Сфера госзакупок, в совершенствовании правового регулирования которой назрела объективная необходимость, претерпевает долгожданные изменения.
17 июля 2018 г. Главой государства подписан Закон N 136-З. В нем предусмотрена новая редакция действующего Закона о госзакупках. Изменения и дополнения хотя и вступают в силу с 1 июля 2019 г., но уже сейчас важно знать и понимать новеллы, принципы, подходы и правила реализации норм. В связи с этим выделим и проанализируем основные новеллы новой редакции Закона о госзакупках.
Участники и требования к участникам
Подход к определению участника в новой редакции Закона о госзакупках остался прежним. Так, участником признается любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель:
— представившее предложение, — в случае проведения открытого конкурса, закрытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений;
— принимающее участие в биржевых торгах;
— получившее от заказчика предложение о заключении договора, — в случае проведения процедуры закупки из одного источника <*>.
С учетом действия принципов и целей в сфере госзакупок, а именно обеспечения развития конкуренции, обеспечения справедливого и беспристрастного отношения к потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям) <*>, ограничение участия в процедурах госзакупок не допускается. Следует обратить внимание на то, что новая редакция Закона о госзакупках косвенно, но устанавливает невозможность участия определенных субъектов в процедурах госзакупок.
В отличие от действующей редакции Закона о госзакупках в новой редакции Закона о госзакупках для участников установлены единые требования к участникам <*>.
Справочно
Напомним, что на сегодняшний день законодательством о госзакупках установлены требования к составу участников <*> и требования к квалификационным данным участников <*>.
Новой редакцией Закона о госзакупках вместо установления требований к составу и требований к квалификационным данным участников вводится единая категория — требования к участнику.
Так, в соответствии с п. 2 ст. 16 новой редакции Закона о госзакупках предъявляются следующие требования к участникам:
N п/п | Единые требования к участникам | Пояснение |
1 | Соответствие требованиям, установленным законодательством к юридическому или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, осуществляющему поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), являющихся предметом госзакупки | По существу речь идет о том, что заказчиком устанавливаются предусмотренные законодательством требования к участникам, обусловленные специфичностью деятельности, связанной с предметом госзакупки, например наличие специального разрешения (лицензии), наличие сертификата или аттестата соответствия и пр. |
2 | Соответствие дополнительным требованиям к участникам, если такие требования установлены Совмином | Это может быть осуществлено в целях повышения эффективности госзакупок <*>, а также для целей проведения конкурса с ограниченным участием <*> |
3 | Отсутствие у юридического лица или индивидуального предпринимателя задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней. Данное требование не распространяется на юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, находящихся в процедуре экономической несостоятельности (банкротства), применяемой в целях восстановления платежеспособности (в процедуре санации) | Соответствие данному требованию подтверждается по-разному (в зависимости от резидентства участника): — участниками, являющимися резидентами, — путем включения в предложение заявления об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней на первое число месяца, предшествующего дню подачи предложения. Заказчик (организатор) проверяет такие сведения через официальный сайт МНС; — участниками, не являющимися резидентами, — документами об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней, выданными уполномоченными органами в соответствии с законодательством страны, резидентом которой является участник, не ранее чем на первое число месяца, предшествующего дню подачи предложения |
4 | Юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, не должно быть включено в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах госзакупок | Соответствие данному требованию подтверждается заявлением участника.
На сегодняшний день соответствующая информация для целей ее проверки заказчиком (организатором) размещена на официальном сайте для размещения информации о госзакупках |
5 | Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не должны быть включены в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере | Соответствие данному требованию подтверждается заявлением участника. На сегодняшний день соответствующая информация для целей ее проверки заказчиком (организатором) размещена на официальном сайте МНС |
6 | Юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, работник (работники) таких юридического лица или индивидуального предпринимателя не должны оказывать заказчику (организатору) услуги по организации и проведению процедуры госзакупки, в том числе консультированию, а также формированию требований к предмету госзакупки и (или) подготовке заключения по рассмотрению, оценке и сравнению предложений | Соответствие данному требованию подтверждается заявлением участника |
7 | Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не должны являться заказчиком (организатором) проводимой процедуры госзакупки | Соответствие данному требованию подтверждается заявлением участника |
8 | Физическое лицо не должно являться работником заказчика (организатора), за исключением проведения процедуры закупки из одного источника у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями | Соответствие данному требованию подтверждается заявлением участника |
9 | Юридическое лицо не должно находиться в процессе ликвидации, реорганизации (за исключением юридического лица, к которому присоединяется другое юридическое лицо), индивидуальный предприниматель не должен находиться в стадии прекращения деятельности | Соответствие данному требованию подтверждается заявлением участника. На сегодняшний день соответствующая информация для целей ее проверки заказчиком (организатором) размещена на официальном сайте Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей |
10 | В отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя не должно быть возбуждено производство по делу об экономической несостоятельности (банкротстве). Данное требование не распространяется на юридическое лицо, индивидуального предпринимателя, находящихся в процедуре экономической несостоятельности (банкротства), применяемой в целях восстановления платежеспособности (в процедуре санации) | Соответствие данному требованию подтверждается заявлением участника. На сегодняшний день соответствующая информация для целей ее проверки заказчиком (организатором) размещена на официальном сайте Единого государственного реестра сведений о банкротстве |
11 | Юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, должно обладать исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением договора заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения договора на создание объектов интеллектуальной собственности | Соответствие данному требованию подтверждается заявлением участника |
12 | Юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, должно обладать правомочиями на реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг) на территории Республики Беларусь с использованием товарных знаков и знаков обслуживания | Соответствие данному требованию подтверждается заявлением участника |
Список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах госзакупок
Следует отметить, что новой редакцией Закона о госзакупках изменен подход к формированию списка поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах госзакупок <*>.
Во-первых, это касается срока, в течение которого субъект может находиться в таком списке, — он увеличен до двух лет со дня включения в данный список.
Во-вторых, изменились основания для включения в данный список. К ним, в частности, относятся случаи, когда подлежат включению:
1) юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, уклонившиеся от заключения договоров в случае выбора их участниками-победителями.
В действующей редакции Закона о госзакупках речь идет об отказе от заключения договора, который должен быть подтвержден постановлением суда или письменным отказом участника-победителя от заключения договора <*>.
В новой редакции Закона о госзакупках это не «отказ», а «уклонение», соответственно письменный отказ участника-победителя как таковой может отсутствовать, тогда как факт уклонения может иметь место;
2) юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, не исполнившие либо ненадлежащим образом исполнившие договоры, в случае расторжения таких договоров;
3) юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, с которыми заказчиками расторгнуты договоры в случае одностороннего отказа от исполнения договора, в ходе исполнения которых установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствовал требованиям к участникам, установленным документами, предоставляемыми для подготовки предложения, или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать участником-победителем в процедуре госзакупки, по результатам которой заключен договор. Соответственно для реализации права на односторонний отказ заказчику обращение в суд не потребуется <*>.
Помимо этого, новой редакцией Закона о госзакупках предусмотрено еще одно основание для включения субъекта в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах госзакупок. Так, если предусмотрено предоставление обеспечения исполнения обязательств по договору, участник-победитель, участник процедуры закупки из одного источника обеспечивают перечисление денежных средств заказчику до заключения договора, предоставление банковской гарантии не позднее 30 календарных дней со дня заключения договора <*>.
В свою очередь при неперечислении денежных средств в указанный срок заказчик вправе потребовать замены вида обеспечения исполнения обязательств или отказаться от исполнения обязательств по договору, а поставщик (подрядчик, исполнитель) признается уклонившимся от заключения договора и подлежит включению в названный список.
При непредоставлении банковской гарантии в указанный срок заказчик вправе потребовать замены вида обеспечения исполнения обязательств, установив срок для перечисления денежных средств. При неперечислении денежных средств в установленный срок заказчик вправе отказаться от исполнения обязательств по договору, а поставщик (подрядчик, исполнитель) подлежит включению в названный список <*>.
В-третьих, если в действующей редакции Закона о госзакупках отсутствует обязанность заказчика включать субъекта в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах госзакупок, то в новой редакции Закона о госзакупках предусмотрено, что заказчик (организатор) должен направить информацию о юридическом или физическом лице, в том числе индивидуальном предпринимателе, подлежащем включению в список, в уполномоченный государственный орган по госзакупкам (далее — уполномоченный орган) в течение одного месяца со дня истечения срока заключения договора, от заключения которого лицо уклонилось, либо со дня расторжения договора.
В-четвертых, предусмотрены случаи, когда включение в список не производится, а именно в случае, если юридическое лицо определено поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в результате проведения процедуры закупки из одного источника в соответствии с п. 1 и 4 приложения к новой редакции Закона о госзакупках. Это касается:
— приобретения услуг централизованного водоснабжения, водоотведения (канализации), теплоснабжения (отопления, горячего водоснабжения), газоснабжения (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии по регулируемым ценам (тарифам), услуг по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения, а также иных услуг, относящихся к сферам естественных монополий;
— приобретения товаров (работ, услуг) у конкретного лица, определенного законодательными актами, а также приобретения товаров (работ, услуг), поставка (выполнение, оказание) которых может осуществляться исключительно органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, юридическими лицами, сто процентов простых (обыкновенных) или иных голосующих акций (долей участия) которых принадлежит государству, соответствующие полномочия которых устанавливаются законодательными актами.