В статье в общих чертах рассматриваются гарантийные обязательства, возникающие у производителей продукции вне зависимости от ее вида. В том числе речь идет о гарантийном сроке (срок годности и срок службы товаров здесь не рассматриваются). Раскрываются и другие общие понятия, касающиеся гарантийных обязательств производителей.

1. Что такое гарантия качества, как и кто ее устанавливает

Любой товар, в том числе рассматриваемый в качестве продукции конкретного производителя, должен соответствовать определенным требованиям (ст. 439 ГК). А именно:

— качество товара должно отвечать договору купли-продажи;

— товар должен быть пригоден для целей, для которых товар такого рода обычно используется, — если договор не содержит условий о его качестве;

— товар должен быть пригоден для конкретных целей — если продавец при заключении договора был поставлен покупателем в известность о конкретных целях приобретения товара;

— товар должен соответствовать образцу и (или) описанию — если продажа осуществляется по образцу и (или) описанию;

— товар должен отвечать требованиям законодательства или другим обязательным требованиям — если он подпадает под таковые. Например, в отношении продукции, выпускаемой в обращение на территории государств — членов ЕАЭС, является обязательным применение норм технических регламентов ТС и ЕАЭС (их список см. здесь). Помимо указанных технических регламентов, в зависимости от вида продукции обязательными к применению могут быть требования иных ТНПА, в том числе ГОСТ, СТБ и т.п. (их перечень см.: www.tnpa.by/);

— товар должен соответствовать повышенным требованиям к его качеству по сравнению с требованиями, предусмотренными законодательством или другими обязательными правилами, — если такое соглашение будет достигнуто между продавцом и покупателем.

Установление гарантии качества на товар означает, что товар должен соответствовать требованиям качества в течение календарного срока, предусмотренного в днях, месяцах, годах, либо наработки, установленной в часах, циклах срабатываний, километрах пробега или иных аналогичных показателях (гарантийного срока) (п. 2 ст. 440 ГК).

По общему правилу гарантия качества товара распространяется и на все составляющие его части (комплектующие изделия). Иной порядок распространения гарантии качества на составляющие части товара (комплектующие изделия) может быть предусмотрен договором купли-продажи (п. 3 ст. 440 ГК).

Как следует из ч. 1 п. 3 ст. 447 ГК, при обнаружении недостатков продукции в течение гарантийного срока покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками. При этом нужно учитывать некоторые нюансы (ч. 2, 3 п. 3, п. 5 ст. 447 ГК):

1) если на комплектующее изделие в договоре купли-продажи установлен гарантийный срок меньшей продолжительности, чем на основное изделие, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками комплектующего изделия, при их обнаружении в течение гарантийного срока на основное изделие;

2) если на комплектующее изделие в договоре установлен гарантийный срок большей продолжительности, чем гарантийный срок на основное изделие, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, если недостатки комплектующего изделия обнаружены в течение гарантийного срока на него, независимо от истечения гарантийного срока на основное изделие;

3) если предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены покупателем по истечении данного срока, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю, продавец-производитель несет ответственность, если покупатель докажет, что недостатки товара имели место до передачи товара покупателю или по причинам, возникшим до этого момента.

Конкретные требования, которые покупатель может предъявить изготовителю (продавцу), определены ст. 445 ГК и ст. 20 Закона о защите прав потребителей.

2. Когда начинает течь гарантийный срок

По общему правилу гарантийный срок начинает течь с момента передачи товара покупателю в соответствии с правилами ст. 428 ГК. Однако иной порядок может быть предусмотрен (п. 1 ст. 441 ГК):

— законодательством,

— договором купли-продажи.

Устанавливая гарантийные сроки в договоре купли-продажи, продавец должен:

— исходить из принципа добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений (абз. 8 ч. 2 ст. 2 ГК);

— исключать возможность злоупотребления правом (ч. 1 п. 1 ст. 9 ГК);

— определять гарантийные сроки в договоре купли-продажи в пределах, предусмотренных законодательством (ч. 1 п. 3 ст. 391 ГК), при этом сам договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, закрепленным законодательством (ст. 392 ГК).

По иным правилам отсчитывают течение гарантийного срока при приобретении:

— технически сложных товаров отечественного производства (кроме продукции военного назначения) согласно приложению к Указу N 186. По таким товарам гарантийный срок исчисляется со дня их ввода в эксплуатацию, но не позднее шести месяцев со дня приобретения, а по сельскохозяйственным машинам и оборудованию сезонного использования — не позднее года со дня их приобретения, если иное не предусмотрено нормативно-технической документацией или договором (ч. 2 подп. 1.2 п. 1 Указа N 186, ч. 1 п. 7 Положения о гарантийном сроке эксплуатации сложной техники и оборудования);

— сезонных товаров (одежда, меховые изделия и т.д.). В этом случае гарантийные сроки исчисляются с момента наступления соответствующего сезона: с 1 апреля — в отношении весенне-летнего ассортимента и с 1 октября — осенне-зимнего ассортимента (в отношении обуви сезонного назначения: зимней — с 15 ноября, весенней и осенней — соответственно с 1 марта и 15 сентября, летней — с 1 мая) (п. 3 ст. 21 Закона о защите прав потребителей);

— сезонных товаров — если в них в ходе использования недостатки обнаружены до наступления соответствующего сезона. Гарантийный срок исчисляется со дня использования таких товаров, заявленного потребителем (п. 3 ст. 21 Закона о защите прав потребителей);

