Для целей подведения итогов работы за каждый прошедший год, который соответствует календарному году, хозяйственное общество (общество) должно ежегодно проводить очередное годовое общее собрание участников общества <*>. Рассмотрим некоторые вопросы, связанные с его проведением, а также остановимся более подробно на вопросах распределения прибыли общества, поскольку основной целью коммерческой организации является извлечение прибыли и распределение ее между участниками. В статье речь будет идти об ООО (ОДО) (напомним, данные формы схожи, однако необходимо учитывать, что в ОДО участники солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам общества своим имуществом в пределах, определяемых учредительными документами общества, но не менее 50 базовых величин, а также несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов) как наиболее оптимальной и распространенной организационно-правовой форме хозяйствования в Республике Беларусь.

Подготовка к проведению общего собрания участников

Общее собрание участников общества является его высшим органом управления, состоящим из нескольких участников <*>. В хозяйственном обществе проводятся очередные и внеочередные общие собрания участников общества для решения различных вопросов, которые относятся к компетенции высшего органа управления обществом. Очередные собрания общество должно проводить не реже одного раза в год <*>. Это необходимо в том числе для утверждения годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и распределения прибыли и убытков общества. Внеочередные собрания проводятся по иным основаниям в любой период времени.

Уполномоченный орган общества (директор, генеральный директор, правление, дирекция) принимает решение о проведении общего собрания <*> Законодательством предусмотрен перечень обязательных сведений, которые должно содержать решение <*>. Так, в нем указываются дата, время и место проведения собрания, его повестка дня и другие сведения. Одним из оснований проведения внеочередного собрания ООО (ОДО) является требование участника или участников общества, в совокупности обладающих не менее чем 10% голосов от общего количества голосов участников общества. Также уставом может быть предусмотрено и меньшее число голосов <*>.

Уполномоченный орган общества обязан рассмотреть полученное требование и принять одно решение из двух: либо о созыве и проведении внеочередного общего собрания, либо мотивированное решение об отказе в его созыве и проведении. Такое решение принимается в срок, предусмотренный уставом, как правило, не менее чем через 15 (пятнадцать) дней с даты получения требования <*>.

Если уполномоченный орган в течение установленного срока не принимает решение о проведении собрания либо примет решение об отказе в его созыве и проведении, то участник (участники) вправе самостоятельно созвать собрание, руководствуясь ч. 4 ст. 49 Закона о хозобществах. В таком случае участник (участники) обладает полномочиями уполномоченного органа общества.

О решении провести собрание уполномоченный орган общества должен известить лиц, которые вправе принять в нем участие. Сделать это нужно по общему правилу не менее чем за 30 (тридцать) дней до даты его проведения, если меньший срок не установлен в уставе общества <*>.

С точки зрения документального оформления все решения, принятые на общем собрании участников, закрепляются протоколом, который должен быть составлен не позднее пяти дней после завершения общего собрания участников <*>.

Вопросы повестки дня общего собрания участников общества

Повестка дня годового собрания формируется с учетом:

1) требований законодательства. Законодательно определен перечень обязательных вопросов, которые необходимо рассмотреть на годовом собрании участников <*>:

— утверждение годовых отчетов, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;

— распределение прибыли и убытков общества;

— избрание членов совета директоров (наблюдательного совета), если его образование предусмотрено законодательством и (или) уставом общества;

— избрание членов ревизионной комиссии (ревизора) общества (внутреннего контрольного органа общества);

2) предложений, внесенных участниками общего собрания.

Утверждение отчетности с учетом заключения ревизора (ревизионной комиссии) или аудитора

Необходимо принимать во внимание то, что утверждение годовых отчетов, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и распределение прибыли и убытков хозяйственного общества осуществляется при наличии и с учетом заключения ревизионной комиссии (ревизора), а в случаях, установленных законодательством, — с учетом наличия аудиторского заключения <*>.

Нередко учредители интересуются тем, что представляет собой такой орган общества, как ревизор или ревизионная комиссия, и в чем состоят их полномочия. В соответствии со ст. 59 Закона о хозобществах это лицо, осуществляющее внутренний контроль финансовой и хозяйственной деятельности общества.

При этом Законом о хозобществах <*> установлены ограничения на назначение ревизором или членами ревизионной комиссии лиц. Так, членом ревизионной комиссии (ревизором) не могут являться:

— член совета директоров (наблюдательного совета);

— член коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества либо физическое лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа этого общества (то есть директор).

Таким образом, несмотря на то, что деятельность ревизора не представляет собой независимый аудит, подтверждать достоверность учетных и отчетных данных о финансовой и хозяйственной деятельности общества, а также правильность их отражения в бухгалтерской (финансовой) отчетности все же может лицо, не входящее в органы управления обществом.

Что касается аудита, то в понимании Закона от 12.07.2013 N 56-З «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон об аудиторской деятельности) <*> он представляет собой аудиторскую услугу по независимой оценке бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, в том числе составленной в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности и их Разъяснениями (далее — МСФО) или законодательством других государств, в целях выражения аудиторского мнения о ее достоверности. Другими словами, в отличие от проверки ревизора, аудиторская проверка представляет собой именно независимую (стороннюю) оценку бухгалтерской (финансовой) отчетности. А для обеспечения принципа независимости аудиторской деятельности необходимо отсутствие у аудиторской организации или аудитора-ИП какой-либо финансовой, имущественной либо иной заинтересованности в деятельности аудируемого общества, которая может повлиять на объективность аудиторского мнения.

Обязательный и инициативный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности общества

В соответствии с Законом об аудиторской деятельности не все субъекты подпадают под так называемый обязательный аудит.

Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности <*> — это аудит, обязательность проведения которого установлена Законом об аудиторской деятельности и другими законодательными актами Республики Беларусь. Например, необходимость проведения обязательного аудита резидентами Парка высоких технологий установлена абз. 6 ч. 1 п. 21 Положения о Парке высоких технологий, утв. Декретом от 22.09.2005 N 12, а также абз. 7 ч. 3 ст. 17 Закона об аудиторской деятельности.

На практике даже те субъекты, которые не подлежат ежегодному обязательному аудиту, также могут проводить аудит по собственной инициативе, и зачастую такой аудит полезен для того, чтобы получить стороннюю независимую оценку состояния бухгалтерского учета и отчетности.

Напомним, что с учетом норм Закона об аудиторской деятельности <*> обязательному аудиту подлежат следующие субъекты хозяйствования:

— организации, у которых объем выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за предыдущий отчетный год превышает в эквиваленте 5000000 евро по официальному курсу белорусского рубля к евро, установленному Национальным банком Республики Беларусь на 31 декабря предыдущего отчетного года;

— акционерные общества, обязанные согласно законодательству Республики Беларусь раскрывать информацию об акционерном обществе в соответствии с законодательством Республики Беларусь о ценных бумагах;

— биржи (товарные и фондовые);

— Национальный банк Республики Беларусь;

— банки, банковские группы, банковские холдинги, а также организации, осуществляющие гарантированное возмещение банковских вкладов (депозитов) физических лиц;

— страховые организации, страховые брокеры;

— резиденты Парка высоких технологий;

— профессиональные участники рынка ценных бумаг.

Законодательно также определены условия освобождения от обязательного аудита за отчетный период. Так, субъект освобождается от обязанности обязательного аудита при наличии двух указанных ниже условий совокупно <*>:

— годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность субъекта хозяйствования составлена как в соответствии с законодательством Республики Беларусь, так и в соответствии с международными стандартами (МСФО);

— за отчетный период проведен аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной в соответствии с МСФО.

Обязательный аудит за отчетный год проводится не позднее 30 июня года, следующего за отчетным <*>.

Годовой отчет директора о деятельности общества

До годового общего собрания участников исполнительный орган общества <*> обязан подготовить определенную информацию по отчетному периоду (году). Так, директор обязан подготовить информацию о:

1) наиболее важных событиях, произошедших в обществе (обзор). При этом законодательство не предусматривает критериев важности событий, которые должны быть отражены в обзоре. Это может быть совершение выгодных сделок, строительство объектов недвижимости, получение лицензии, привлечение к административной ответственности и пр.;

2) хозяйственных обществах, участником (акционером) которых является данное общество, с указанием принадлежащих ему размеров долей (количества акций);

3) размере долей (количестве акций), приобретенных и (или) отчужденных обществом в отчетном году;

4) сделках общества:

— с заинтересованностью некоторых аффилированных лиц ООО. В частности, членов совета директоров, исполнительного органа, их близких родственников. Речь идет о сделках, информация о которых подлежит раскрытию в обязательном порядке;

— о крупных сделках. Полагаем, что следует указать информацию о предмете и сторонах сделки, ее сумме, номере и дате договора, а также целесообразно сослаться на решения уполномоченного органа о согласии на заключение каждой сделки;

5) планах и прогнозах деятельности ООО (ОДО) на очередной год. А именно каких финансовых результатов ожидается достичь, какие для этого будут предприняты меры;

6) иную информацию, предусмотренную законодательством и уставом. Например, сведения о кандидатах, выдвигаемых в органы ООО (ОДО).

Исполнительный орган по своей инициативе может включить также сведения, не входящие в указанный перечень, в целях доведения их до учредителей.

Подготовленная информация о деятельности ООО (ОДО) за отчетный период должна быть доступна для ознакомления лицам, имеющим право на участие в общем собрании, не позднее чем за 20 (двадцать) дней до даты проведения собрания <*>.

Вопросы распределения прибыли и убытков общества

Как указано выше, на ежегодном общем собрании участников общества решаются также вопросы распределения прибыли и убытков общества.

В случае если за отчетный период по итогам деятельности общества получен убыток, то участники общества могут принять решение о покрытии убытков, например, за счет дополнительных вкладов своих собственных денежных средств и (или) за счет нераспределенной прибыли прошлых лет или использовать иные механизмы с тем, чтобы законно отразить положительный финансовый результат.

Что касается распределения прибыли, то уставом хозяйственного общества может быть предусмотрена возможность промежуточной выплаты дивидендов, например по результатам полугодия, квартала.

Законодательно установлены ограничения на распределение или выплату прибыли участникам общества. Так, общество не вправе принимать решение о распределении прибыли и ее выплате, а также выплачивать эту прибыль <*>:

— до полной оплаты всего уставного фонда общества;

— до выплаты действительной стоимости доли (части доли) участника общества;

— если общество имеет устойчивый характер неплатежеспособности или если указанный характер приобретается в результате выплаты прибыли;

— если размер чистых активов общества меньше стоимости уставного фонда и резервного фонда или станет меньше их суммы в результате выплаты дивидендов.

Таким образом, до принятия решения о выплате дивидендов необходимо исключить наличие указанных обстоятельств.

С точки зрения документального оформления решения о выплате дивидендов, к примеру, по итогам года необходимо подготовить протокол общего собрания участников общества, в котором нужно указать следующее:

— утверждение бухгалтерской отчетности за год;

— величину чистой прибыли общества;

— величину создаваемого резервного фонда заработной платы;

— величину чистой прибыли, подлежащей распределению между участниками общества, а также порядок и сроки выплат участникам.

Налогообложение доходов в виде дивидендов участникам общества

Если источником выплаты дивидендов является белорусская организация, то эта организация признается налоговым агентом и определяет сумму:

— подоходного налога физического лица в случае, если участником общества является физическое лицо <*>;

— налога на прибыль с дивидендов в случае выплаты дивидендов участникам — белорусским организациям <*>. За исключением дивидендов, начисляемых венчурным организациям, Белорусскому инновационному фонду инновационными организациями, то есть организациями, осуществляющими инновационную деятельность и (или) производящими высокотехнологичные товары (работы, услуги), при соблюдении определенных условий <*>;

— налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, — в случае начисления дивидендов участникам — иностранным организациям, не осуществляющим деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство <*>.

По дивидендам, начисленным участникам, не являющимся налоговыми резидентами Республики Беларусь, следует учитывать положения международных договоров, а именно возможность освобождения от налогообложения либо применения налогообложения по пониженным ставкам в соответствии с международными договорами Республики Беларусь. Для реализации такого права участник-нерезидент должен представить подтверждение того, что он является резидентом иностранного государства, с которым имеется международный договор.

По дивидендам организация, выплачивающая участнику дивиденды, признается налоговым агентом и должна исчислить, удержать и уплатить в бюджет налоги. Таким образом, дивиденды выплачиваются за вычетом уплачиваемых в бюджет налогов.