Закон о госзакупках определяет правила описания предмета закупки. Одно из таких правил — определить требования к гарантийным обязательствам. Рассмотрим, какие это требования и что учесть заказчику при их установлении. 

1. Каковы требования к гарантийным обязательствам при описании предмета закупки 

Перечень требований к гарантийным обязательствам определен абз. 8 п. 4 ст. 21 Закона о госзакупках.

Так, если предметом закупки являются товары, включая машины и (или) оборудование, то устанавливают требования к (и/или):

гарантийному сроку. Это календарный срок, установленный в днях, месяцах, годах, либо наработка, установленная в часах, циклах срабатываний, километрах пробега или иных аналогичных показателях, в течение которого продавец гарантирует соответствие товара установленным законодательством или договором требованиям к его качеству (п. 2 ст. 440 ГК);

объему предоставления гарантий качества товаров. По общему правилу гарантия качества распространяется как на товар в целом, так и на комплектующие изделия (п. 3 ст. 441 ГК). Заказчик может установить как полный, так и неполный объем предоставления гарантий;

гарантийному обслуживанию. Это комплекс работ, связанных с реализацией гарантийных обязательств производителя (поставщика) для обеспечения работоспособности товаров в гарантийный период эксплуатации. Гарантийное обслуживание может включать ремонт, устранение недостатков, дополнительную настройку, техническое сопровождение и иное.

В случае закупки новых товаров заказчик устанавливает требования к:

— предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика товаров. То есть к кому заказчик сможет предъявлять требования о выполнении гарантийных обязательств;

сроку действия гарантии — периоду времени, в течение которого производитель (поставщик) обязуется выполнять тот или иной перечень работ по устранению возможных неполадок.

Если предметом закупки являются работы или услуги, то заказчик устанавливает требования к (и/или):

гарантийному сроку работ (услуг). ГК не дает определение термину «гарантийный срок» в отношении работ и услуг, но устанавливает, что подрядчики и исполнители должны предоставить заказчику гарантию качества работы или услуги (п. 1 ст. 675, ст. 737 ГК). По аналогии с гарантийным сроком на товары его можно определить как календарный срок, установленный в днях, месяцах, годах, либо наработку, установленную в часах, циклах срабатываний, километрах пробега или иных аналогичных показателях. В течение этого срока результат работы или услуги должен соответствовать требованиям к их качеству (п. 2 ст. 440, ст. 674, 675, 737 ГК);

объему предоставления гарантий качества работ (услуг). Он может быть полным, когда гарантия качества распространяется на все, что составляет результат работы (услуги). Так происходит по общему правилу, установленному п. 2 ст. 675, ст. 737 ГК. Кроме того, он может быть неполным, когда гарантия не распространяется на какую-то часть результата работы (услуги), например на расходные материалы, на предоставленное заказчиком сырье или на результаты работ субподрядчиков, с которыми заказчик самостоятельно заключил договоры.

При установлении требований к гарантийным обязательствам следует учитывать требования законодательства и иные обязательные требования, предусмотренные для товаров (работ, услуг), которые составляют предмет закупки.

Пример
Гарантийные сроки эксплуатации сложной техники и оборудования независимо от места их изготовления определяет Положение о гарантийном сроке эксплуатации сложной техники и оборудования. По общему правилу гарантийный срок на такие товары исчисляется со дня ввода их в эксплуатацию, но не позднее 6 месяцев со дня приобретения, а на сельскохозяйственные машины и оборудование сезонного использования — не позднее одного года со дня приобретения. При этом гарантийный срок на комплектующие изделия и составные части не может быть меньше гарантийного срока на основную продукцию (ч. 4 п. 5, ч. 1 п. 7 Положения о гарантийном сроке эксплуатации сложной техники и оборудования).

Если требования к гарантийным обязательствам в отношении закупаемых товаров (работ, услуг) не установлены законодательством, заказчику целесообразно изучить рынок. Так, информацию можно найти на сайтах в сети Интернет, в каталогах, рекламных материалах и других источниках. Кроме того, сведения о предоставляемых гарантиях можно запросить у потенциальных поставщиков.

 Пример
Как правило, гарантийный срок на холодильники составляет 2-3 года. При этом гарантия не распространяется на полку-стекло, опоры, уплотнители и доводчики дверей, пластмассовые ручки и иные пластмассовые изделия. Если при установлении гарантийных обязательств не учитывать эту информацию, то есть риск не найти поставщика.

2. Как установить требования к гарантийным обязательствам

При проведении конкурентных процедур заказчик (абз. 2 п. 1 ст. 32, ч. 2 п. 1 ст. 37, абз. 2 п. 1 ст. 39, абз. 2 п. 1 ст. 46 Закона о госзакупках):

— описывает предмет закупки, в том числе требования к гарантийным обязательствам;

— определяет перечень документов и (или) сведений, которыми участник должен подтвердить соответствие предмету закупки и требованиям к предмету закупки. При проведении электронного аукциона участник предоставляет такие документы и (или) сведения в первом разделе предложения (абз. 2 ч. 2 п. 2 ст. 41 Закона о госзакупках).

Изложить вышеназванную информацию нужно в документах, предоставляемых для подготовки предложения, — аукционных, конкурсных документах, документах, представляемых для подготовки предложения в целях участия в процедуре запроса ценовых предложений. Если заказчик использует примерные формы документов, которые установлены постановлением МАРТ N 56, то это следует сделать в разделе II «Описание предмета государственной закупки».

При установлении требований к гарантийному сроку необходимо указывать начало его исчисления. По общему правилу гарантийный срок на товар начинает течь с момента передачи его покупателю. Иное может быть предусмотрено (п. 1 ст. 441 ГК):

— договором;

— законодательством. Например, начало течения гарантийного срока на товары отечественного производства из перечня технически сложных товаров, такие как станки, осуществляется со дня ввода их в эксплуатацию, но не позднее 6 месяцев со дня их приобретения, если иное не предусмотрено нормативно-технической документацией или договором (ч. 2 подп. 1.2 п. 1 Указа N 186).

Гарантийный срок на работы (услуги) начинает течь с момента, когда результат выполненной работы (оказанной услуги) был принят или должен был быть принят заказчиком (п. 5 ст. 677, ст. 737 ГК). Иное можно предусмотреть в договоре. Например, это может быть момент ввода результата работы (например, оборудования) в эксплуатацию или момент начала использования результата услуг заказчиком.

Пример формулировки условия о гарантийном сроке на работы
Гарантийный срок на работы по ремонту принтера должен составлять не менее 6 месяцев с даты подписания акта выполненных работ. Гарантия распространяется на запасные части, используемые для осуществления ремонтных работ.
Соответствие данному требованию участник подтверждает путем включения соответствующей информации в предложение. 

Требование об указании начала исчисления гарантийного срока относится не только к заказчикам, но и к участникам при подаче ими предложения.

Пример из практики МАРТ
В аукционных документах заказчик установил требование к предоставлению гарантии: не менее 24 месяцев от даты ввода объекта в эксплуатацию.
Предложение участника содержало информацию о гарантийных обязательствах в течение 36 месяцев. При этом данный участник не указал, с какой даты начинает действовать гарантия. Это послужило одним из оснований отклонения его предложения. Участник подал жалобу в МАРТ.
Комиссия МАРТ отметила, что предложение участника не дает однозначного понимания в части гарантийных обязательств, и признала жалобу необоснованной (протокол комиссии МАРТ от 29.11.2022 N 3). 

Следует помнить, что перечень требований, установленный абз. 8 п. 4 ст. 21 Закона о госзакупках, является закрытым. Заказчик не может заявлять требования и запрашивать документы, не предусмотренные законодательством.

 Пример из практики МАРТ
Заказчик в аукционных документах установил требование о том, чтобы участники предоставили:
— заявление о порядке гарантийного обслуживания. В заявлении нужно указать адреса сервисных центров, сроки восстановления оборудования, информацию о том, кто доставляет оборудование для осуществления ремонта, предоставляется ли на время ремонта подмена, продлевается ли на время ремонта срок гарантии, за чей счет осуществляется доставка оборудования в сервисный центр и обратно;
— копию договора участника с сервисным партнером, если участник предполагает осуществлять гарантийное обслуживание силами сторонних организаций.
На действия заказчика была подана жалоба в МАРТ.
Комиссия МАРТ отметила, что заказчик не представил юридически значимые документы и сведения, свидетельствующие о том, что указанные требования к предмету госзакупки установлены в соответствии с законодательством и являются обязательными.
Комиссия МАРТ установила в действиях заказчика нарушение п. 4 ст. 21 Закона о госзакупках (протокол комиссии МАРТ от 10.10.2019 N 3). 

Детали гарантийных обязательств можно прописать в проекте договора, который является частью документов, предоставляемых для подготовки предложений (абз. 4 п. 1 ст. 32, ч. 2 п. 1 ст. 37, абз. 4 п. 1 ст. 39, абз. 4 п. 1 ст. 46 Закона о госзакупках). Например, в проекте договора можно конкретизировать:

— случаи, когда гарантийный ремонт не производится;

— порядок доведения до поставщика (подрядчика, исполнителя) информации об обнаружении неисправностей или недостатков;

— сроки, в течение которых осуществляется устранение неисправностей, обнаруженных в течение гарантийного срока.

Если условия о гарантийных обязательствах содержатся в нескольких разделах документов, предоставляемых для подготовки предложений, следует проверить, чтобы между ними не было противоречий.

Пример из практики МАРТ
Заказчик изложил противоречивые требования к гарантийному сроку (обслуживанию) в разных разделах аукционных документов:
1) в разделе, где описывался предмет закупки: «требования, предъявляемые к гарантийному сроку… обслуживанию товара, расходам на эксплуатацию товара: гарантийное обслуживание не менее 12 месяцев, с момента ввода прибора в эксплуатацию»;
2) в пункте, касающемся формирования стоимости предложения. В нее, по мнению заказчика, должны быть включены: «доставка, монтаж, наладка, обучение технического и медицинского персонала и гарантийное сервисное обслуживание не менее 24 месяцев со дня ввода в эксплуатацию»;
3) в проекте договора: «поставщик гарантирует нормальную работу оборудования в течение 24 месяцев с даты подписания представителями сторон акта ввода в эксплуатацию оборудования».
Один из участников предложил гарантийное обслуживание в течение 12 месяцев с момента ввода прибора в эксплуатацию. Комиссия заказчика отклонила предложение как не соответствующее требованиям аукционных документов. Участник был не согласен с этим решением и подал жалобу в МАРТ.
Комиссия МАРТ установила, что предложение участника соответствует требованиям аукционных документов, так как именно это требование было сформулировано как требование к гарантийным обязательствам при описании предмета закупки (протокол комиссии МАРТ от 17.12.2019 N 4). 

При проведении процедуры закупки из одного источника заказчик описывает требования к гарантийным обязательствам, а также при необходимости устанавливает перечень документов и (или) сведений, подтверждающих соответствие данным требованиям, в запросах о предоставлении сведений. Заказчик обязан составлять и направлять эти запросы потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям) или размещать их на ЭТП в рамках изучения конъюнктуры рынка только в случаях, предусмотренных постановлением МАРТ N 30 (абз. 2, 3, 5 ч. 1 подп. 1.1, подп. 1.2 п. 1).

3. Можно ли изменять требования к гарантийным обязательствам 

В ходе проведения процедуры закупки заказчик не может вносить изменения в требования к гарантийным обязательствам. В том числе их нельзя изменять при переходе от конкурентной процедуры закупки к процедуре закупки из одного источника (п. 2 ст. 27 Закона о госзакупках). Если же такая необходимость возникнет, придется отменить процедуру закупки (ч. 1 п. 3 ст. 27 Закона о госзакупках).

Договор по результатам конкурентных процедур закупок заключают на условиях, указанных в документах, предоставляемых для подготовки предложения, предложении участника и протоколе выбора участника-победителя (ч. 1 п. 1 ст. 24 Закона о госзакупках). За основу берут проект договора, который был частью закупочной документации.

В случае проведения процедуры закупки из одного источника договор заключают на условиях, согласованных сторонами (ч. 4 п. 1 ст. 24 Закона о госзакупках). При этом нельзя менять требования к гарантийным обязательствам, которые заказчик определил при описании предмета закупки и требований к предмету закупки в запросе о предоставлении сведений (ч. 12 раздела 3 письма МАРТ N 14-01-10/253К). В том числе в эти требования нельзя вносить изменения при исполнении договора (ч. 1 п. 1 ст. 25 Закона о госзакупках).

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex