Закупать неоднородные товары (работы, услуги) в рамках одной процедуры закупки можно при соблюдении определенных условий. Рассмотрим, какие требования устанавливает законодательство и как они могут быть реализованы на практике. 

1. Когда неоднородные товары (работы, услуги) можно объединять в предмете госзакупки или его части (лоте) 

Закон о госзакупках раскрывает понятие однородных товаров (работ, услуг). Это товары (работы, услуги), относящиеся к одному подвиду ОКРБ 007-2012. То есть у них должны совпадать первые восемь цифр кода ОКРБ 007-2012 (абз. 6 ст. 1 Закона о госзакупках, ч. 10 раздела 4 ОКРБ 007-2012).

Соответственно, неоднородные товары (работы, услуги) — это товары (работы, услуги), у которых совпадает менее восьми первых цифр кода ОКРБ 007-2012, в том числе те, у которых данный код вовсе не совпадает.

Пример
Мужские брюки х/б (код ОКРБ 007-2012 14.13.24.410) и мужские брюки из джинсовой ткани (14.13.24.411) — однородные товары.
Шариковые ручки (32.99.12.100), механические карандаши (32.99.12.500) и простые карандаши с грифелями в твердой оболочке (32.99.15.100) — неоднородные товары. 

Код ОКРБ 007-2012 заказчик определяет самостоятельно. Если есть сомнения в выборе кода, можно обратиться в БелГИСС.

Однородные товары (работы, услуги) можно объединять в предмете закупки или его части (лоте), за исключением тех, сведения о которых составляют госсекреты (абз. 4 ч. 1 п. 3 ст. 21 Закона о госзакупках).

Что касается неоднородных товаров (работ, услуг), то на возможность их объединения влияют условия, отраженные на следующей схеме.

———————————

<1> Ч. 1 п. 3 ст. 21 Закона о госзакупках.

<2> К госсекретам могут быть отнесены сведения в области политики, экономики, финансов, науки, техники, в военной области, информационной и иных областях национальной безопасности Республики Беларусь (ст. 14 Закона о госсекретах).

<3> Условия допуска определяет постановление N 206.

2. Кто и как устанавливает наличие технологической и функциональной связи между неоднородными товарами (работами, услугами)

Законодательство в сфере госзакупок не дает определение терминам «технологическая связь» и «функциональная связь». Кроме того, оно не устанавливает критерии отнесения товаров (работ, услуг) к технологически и функционально связанным.

По мнению МАРТ, наличие технологической и функциональной связи должен обосновать заказчик.

Каким образом он должен это сделать, не установлено. Такого рода информация не входит в состав сведений, которые должны содержать приглашение к участию в процедуре закупки и документы, предоставляемые для подготовки предложения.

Полагаем, обоснование можно изложить в письменной форме — в докладной записке, задании на закупку либо в приказе о проведении процедуры закупки. Наличие письменного обоснования поможет восстановить логику, которой руководствовался заказчик при объединении неоднородных товаров (работ, услуг) в один предмет закупки или его часть (лот), по прошествии времени после проведения процедуры госзакупки. Такую информацию могут потребовать предоставить контролирующие и проверяющие органы.

Во время проведения процедуры закупки эти сведения могут запросить потенциальные участники. МАРТ отмечает, что, если потенциальный поставщик (подрядчик, исполнитель) сомневается в обоснованности объединения в предмет госзакупки тех или иных товаров (работ, услуг), он имеет право получить у заказчика (организатора) разъяснения в порядке, определенном законодательством о госзакупках (п. 3 ст. 32, п. 3 ст. 39, п. 3 ст. 46 Закона о госзакупках).

Если при формировании предмета закупки заказчик (организатор) нарушил чьи-либо права или законные интересы, можно обратиться к нему с заявлением (ч. 1 п. 1 ст. 51 Закона о госзакупках) или подать жалобу в МАРТ (п. 1 ст. 52 Закона о госзакупках). Это можно сделать:

— до истечения срока для подготовки и подачи предложений, если проводится конкурентная процедура закупки (ч. 2 п. 1 ст. 51, абз. 2 п. 2 ст. 52 Закона о госзакупках);

— со дня получения предложения от заказчика о заключении договора до дня его заключения. Такое право есть у участника процедуры закупки из одного источника (ч. 2 п. 1 ст. 51, абз. 4 п. 2 ст. 52 Закона о госзакупках).

Ввиду того, что критерии технологической и функциональной связи товаров (работ, услуг) законодательно не определены, вопрос о наличии либо отсутствии такой связи в каждом конкретном случае разрешает орган, рассматривающий соответствующий спор, по своему внутреннему убеждению и с учетом имеющихся у него доводов, — отмечает МАРТ.

Также в материале рассмотрено, какие доводы используют заказчики, чтобы обосновать объединение товаров (работ, услуг) в одном предмете закупки или его части (лоте), и какие требования антимонопольного законодательства необходимо учитывать при решении вопроса о возможности объединения неоднородных товаров (работ, услуг) в предмете закупки, его части (лоте).