— товаров, которые нуждаются в специальной установке (подключении) или сборке (полагаем, информация о том, что товар нуждается в специальной установке (подключении) или сборке, должна доводиться до покупателя продавцом (производителем), так как не всегда покупатель может об этом знать). К данной категории относится, например, мебель, продаваемая в разобранном виде. Гарантийный срок в подобных ситуациях исчисляется со дня установки (подключения) или сборки товаров (п. 4 ст. 21 Закона о защите прав потребителей);

— товаров, которые нуждаются в специальной установке (подключении) или сборке, — если день доставки, установки (подключения) или сборки, устранения зависящих от продавца обстоятельств, вследствие которых потребитель не может использовать товары по назначению, определить невозможно. Гарантийный срок исчисляется со дня заключения договора (п. 4 ст. 21 Закона о защите прав потребителей);

— основного изделия, имеющего комплектующие изделия и составные части (под эту категорию подпадает любой товар, имеющий в своем составе детали, которые могут быть заменены). Гарантийный срок исчисляется в том же порядке, что и гарантийный срок на основное изделие (ч. 1 п. 5 ст. 21 Закона о защите прав потребителей).

Необходимо учитывать, что применение норм Закона о защите прав потребителей ограничено в том числе отношениями между потребителями и изготовителями, возникающими из договоров розничной купли-продажи, подряда, аренды, страхования, хранения, энергоснабжения, комиссии, перевозки пассажиров, грузов, возмездного оказания услуг и иных подобных договоров (п. 1 ст. 2 Закона о защите прав потребителей).

3. Сколько длится гарантийный срок

В ГК нет нормы, обязывающей производителя продукции устанавливать на нее гарантийный срок в случае, если таковой не определен законодательством. Виду этого ГК регламентирует порядок действий при отсутствии такого срока, а именно:

— определяет общие правила о гарантии качества товара (ст. 439 ГК);

— устанавливает, что при отсутствии гарантийного срока на товар требования, связанные с недостатками товара, могут предъявляться покупателем в случае, если недостатки в проданном товаре обнаруживаются в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю либо в пределах более длительного срока, когда такой срок определен законодательством или договором купли-продажи (п. 2 ст. 447 ГК).

Важно также отметить, что при отсутствии конкретных гарантийных сроков, предусмотренных законодательством, большое значение имеет порядок регламентации такого срока в заключаемом между сторонами договоре.

Если правоотношения регулируются нормами Закона о защите прав потребителей, изготовитель обязан устанавливать на товар гарантийный срок в случаях и на условиях, предусмотренных законодательством и (или) техническими регламентами ТС, ЕАЭС (ч. 1 п. 4 ст. 13 Закона о защите прав потребителей). При этом изготовитель должен учитывать, что (ч. 2 п. 4, п. 5 ст. 13 Закона о защите прав потребителей):

— гарантийный срок на товар, производимый за пределами Беларуси, должен быть не меньшей продолжительности, чем гарантийный срок, предусмотренный законодательством республики и (или) техническими регламентами ТС, ЕАЭС для аналогичных товаров, производимых на белорусской территории;

— в ситуации, когда изготовителем товара, производимого за пределами Беларуси, установлен гарантийный срок меньшей продолжительности, чем гарантийный срок, предусмотренный законодательством республики и (или) техническими регламентами ТС, ЕАЭС для аналогичных товаров, производимых на белорусской территории, поставщик (представитель) обязан установить на такой товар гарантийный срок, предусмотренный законодательством Беларуси и (или) техническими регламентами ТС, ЕАЭС;

— в случае если изготовитель не исполнил предусмотренную законодательством и (или) техническими регламентами ТС, ЕАЭС обязанность и не установил гарантийный срок или исполнил ее ненадлежащим образом, установить на товар гарантийный срок должен продавец;

— может устанавливаться дополнительный гарантийный срок на товар сверх гарантийного срока, предусмотренного законодательством и (или) техническими регламентами ТС, ЕАЭС и (или) установленного изготовителем, а также гарантийный срок на товар, на который гарантийный срок изготовителем не установлен и обязанность по определению гарантийного срока не предусмотрена законодательством и (или) техническими регламентами ТС, ЕАЭС;

— на товар не может быть установлен или объявлен гарантийный срок меньшей продолжительности, чем гарантийный срок, установленный изготовителем.

Отметим, что продолжительность гарантийного срока зависит от вида продукции.

4. Исполнение гарантийных обязательств производителем продукции

Если речь идет о правоотношениях в области защиты прав потребителей (ст. 2 Закона о защите прав потребителей), необходимо принимать во внимание, что требования, указанные в п. 1 — 3 ст. 20 Закона о защите прав потребителей, могут предъявляться потребителем не только продавцу товара, но и производителю (ч. 1 п. 1 ст. 21 Закона о защите прав потребителей). Если правоотношения сторон не подпадают под действие Закона о защите прав потребителей, то требования по гарантии предъявляются непосредственно продавцу товаров (п. 1 ст. 445 ГК).

В какой форме предъявлять требования по гарантии, законодательство не устанавливает. Как правило, у продавца (изготовителя) имеются заранее подготовленные образцы заявлений.

По общему правилу обязательства, вытекающие из гарантии, должны исполняться непосредственно самим продавцом товаров, что следует из п. 2 ст. 446 ГК. Однако законодательство не запрещает продавцу, в том числе являющемуся одновременно производителем товаров, заключить соответствующий договор с сервисным центром, оказывающим специализированные услуги по ремонту. В этом случае покупатель при возникновении гарантийного случая должен обращаться по гарантии в такой сервисный центр.

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex