Сфера госзакупок, в совершенствовании правового регулирования которой назрела объективная необходимость, претерпевает долгожданные изменения.

17 июля 2018 г. Главой государства подписан Закон N 136-З. В нем предусмотрена новая редакция действующего Закона о госзакупках. Изменения и дополнения хотя и вступают в силу с 1 июля 2019 г., но уже сейчас важно знать и понимать новеллы, принципы, подходы и правила реализации норм. В связи с этим выделим и проанализируем основные новеллы новой редакции Закона о госзакупках.

Участники и требования к участникам

Подход к определению участника в новой редакции Закона о госзакупках остался прежним. Так, участником признается любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель:
— представившее предложение, — в случае проведения открытого конкурса, закрытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений;
— принимающее участие в биржевых торгах;
— получившее от заказчика предложение о заключении договора, — в случае проведения процедуры закупки из одного источника <*>.

С учетом действия принципов и целей в сфере госзакупок, а именно обеспечения развития конкуренции, обеспечения справедливого и беспристрастного отношения к потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям) <*>, ограничение участия в процедурах госзакупок не допускается. Следует обратить внимание на то, что новая редакция Закона о госзакупках косвенно, но устанавливает невозможность участия определенных субъектов в процедурах госзакупок.

В отличие от действующей редакции Закона о госзакупках в новой редакции Закона о госзакупках для участников установлены единые требования к участникам <*>.

Справочно
Напомним, что на сегодняшний день законодательством о госзакупках установлены требования к составу участников <*> и требования к квалификационным данным участников <*>.

Новой редакцией Закона о госзакупках вместо установления требований к составу и требований к квалификационным данным участников вводится единая категория — требования к участнику.

Так, в соответствии с п. 2 ст. 16 новой редакции Закона о госзакупках предъявляются следующие требования к участникам:

N п/п Единые требования к участникам Пояснение
1 Соответствие требованиям, установленным законодательством к юридическому или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, осуществляющему поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), являющихся предметом госзакупки По существу речь идет о том, что заказчиком устанавливаются предусмотренные законодательством требования к участникам, обусловленные специфичностью деятельности, связанной с предметом госзакупки, например наличие специального разрешения (лицензии), наличие сертификата или аттестата соответствия и пр.
2 Соответствие дополнительным требованиям к участникам, если такие требования установлены Совмином Это может быть осуществлено в целях повышения эффективности госзакупок <*>,
а также для целей проведения конкурса с ограниченным участием <*>
3 Отсутствие у юридического лица или индивидуального предпринимателя задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней. Данное требование не распространяется на юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, находящихся в процедуре экономической несостоятельности (банкротства), применяемой в целях восстановления платежеспособности (в процедуре санации) Соответствие данному требованию подтверждается по-разному (в зависимости от резидентства участника):
— участниками, являющимися резидентами, — путем включения в предложение заявления об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней на первое число месяца, предшествующего дню подачи предложения. Заказчик (организатор) проверяет такие сведения через официальный сайт МНС;
— участниками, не являющимися резидентами, — документами об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней, выданными уполномоченными органами в соответствии с законодательством страны, резидентом которой является участник, не ранее чем на первое число месяца, предшествующего дню подачи предложения
4 Юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, не должно быть включено в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах госзакупок Соответствие данному требованию подтверждается заявлением участника.

На сегодняшний день соответствующая информация для целей ее проверки заказчиком (организатором) размещена на официальном сайте для размещения информации о госзакупках

5 Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не должны быть включены в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере Соответствие данному требованию подтверждается заявлением участника.
На сегодняшний день соответствующая информация для целей ее проверки заказчиком (организатором) размещена на официальном сайте МНС
6 Юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, работник (работники) таких юридического лица или индивидуального предпринимателя не должны оказывать заказчику (организатору) услуги по организации и проведению процедуры госзакупки, в том числе консультированию, а также формированию требований к предмету госзакупки и (или) подготовке заключения по рассмотрению, оценке и сравнению предложений Соответствие данному требованию подтверждается заявлением участника
7 Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не должны являться заказчиком (организатором) проводимой процедуры госзакупки Соответствие данному требованию подтверждается заявлением участника
8 Физическое лицо не должно являться работником заказчика (организатора), за исключением проведения процедуры закупки из одного источника у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями Соответствие данному требованию подтверждается заявлением участника
9 Юридическое лицо не должно находиться в процессе ликвидации, реорганизации (за исключением юридического лица, к которому присоединяется другое юридическое лицо), индивидуальный предприниматель не должен находиться в стадии прекращения деятельности Соответствие данному требованию подтверждается заявлением участника.
На сегодняшний день соответствующая информация для целей ее проверки заказчиком (организатором) размещена на официальном сайте Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
10 В отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя не должно быть возбуждено производство по делу об экономической несостоятельности (банкротстве). Данное требование не распространяется на юридическое лицо, индивидуального предпринимателя, находящихся в процедуре экономической несостоятельности (банкротства), применяемой в целях восстановления платежеспособности (в процедуре санации) Соответствие данному требованию подтверждается заявлением участника.
На сегодняшний день соответствующая информация для целей ее проверки заказчиком (организатором) размещена на официальном сайте Единого государственного реестра сведений о банкротстве
11 Юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, должно обладать исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением договора заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения договора на создание объектов интеллектуальной собственности Соответствие данному требованию подтверждается заявлением участника
12 Юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, должно обладать правомочиями на реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг) на территории Республики Беларусь с использованием товарных знаков и знаков обслуживания Соответствие данному требованию подтверждается заявлением участника

Список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах госзакупок

Следует отметить, что новой редакцией Закона о госзакупках изменен подход к формированию списка поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах госзакупок <*>.

Во-первых, это касается срока, в течение которого субъект может находиться в таком списке, — он увеличен до двух лет со дня включения в данный список.

Во-вторых, изменились основания для включения в данный список. К ним, в частности, относятся случаи, когда подлежат включению:

1) юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, уклонившиеся от заключения договоров в случае выбора их участниками-победителями.

В действующей редакции Закона о госзакупках речь идет об отказе от заключения договора, который должен быть подтвержден постановлением суда или письменным отказом участника-победителя от заключения договора <*>.

В новой редакции Закона о госзакупках это не «отказ», а «уклонение», соответственно письменный отказ участника-победителя как таковой может отсутствовать, тогда как факт уклонения может иметь место;

2) юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, не исполнившие либо ненадлежащим образом исполнившие договоры, в случае расторжения таких договоров;

3) юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, с которыми заказчиками расторгнуты договоры в случае одностороннего отказа от исполнения договора, в ходе исполнения которых установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствовал требованиям к участникам, установленным документами, предоставляемыми для подготовки предложения, или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать участником-победителем в процедуре госзакупки, по результатам которой заключен договор. Соответственно для реализации права на односторонний отказ заказчику обращение в суд не потребуется <*>.

Помимо этого, новой редакцией Закона о госзакупках предусмотрено еще одно основание для включения субъекта в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах госзакупок. Так, если предусмотрено предоставление обеспечения исполнения обязательств по договору, участник-победитель, участник процедуры закупки из одного источника обеспечивают перечисление денежных средств заказчику до заключения договора, предоставление банковской гарантии не позднее 30 календарных дней со дня заключения договора <*>.

В свою очередь при неперечислении денежных средств в указанный срок заказчик вправе потребовать замены вида обеспечения исполнения обязательств или отказаться от исполнения обязательств по договору, а поставщик (подрядчик, исполнитель) признается уклонившимся от заключения договора и подлежит включению в названный список.

При непредоставлении банковской гарантии в указанный срок заказчик вправе потребовать замены вида обеспечения исполнения обязательств, установив срок для перечисления денежных средств. При неперечислении денежных средств в установленный срок заказчик вправе отказаться от исполнения обязательств по договору, а поставщик (подрядчик, исполнитель) подлежит включению в названный список <*>.

В-третьих, если в действующей редакции Закона о госзакупках отсутствует обязанность заказчика включать субъекта в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах госзакупок, то в новой редакции Закона о госзакупках предусмотрено, что заказчик (организатор) должен направить информацию о юридическом или физическом лице, в том числе индивидуальном предпринимателе, подлежащем включению в список, в уполномоченный государственный орган по госзакупкам (далее — уполномоченный орган) в течение одного месяца со дня истечения срока заключения договора, от заключения которого лицо уклонилось, либо со дня расторжения договора.

В-четвертых, предусмотрены случаи, когда включение в список не производится, а именно в случае, если юридическое лицо определено поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в результате проведения процедуры закупки из одного источника в соответствии с п. 1 и 4 приложения к новой редакции Закона о госзакупках. Это касается:

— приобретения услуг централизованного водоснабжения, водоотведения (канализации), теплоснабжения (отопления, горячего водоснабжения), газоснабжения (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии по регулируемым ценам (тарифам), услуг по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения, а также иных услуг, относящихся к сферам естественных монополий;

— приобретения товаров (работ, услуг) у конкретного лица, определенного законодательными актами, а также приобретения товаров (работ, услуг), поставка (выполнение, оказание) которых может осуществляться исключительно органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, юридическими лицами, сто процентов простых (обыкновенных) или иных голосующих акций (долей участия) которых принадлежит государству, соответствующие полномочия которых устанавливаются законодательными актами.