В настоящем материале будут рассмотрены следующие спорные вопросы, касающиеся формирования лотов в госзакупках:

1) для чего предмет закупки разделяют на отдельные лоты;

2) допустимо ли в рамках одной процедуры закупки приобретать неоднородные товары, не связанные друг с другом, если они выделены в отдельные лоты при закупке;

3) допустимо ли разделять на отдельные лоты однородные товары, например, формировать лоты по объему закупки;

4) как заключается договор с участниками, победившими в закупках по нескольким лотам, а также каковы особенности участия в таких закупках;

5) вправе ли участник принимать участие в закупке только по одному из лотов.

Закон N 419-З содержит правила, которые необходимо соблюдать при проведении процедур госзакупок. В частности, для каждой конкретной процедуры госзакупки используется категория «предмет госзакупки», в отношении которого заказчиком устанавливаются потребительские, функциональные, технические, качественные и эксплуатационные показатели (характеристики).

По общему правилу предмет госзакупки составляют однородные товары (работы, услуги), определяемые как товары (работы, услуги), относящиеся к одному подвиду ОКРБ 007-2012 <*>. Вывод об однородности товаров (работ, услуг) в предмете госзакупки следует из нормы абз. 2 ч. 1 п. 3 ст. 21 Закона N 419-З. Иными словами, по общему правилу в процедуре госзакупки приобретаются товары (работы, услуги) по позициям годового плана госзакупок, который также основан на включении в него товаров (работ, услуг) по принципу их однородности <*>.

Одновременно Закон N 419-З допускает, что предмет госзакупки, его объем (количество) могут распределяться по частям (лотам) в целях подачи предложений участниками на любую из таких частей (лотов) <*>.

Из этого правила следует четыре важных вывода.

Во-первых, сам предмет (товар, работа, услуга) и его объем (количество) могут быть распределены на частям (лотам).

Пример 1
Заказчик (организатор) при проведении процедуры по приобретению офисной бумаги может разделить предмет на части (лоты) по принципу формата бумаги, например, бумага формата А4 — одна часть (лот), бумага формата А3 — вторая часть (лот); объем (количество) приобретаемой офисной бумаги формата А4 может быть распределен таким образом, что одна часть (лот) — офисная бумага в количестве 100 пачек (поставляется для заказчика по месту его нахождения), вторая часть (лот) — офисная бумага в количестве 50 пачек (поставляется для заказчика по месту нахождения филиала заказчика).

Также следует учитывать и тот факт, что в ходе проведения процедуры госзакупки допускается изменение заказчиком объема (количества) предмета госзакупки и (или) его части (лота) в случаях, установленных Законом N 419-З <*>, но не более чем на 10% <*>. Подчеркнем, что вышеизложенное следует учитывать и при формировании части (лота) для субъектов малого и среднего предпринимательства на основании ст. 29 Закона N 419-З.

Во-вторых, принцип распределения предмета на части (лоты) Законом N 419-З не установлен, кроме случая, предусмотренного ст. 29 Закона N 419-З, и фактически основанием для такого распределения будет являться инициатива заказчика (организатора) по причинам, присущим деятельности данного заказчика (организатора) и иным. Наряду с этим установлены рамки для формирования частей (лотов) при декларируемой Законом N 419-З свободе действий заказчика (организатора). Так, не могут быть объединены в один предмет или его часть (лот):

— технологически и функционально не связанные друг с другом неоднородные товары (работы, услуги);

— технологически и функционально связанные друг с другом неоднородные товары (работы, услуги), в отношении части из которых постановлением Совмина N 206 установлены условия допуска товаров (работ, услуг) иностранного происхождения и поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предлагающих такие товары (работы, услуги), к участию в процедурах госзакупок;

— товары (работы, услуги), включая однородные товары (работы, услуги), сведения о которых составляют госсекреты <*>.

Подчеркнем, приведенные выше запреты и ограничения касаются не только в целом предмета госзакупки, но и его части (лота).

В-третьих, участник в процедуре госзакупки, в которой выделены части (лоты), может участвовать по всем частям (лотам), по нескольким из них, только по одной части (лоту). Но во всех таких случаях участником по части (лоту) может быть подано только одно предложение.

В-четвертых, на вид процедуры госзакупки оказывают влияние предмет госзакупки и составляющие его товары (работы, услуги), а также ориентировочная стоимость годовой потребности тех однородных товаров (работ, услуг), которые составляют предмет госзакупки. Если заказчик (организатор) в предмет госзакупки объединяет неоднородные товары (работы, услуги), технологически и функционально связанные друг с другом, то для выбора вида процедуры имеет значение сумма ориентировочных стоимостей годовой потребности в однородных товарах (работах, услугах). В этой связи ошибочна логика тех заказчиков, которые, объединяя в один предмет госзакупки неоднородные товары с распределением их на части (лоты), полагают, что вид процедуры определяется стоимостью части (лота).

