Анна Петровна Третьякова,
юрист

В настоящем материале будут рассмотрены вопросы, касающиеся предложения потенциального поставщика (подрядчика, исполнителя) (его срока действия, способов подачи), выбора поставщика для заключения договора, действий заказчика, если более выгодное предложение пришло по истечении установленного срока или если цена всех предложений выше ориентировочной стоимости, и иные.

Процедура закупки из одного источника — один из видов процедур госзакупок, который применяется в случаях, установленных приложением к Закону N 419-З <*>.

В случае проведения закупки из одного источника выбор потенциального поставщика (подрядчика, исполнителя), заключение с ним договора, его исполнение и расторжение осуществляются в соответствии с гражданским законодательством с учетом требований ст. 49, 1 — 21, 24 — 26, п. 3 ст. 27, ст. 28 — 30, 51 — 53 и 55 — 57 Закона N 419-З <*>.

Из указанной нормы следует, что процедура закупки из одного источника менее формализована, чем иные виды процедур госзакупок, хотя и должна соответствовать определенным требованиям.

Как выбрать поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения договора госзакупки из одного источника

Закон N 419-З не содержит требований к содержанию предложения потенциального поставщика (подрядчика, исполнителя), устанавливая необходимость изучения заказчиком (организатором) конъюнктуры рынка для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) <*>.

Порядок изучения заказчиком (организатором) конъюнктуры рынка определен постановлением МАРТ N 30. Так, способами изучения конъюнктуры рынка, в частности, являются:

— направление запросов о предоставлении сведений потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям) <*>;

— размещение запросов о предоставлении сведений на одной из ЭТП <*>.

К содержанию запросов, направляемых потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям), а также размещаемых на одной из ЭТП в случае приобретения в соответствии с п. 9 приложения к Закону N 419-З товаров (работ, услуг), ориентировочная стоимость годовой потребности которых составляет от 50 до 300 БВ включительно, предъявляются определенные требования. Так, указанные запросы должны содержать:

— наименование вида процедуры госзакупки;

— наименование предмета госзакупки, его объем (количество), а также срок (сроки) и место (места) поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), являющихся предметом госзакупки, и порядок их оплаты;

— наименование (фамилию, собственное имя, отчество (при наличии) — для ИП), место нахождения (место жительства) и учетный номер плательщика (при наличии) заказчика, организатора;

— указание источника финансирования госзакупки;

— ориентировочную стоимость предмета госзакупки;

— дату и порядок предоставления сведений о предлагаемых потенциальными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) товарах (работах, услугах) и ценах на них;

— описание предмета госзакупки, его частей (лотов) в случае, если предмет госзакупки разделен на части (лоты), а также (при необходимости) перечень документов и (или) сведений, подтверждающих соответствие предмету госзакупки и требованиям к предмету госзакупки;

— иную информацию, предусмотренную заказчиком (организатором) <*>.

Анализ интернет-портала позволяет сделать вывод, что нередко заказчики (организаторы), размещая запросы на ЭТП, включают в них требования к участникам, документы и (или) сведения для проверки требований к участникам, а также срок подачи предложений. 

Справочно
Требования к участникам, которые предусматриваются в запросах, включают требования, установленные п. 2 ст. 16 Закона N 419-З. 

Такие сведения о соответствии участников требованиям п. 2 ст. 16 Закона N 419-З, помимо иных, предусмотренных подп. 1.4 п. 1 постановления МАРТ N 30, включаются в справку о проведении процедуры закупки из одного источника, которая составляется по результатам проведения рассматриваемой процедуры (далее — Справка) <*>.

Вместе с тем указание таких требований в запросах является правом, а не обязанностью заказчиков (организаторов). Поэтому запросы могут и не содержать такие требования.

При этом нормы законодательства предписывают, чтобы Справка содержала определенные сведения <*>. К таким сведениям, в частности, относятся сведения о соответствии участника процедуры закупки из одного источника, с которым заключен договор госзакупки, требованиям к участникам, предусмотренным п. 2 ст. 16 Закона N 419-З.

Подтверждение соответствия требованиям п. 2 ст. 16 Закона N 419-З возможно несколькими способами. Так, например, отсутствие у юридического лица или ИП задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней подтверждается:

— участниками, являющимися резидентами, — путем включения в предложение заявления об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней на первое число месяца, предшествующего дню подачи предложения. При этом заказчик (организатор) проверяет такие сведения через официальный сайт МНС в глобальной компьютерной сети Интернет;

— участниками, не являющимися резидентами, — документами об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней, выданными уполномоченными органами в соответствии с законодательством страны, резидентом которой является участник, не ранее чем на первое число месяца, предшествующего дню подачи предложения <*>.

Соответствие иным требованиям, установленным абз. 5 — 13 п. 2 ст. 16 Закона N 419-З, подтверждается заявлением участника.

Способы подачи предложения потенциальными поставщиками (подрядчиками, исполнителями)