Заказчики — получатели бюджетных средств и (или) средств госвнебюджетных фондов при осуществлении госзакупок вправе с применением процедуры закупки из одного источника согласно п. 53 приложения к Закону о госзакупках приобретать услуги по обязательному медицинскому осмотру работников, занятых:

— на тяжелых работах, работах с вредными (особо вредными) и (или) опасными условиями труда;

— на работах, связанных с повышенной опасностью, машинами и механизмами.

Рассмотрим подробнее, при каких условиях применяется п. 53 приложения к Закону о госзакупках, что учесть при подготовке к закупке, а также порядок проведения и оформления такой процедуры.

На заметку
Несмотря на то, что в указанных выше случаях проводится процедура закупки из одного источника, заказчик может провести и  электронный аукцион. Такой выбор заказчик обосновывает самостоятельно. 

Об особенностях выбора процедуры госзакупки см.путеводитель по закупкам «Выбор процедуры госзакупки».

 Готовое решение
Госзакупка из одного источника: приобретение товаров (работ, услуг) у конкретного лица, определенного законодательными актами, или у органов исполнительной власти, подчиненных им организаций по п. 4 приложения к Закону о госзакупках.
Госзакупка из одного источника: приобретаем товары (работы, услуги) в случае признания госзакупки несостоявшейся.
Госзакупка из одного источника: приобретаем товары (работы, услуги), ориентировочная стоимость годовой потребности госзакупки которых составляет не более 300 БВ.

1. При каких условиях применяется п. 53 приложения к Закону о госзакупках

Процедуру закупки из одного источника по п. 53 приложения к Закону о госзакупках заказчик может провести в случаях, когда необходимо приобрести услуги по медицинскому осмотру работников. При этом изначально у заказчика должна быть обязанность по проведению самих медицинских осмотров. На нанимателя возложены обязанности по организации проведения предварительных (при поступлении на работу), периодических и внеочередных медицинских осмотров работников, которые будут выполнять работы (ст. 27  Закона об охране труда, п. 20 Инструкции о медосмотрах):

— во вредных и (или) опасных условиях труда в зависимости от вредных и (или) опасных производственных факторов, указанных в графе 2 приложения 1 к Инструкции о медосмотрах;

— с воздействием факторов производственной среды, указанных в графе 2 приложения 1 к Инструкции о медосмотрах, которые вызывают аллергические заболевания, независимо от их уровня (концентрации) на рабочем месте;

— с воздействием биологических факторов, указанных в подп. 2.4, 2.5 и 2.8 п. 2 приложения 1 к Инструкции о медосмотрах, независимо от их уровня (концентрации) на рабочем месте;

— с воздействием физических факторов, указанных в подп. 4.1 и 4.6 п. 4 приложения 1 к Инструкции о медосмотрах, независимо от их уровня (концентрации) на рабочем месте;

— с воздействием химических факторов (химических веществ 1-го и (или) 2-го класса опасности), указанных в графе 2 приложения 1 к Инструкции о медосмотрах, независимо от их уровня (концентрации) на рабочем месте;

— где есть необходимость в профессиональном отборе и указанные в графе 2 приложения 3 к Инструкции о медосмотрах.

Справочно
Подробнее о проведении медицинских осмотров работников см. путеводитель по кадровым вопросам «Охрана труда в организации».

2. Как подготовиться к проведению процедуры госзакупки из одного источника по п. 53 приложения к Закону о госзакупках.

Годовой план, размещенный в ГИАС, является основанием для проведения процедуры госзакупки.

Перед проведением процедуры госзакупки необходимо убедиться, размещена ли информация о предмете закупки в годовом плане.

Справочно
Годовые планы организаций, осуществляющих госзакупки, доступны по ссылке.

Годовой план заполняется с учетом разъяснений, которые содержатся в:

письме МАРТ от 17.06.2019 N 14-01-06/1745 К;

письме МАРТ от 08.10.2019 N 14-01-06/2888К.

 См. образец заполнения годового плана государственных закупок.

Если информация об услуге в годовом плане отсутствует, то следует подготовить соответствующее дополнение. Его необходимо утвердить у руководителя и разместить на ЭТП в срок не позднее 5 рабочих дней с момента его утверждения руководителем.

 См. образец приказа об изменении и (или) дополнении годового плана государственных закупок.

Для включения предмета закупки в годовой план необходимо указать код ОКРБ 007-2012.

Кто выбирает: определяется ЛПА, должностными инструкциями. Как правило, это относится к должностным обязанностям специалиста по организации закупок, может быть отнесено к компетенции специалиста структурного подразделения, инициирующего закупку.

Срок: законодательством не устанавливается. Может определяться ЛПА.

Как: код определяется по ОКРБ 007-2012. По общему правилу определение кодов по общегосударственным классификаторам, относящихся к деятельности определенных юридических или физических лиц, осуществляется данными лицами самостоятельно. При возникновении затруднений может быть направлен письменный запрос в научно-производственное республиканское унитарное предприятие «Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации» (БелГИСС) об определении кода и предоставлении разъяснений с информированием о методологии и структуре классификатора. БелГИСС оказывает информационные услуги в пределах своих компетенций и предоставляет рекомендации по классификации на платной основе.

Результат выбора кода фиксируется в годовом плане, а также может быть указан в задании на госзакупку, приглашении к заключению договора.

 Готовое решение
Как подготовиться к проведению процедуры госзакупки.
Как включить информацию о предмете закупки в годовой план.

Пример
Ниже приведены некоторые коды, которые, на наш взгляд, могут быть применены при приобретении услуг по п. 53  приложения к Закону о госзакупках. Отметим, что иногда услуги по медицинскому осмотру могут оказывать не только поликлиники, но и больницы.

Код Наименование
86.21.10.000 Услуги в области общей врачебной практики, предоставляемой в частном порядке, в амбулаторно-поликлинических организациях или прочими способами
86.10.15.000 Услуги больничные прочие, оказываемые врачами
86.90.19.200 Услуги медицинских водительских комиссий по освидетельствованию водителей автотранспортных средств

3. Как провести и оформить процедуру госзакупки из одного источника по  п. 53 приложения к Закону о госзакупках

Процедура закупки из одного источника по п. 53 приложения к Закону о госзакупках проводится по общим правилам проведения данной процедуры с учетом некоторых особенностей (ст. 49 Закона о госзакупках).

Основные действия, которые необходимо выполнить заказчику, выглядят следующим образом:

Шаг 1. Принимаем решение о проведении процедуры

Шаг 2. Определяем ориентировочную стоимость предмета госзакупки

Шаг 3. Изучаем конъюнктуру рынка

Шаг 4. Фиксируем результаты изучения конъюнктуры рынка. Оформляем докладную записку

Шаг 5. Проверяем участника на соответствие требованиям п. 2 ст. 16 Закона о госзакупках

Шаг 6. Заключаем договор

Шаг 7. Составляем и утверждаем справку о проведении процедуры закупки из одного источника

Шаг 8. Размещаем справку на ЭТП

Шаг 9. Формируем дело по процедуре закупки из одного источника

Рассмотрим их в таблице.

Действия заказчика Рекомендации Ответственный сотрудник Документы и образцы
Принимаем решение о проведении процедуры Необходимо издать приказ или подготовить докладную записку для последующего утверждения ее уполномоченным должностным лицом.
Вид распорядительного документа определяется в ЛПА заказчика (организатора).
В решении о проведении процедуры
госзакупки из одного источника по п. 53 приложения к Закону о госзакупках укажите, в частности:
— вид процедуры и обоснование ее выбора со ссылкой на п. 2 ст. 49 Закона о госзакупках и п. 53 приложения к Закону о госзакупках;
— сведения о закупке согласно годовому плану госзакупок;
— ответственного за организацию и проведение процедуры.
Докладную записку следует зарегистрировать в соответствии с правилами делопроизводства и представить руководителю для принятия решения о заключении договора (подп. 142.7 п. 142 и подп. 140.8140.14 п. 140 Инструкции по делопроизводству).
Кто готовит докладную записку: чаще всего этим занимаются специалисты подразделений, которые инициируют госзакупку.
Кто принимает решение: определяется ЛПА. Это может быть руководитель организации, его заместитель или иной специалист, например начальник отдела (управления, департамента) закупок, начальник подразделения по закупкам.
В ЛПА могут быть предусмотрены нормы, которые разграничивают функции по принятию решений в зависимости от:
— предмета госзакупки;
— стоимости предмета закупки;
— иных параметров госзакупки
1. Докладная записка о необходимости проведения процедуры госзакупки с применением п. 53 приложения к Закону о госзакупках.
2. Приказ о проведении процедуры госзакупки (либо резолюция руководителя на
докладной записке о проведении процедуры).
См. образец приказа о проведении процедуры госзакупки из одного источника