Пример 2
В предмет госзакупки объединяются 5 позиций неоднородных товаров, каждая из которых ориентировочной стоимостью годовой потребности однородных товаров 250 БВ, но с распределением предмета на 5 частей (лотов). Вид процедуры в этом случае определяется по сумме 1250 БВ, то есть применяется электронный аукцион или открытый конкурс, а не процедура закупки из одного источника.

1. Для чего предмет закупки разделяют на отдельные лоты.

Разделение предмета госзакупки на отдельные лоты обусловлено потребностями, особенностями деятельности заказчика (организатора), а также требованиями Закона N 419-З. В числе нормативных причин распределения на части (лоты) следует отметить ст. 29 Закона N 419-З и обязательное формирование части (лота) по товарам (работам, услугам), включенным в перечень товаров (работ, услуг), процедуры госзакупок которых проводятся с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденный постановлением Совмина N 395.

Обязательное выделение части (лота) в соответствии со ст. 29 Закона N 419-З требуется всегда, кроме случаев приобретения товаров (работ, услуг), не включенных в указанный перечень, либо невозможности формирования такой части (лота), либо проведения процедуры закупки из одного источника <*>.

Также нормативные случаи деления на части (лоты) предусмотрены при установлении условий допуска для определенных товаров, также если сведения о товарах составляют госсекреты <*>.

В практике применения законодательства о госзакупках можно назвать следующие причины разделения предмета госзакупки на отдельные части (лоты):

— по территориальному принципу поставки товаров (работ, услуг);

— по типоразмерам товаров;

— при объединении неоднородных товаров (работ, услуг) распределение на части (лоты) осуществляется по однородным товарам (работам, услугам);

— по условиям поставки;

— по условиям оплаты;

— по видам товаров (работ, услуг), составляющих однородные товары (работы, услуги);

— по объему (количеству) товаров (работ, услуг) и иные.

2. Допустимо ли в рамках одной процедуры закупки приобретать неоднородные товары, не связанные друг с другом, если они выделены в отдельные лоты при закупке.

Норма абз. 2 ч. 1 п. 3 ст. 21 Закона N 419-З не допускает объединять в предмете госзакупки и (или) его части (лоте) технологически и функционально не связанные друг с другом неоднородные товары (работы, услуги).

Вывод из приведенной нормы однозначен: не допускается объединять при отсутствии указанной связи неоднородные товары (работы, услуги) как в предмете госзакупки (если части (лоты) не выделены), так и в его части (лоте) (если такие части (лоты) выделены).

Как отмечалось выше, при объединении в предмете неоднородных товаров (работ, услуг) при наличии технологической и функциональной связи между ними допускается сформировать части (лоты) из однородных товаров (работ, услуг). Не допускается в часть (лот) включать неоднородные товары (работы, услуги) при отсутствии между ними технологической и функциональной связи.

3. Допустимо ли разделять на отдельные лоты однородные товары, например, формировать лоты по объему закупки.

Выше отмечалось, что Закон N 419-З не запрещает формировать части (лоты) исходя из объема (количества) предмета госзакупки.

Исключение составляет ст. 29 Закона N 419-З, которая устанавливает суммовой предел для части (лота) для субъектов малого и среднего предпринимательства — не более 10% от объема (количества) предмета госзакупки.

4. Как заключается договор с участниками, победившими в закупках по нескольким лотам, а также каковы особенности участия в таких закупках.

Закон N 419-З устанавливает общее правило: при распределении предмета госзакупки и его объема (количества) по частям (лотам) заказчик вправе заключить один договор госзакупки с участником-победителем, признанным таковым по нескольким частям (лотам), участником процедуры закупки из одного источника, если условия проектов договоров одинаковы для всех частей (лотов) <*>.

Если же условия проектов договоров не совпадают, то при выборе одного участника-победителя по нескольким частям (лотам), где разные условия проектов договоров, по каждой такой части (лоту) заключается отдельный договор госзакупки.

5. Вправе ли участник принимать участие в закупке только по одному из лотов.

Участник вправе принимать участие в закупке только по одному из лотов. При этом не допускается подача двух и более предложений по части (лоту) или двух и более предложений по предмету госзакупки, если части (лоты) не выделены. При подаче второго и последующего предложений при проведении открытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений оператор ЭТП не допускает размещения предложения <*>.

Читайте этот материал в ilex >>
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex