Госпрограммы позволяют государству комплексно решать приоритетные задачи в различных сферах социально-экономической деятельности. Сегодня все госпрограммы направлены на достижение целей и выполнение задач, определенных Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 — 2020 годы.

Справочно
Под госпрограммой понимают документ планирования на республиканском или региональном уровне, обеспечивающий достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития, содержащий цели, задачи, комплекс мероприятий со сроками их осуществления, исполнителями и источниками финансирования <*>.

Порядок формирования и выполнения госпрограмм определен Указом от 25.07.2016 № 289. Он включает следующие этапы:

1. Формирование проекта программы в соответствии с перечнем госпрограмм, утвержденным Совмином.

Справочно
Перечень госпрограмм на 2016 — 2020 годы утвержден постановлением Совмина от 23.02.2016 № 148 и размещен на сайте Минэкономики.

2. Создание ответственным заказчиком межведомственной рабочей группы по формированию и выполнению госпрограммы.

Справочно

Госорганы, которые могут быть заказчиками и ответственными заказчиками госпрограмм, определены Положением о порядке формирования, финансирования, выполнения и оценки эффективности реализации госпрограмм, утвержденным Указом № 289 <*>.

3. Направление подготовленного проекта программы ответственным заказчиком на согласование заказчикам, органам местного управления и самоуправления (в случае финансирования за счет средств местных бюджетов), в Банк развития (при необходимости и в другие банки), Минсвязи, Госкомстандарт.

4. Направление согласованного проекта программы на рассмотрение постоянной межведомственной комиссии по госпрограммам.

Справочно
Постоянная межведомственная комиссия по госпрограммам – это коллегиальный орган, координирующий работу по формированию и выполнению госпрограмм, созданный по постановлению Совмина от 04.10.2016 № 800. В комиссию входят представители Минэкономики, Минфина, Банка развития и других госорганов.

5. Направление проекта программы на согласование в Минэкономики и Минфин после получения положительного заключения комиссии.

6. Внесение ответственным заказчиком согласованного Минэкономики и Минфином проекта программы в Совмин.

Отвечают за достижение цели, выполнение задач и показателей госпрограммы ее заказчики <*>.

Особое внимание на всех этапах уделяется процессу формирования и оценки результатов госпрограмм. Требования к структуре госпрограммы и содержанию отчетов о результатах ее реализации определены Инструкцией, утвержденной постановлением Минэкономики от 19.08.2016 № 51 (далее – Инструкция № 51). С 08.05.2020 она действует в новой редакции. Внесены, в частности, следующие корректировки:

1) уточнены требования к формированию сводных целевых и целевых показателей (далее – показатели) госпрограммы. Так, предпочтение следует отдавать качественным показателям, характеризующим выполнение задач с нарастающим итогом (к базовому периоду – году, предшествующему началу реализации программы) <*>. Для показателей, формирующихся в целом по республике, необходимо указывать их региональные значения <*>;

2) предусмотрено включение сведений о сопоставимости показателей госпрограммы с индикаторами достижения Целей устойчивого развития на период до 2030 года <*>;

3) установлено требование о включении в программу мероприятий в области цифровой трансформации (использование облачных технологий, создание и организация деятельности цифровых платформ, обеспечение информационной безопасности и др.) <*>;

4) закреплена необходимость включения мероприятий, реализация которых планируется с использованием государственной финансовой поддержки в виде предоставления Банком развития кредитов для реализации инвестиционных проектов, обеспечивающих повышение прибыльности производимых товаров (работ, услуг) и снижение их себестоимости <*>;

5) исключается дублирование мероприятий в госпрограммах – в новую госпрограмму не включаются мероприятия, которые уже реализуются в рамках иных действующих программ либо реализация которых планируется в рамках одновременно формируемых программ, а также меры организационного характера (создание рабочих групп, проведение совещаний, внесение предложений, рассмотрение вопроса о целесообразности введения либо упразднения мер регулирования и др.) <*>;

6) предоставлено право ответственному заказчику инициировать разработку (и определять форму) графика наступления контрольных событий, выполнение которого определит оценку степени выполнения каждого мероприятия <*>.

Перечисленные новшества не распространяются на госпрограммы, действующие на 08.05.2020, и вносимые в них изменения <*>.