п. 47 Инструкции N 50).

Выставленную поставщиком одежды сумму НДС отражают в бухучете по дебету счета 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам» и кредиту счета 60. В свою очередь, НДС, подлежащий вычету, показывают по дебету субсчета 68-2 «Расчеты по налогам и сборам, исчисляемым из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг») и кредиту счета 18.

Выдачу фирменной одежды работникам, т.е. передачу в эксплуатацию, оформляют по дебету субсчета 10-11 и кредиту субсчета 10-10 (ч. 13, 14, 17 п. 16 Инструкции N 50). В нашей ситуации одновременно с отражением передачи в эксплуатацию часть стоимости фирменной одежды — 50% согласно учетной политике — переносят с кредита субсчета 10-11 в дебет счета 44 «Расходы на реализацию», ведь именно на нем, как правило, учитываются связанные с рекламой расходы (абз. 2 п. 12 Инструкции N 102; ч. 1, 4 п. 35 Инструкции N 50).

Обратите внимание!
Порядок переноса стоимости фирменной одежды на затратные счета организации определяют самостоятельно в учетной политике (абз. 5 п. 107 Инструкции N 133). При этом наиболее распространены такие варианты списания:
— 100% стоимости — при передаче в эксплуатацию. В дальнейшем учет ведется в количественном выражении до выбытия одежды из эксплуатации в связи с непригодностью (износом);
— 100% — при выбытии в связи с непригодностью;
— 50% — при передаче в эксплуатацию, 50% — при выбытии (или в ином процентом соотношении);
— равными частями в зависимости от срока носки фирменной одежды.

 Порядок налогообложения данных операций, а также таблицу проводок по приведенной ситуации см. далее в ilex.