Приостановить (запретить) деятельность юридического лица могут далеко не все госорганы. Если это все же случилось, полезно знать, какие действия необходимо предпринять руководителю и как обжаловать требования госоргана.

1. Когда госорганы могут приостановить деятельность субъекта

Юридические лица в процессе экономической деятельности должны соблюдать требования:

— пожарной безопасности;

— санитарно-эпидемиологические;

— в области охраны окружающей среды;

— в области ветеринарии;

— к содержанию капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов (ч. 1 подп. 3.5 п. 3 Декрета N 7).

Указанные требования содержит Декрет N 7 и ТНПА. Контроль (надзор) за их соблюдением осуществляют уполномоченные госорганы путем проведения проверки, мероприятий технического (технологического, проверочного) характера; применения мер профилактического и предупредительного характера (в том числе мониторинга) (ч. 1, 2 п. 1 Указа N 510).

Законодательство утвердило перечень госорганов, которые наделены правом контрольной (надзорной) деятельности, а также определило сферы их контроля. Вопросы, которые вправе проверять госорганы, должны соответствовать их компетенции (ч. 5 п. 1 Указа N 510). Делегировать полномочия юридическим лицам и ИП не допускается (ч. 6 п. 1 Указа N 510).

Если проверка, мониторинг, мероприятия технического (технологического, проверочного) характера выявят нарушения законодательства, создающие угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде, юридическому лицу могут направить:

— предложение о приостановлении (запрете) его деятельности (его цехов, производственных участков), объекта строительства, оборудования (далее — предложение);

— требование (предписание) о приостановлении (запрете) производства (реализации) товаров, работ, услуг, эксплуатации транспортных средств (далее — требование) (абз. 3 ч. 3 п. 6 Указа N 510, ч. 1 п. 74 Положения о проверках, ч. 1 п. 7 Положения о мониторинге).

Обратите внимание!
Вынести требование вправе лишь определенные органы при соблюдении ряда условий (ч. 9 п. 6 Указа N 510). Такими полномочиями обладают, например, КГК и его областные подразделения, органы и учреждения госсаннадзора и их должностные лица, органы государственного пожарного надзора (подп. 2.3.3-2 п. 2 Указа N 647, подп. 10.6.10, 10.6.14-1, 10.6-1 п. 10 Положения о ГТК, абз. 7 — 9 ст. 34 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, п. 9 ст. 36-1 Закона о пожарной безопасности).

Таким образом, для вынесения предложения или требования необходимо соблюдение двух условий:

1) проведение проверки, мониторинга, мероприятий технического (технологического, проверочного) характера;

2) закрепление соответствующих полномочий в законодательстве.

Пример 1
Зональный центр гигиены и эпидемиологии обратился в суд с заявлением о приостановлении деятельности стационарного приемного пункта вторичных материальных ресурсов. Основание для обращения — нарушение приемным пунктом общих санитарно-эпидемиологических требований к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов.
Суд в удовлетворении требований отказал. Законодательство не предусматривает права главного санитарного врача приостанавливать деятельность субъектов хозяйствования (решение экономического суда Брестской области от 12.04.2019 по делу N 20-2/2019).

Госорган выносит предложение или требование в день выявления нарушения и вручает немедленно или направляет по почте заказным письмом с уведомлением о получении. Направить письмо следует не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления нарушения (ч. 2 п. 74 Положения о проверках).

Пример 2
Проверка выявила нарушения 17.01.2023.
Предложение или требование должны составить 17.01.2023, вручить — 17.01.2023. При отправке почтой — передать в почтовое отделение до 18.01.2023 включительно.

Подписанное проверяющим предложение или требование должно содержать:

— срок приостановления (запрета). Данный срок определяется конкретной датой. Не допускается устанавливать срок, связанный с наступлением какого-либо события или с совершением определенных действий (например, в виде формулировки: «до устранения нарушений») (п. 21 Указа N 510);

— срок информирования госоргана об устранении нарушений;

— установленные нарушения.

Уполномоченное должностное лицо госоргана утверждает предложение или требование не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления нарушения. Например, госинспектор по пожарному надзору вынес и вручил требование 17.01.2023. Начальник районного отдела по чрезвычайным ситуациям должен утвердить его не позже 18.01.2023. При этом требование проверяющего вступает в силу с момента получения (ч. 2 п. 74 Положения о проверках).

Таким образом, предложение и требование утверждают, после того как вручат юридическому лицу.

Обратите внимание!
Должностное лицо вправе отменить полностью или частично предложение или требование, а также уменьшить срок приостановления (запрета) или срок информирования об устранении нарушений. В этом случае выносится решение, которое вручают юридическому лицу или направляют заказным письмом с уведомлением в день вынесения (ч. 2 п. 74 Положения о проверках).

2. Что делать после получения предложения или требования

Действия юридического лица зависят от того, какой вид документа оно получило — предложение или требование.

2.1. Если пришло предложение

Получив предложение, юридическое лицо вправе:

1. Принять решение приостановить деятельность.

О таком решении не позднее рабочего дня, следующего за днем получения предложения, нужно проинформировать госорган (ч. 7 п. 6 Указа N 510, ч. 4 п. 74 Положения о проверках). В период приостановления деятельности необходимо устранить выявленные нарушения в установленный срок (ч. 5 п. 74 Положения о проверках).

2. Принять решение о нецелесообразности приостанавливать деятельность.

Основания для принятия такого решения не регламентируются. Рекомендуем должностным лицам юридического лица в первую очередь оценить правомерность вынесения предложения (наличие таких полномочий у госоргана и т.д.), обязательность соблюдения требований законодательства и т.д. Например, при соблюдении определенных условий юридическое лицо вправе не применять требования пожарной безопасности, которые содержатся в ТНПА (ч. 2 подп. 3.5 п. 3 Декрета N 7).

Запрета на продолжение деятельности после принятия вышеназванного решения нет. Юридическое лицо должно проинформировать госорган о своем решении не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения предложения (ч. 4 п. 74 Положения о проверках).

Если госорган не согласен с решением юридического лица, он вправе обратиться в суд (ч. 4 п. 74 Положения о проверках). Доказать наличие оснований для приостановления (запрета) деятельности обязан именно госорган (ст. 230-4 ХПК).

Пример 3
Экономический суд удовлетворил требования ГУ «Зональный центр гигиены и эпидемиологии» о приостановлении деятельности ГЛХУ «О». В ходе проведения мероприятий технического характера установлено, что ГЛХУ «О» осуществляет деятельность с нарушением требований санитарных норм, в результате чего получило предложение о приостановлении деятельности. ГЛХУ «О» приняло решение о нецелесообразности приостановления деятельности, в связи с чем ГУ «Зональный центр гигиены и эпидемиологии» обратилось в суд (решение экономического суда Витебской области от 24.04.2019 по делу N 6-18/2019).

2.2. Если пришло требование

Требование признается ненормативным правовым актом, обязательным к исполнению (п. 1 ст. 4 Закона о НПА). Таким образом, юридическое лицо обязано приостановить производство (реализацию) товаров, работ, услуг, эксплуатацию транспортных средств.

В случае несогласия с требованием его можно обжаловать (ч. 1, 2 п. 78 Положения о проверках). При этом, несмотря на поданную жалобу, осуществлять деятельность юридическое лицо не вправе.

3. Как возобновить деятельность

Вне зависимости от того, какой документ юридическое лицо получило — требование или предложение, для возобновления деятельности необходимо устранить выявленные нарушения. Причем сделать это, даже если лицо приняло решение о нецелесообразности приостановления деятельности (ч. 5 п. 73 Положения о проверках).

Об устранении нарушений следует проинформировать госорган, направивший предложение или требование, до истечения установленного срока. Если юридическое лицо не в состоянии устранить нарушения вовремя, не позднее трех рабочих дней до истечения срока можно подать заявление о его продлении. В заявлении указать причины продления. Госорган примет решение в течение двух рабочих дней. Срок разрешается перенести только один раз (п. 74-1 Положения о проверках).

К уведомлению об устранении нарушений следует приложить подтверждающие документы. Например, акты выполненных работ, договоры (договор аренды нового помещения, если старое не соответствовало требованиям и т.д.).

Юридическое лицо обязано предоставить госоргану возможность удостовериться в устранении нарушений. Должностное лицо госоргана может сделать это при личном осмотре объектов (ч. 5 п. 74 Положения о проверках).

При устранении нарушений должностное лицо госоргана примет решение о возобновлении деятельности не позднее двух рабочих дней со дня получения уведомления (ч. 6 п. 74 Положения о проверках). Меры ответственности в этом случае не применяются (ч. 5 п. 6 Указа N 510).

Если госорган установит, что юридическое лицо нарушения не устранило, до истечения срока приостановления (запрета) деятельности обратится в суд с заявлением о его продлении (ч. 6 п. 74 Положения о проверках, ст. 230-3 ХПК). Самостоятельно продлить данный срок госорган не вправе.

Если госорган обратился в суд с заявлением о продлении срока приостановления деятельности, действие требования автоматически продлевается до вынесения судом решения (ч. 6 п. 74 Положения о проверках).

Пример 4
Департамент госинспекции труда вынес требование с запретом эксплуатации цеха. Цех не приняла в эксплуатацию приемочная комиссия, что создавало угрозу причинения вреда жизни и здоровью работников. В связи с неустранением данного нарушения в срок Департамент обратился в суд с заявлением о продлении срока запрета деятельности. Экономический суд продлил срок запрета эксплуатации цеха до его ввода в эксплуатацию (решение экономического суда Могилевской области от 07.07.2021 по делу N 157ЭАП2131).

4. Как обжаловать приостановление деятельности

Возможность обжалования зависит от вида полученного документа (предложение или требование) (п. 78 Положения о проверках).

Фактически юридическое лицо не может обжаловать предложение, т.к. имеет право не согласиться с ним и принять решение о нецелесообразности приостановления деятельности. В таком случае госорган может обратиться в суд с заявлением о приостановлении (запрете) деятельности (ч. 8 п. 6 Указа N 510, ч. 4 п. 74 Положения о проверках).

Вместе с тем по общему правилу требование можно обжаловать в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу и (или) в суд (ч. 1, 2 п. 78 Положения о проверках). Сделать это можно в течение установленного срока, который составляет:

— 30 календарных дней со дня вынесения — при обжаловании в вышестоящий госорган или должностному лицу (административный порядок обжалования) (ч. 1 п. 79 Положения о проверках);

— год со дня вынесения — при обжаловании в экономический суд (ч. 3 п. 78 Положения о проверках).

Обратите внимание!
При наличии уважительных причин вышестоящее должностное лицо или госорган могут восстановить срок на подачу жалобы (ч. 2 п. 79 Положения о проверках).

Жалобу вышестоящий госорган или должностное лицо должны рассмотреть в течение месяца со дня получения (п. 80 Положения о проверках). По итогам рассмотрения вынести одно из следующих решений:

— оставить требование без изменения, а жалобу — без удовлетворения;

— отменить требование полностью или частично;

— отменить требование и назначить дополнительную проверку;

— внести в требование изменения (п. 81 Положения о проверках).

Госорган обязан направить решение по жалобе подавшему ее юридическому лицу заказным письмом с уведомлением или вручить представителю под подпись. Срок — три рабочих дня со дня принятия (п. 83 Положения о проверках).

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex