Правовая ситуация: заказчиком выделен лот для субъектов малого и среднего предпринимательства при проведении электронного аукциона как процедуры государственных закупок. Вопрос в том, может ли заказчик предусмотреть в аукционных документах правило, в соответствии с которым если по такому лоту не подано ни одного предложения, то соответствующий объем включается в договор с победителем по соответствующему предмету.

Комментарий

Если предмет государственной закупки и его объем (количество) могут распределяться по частям (лотам), формируются части (лоты), одна из которых должна составлять не более 10% объема (количества) этого предмета государственной закупки <*>.

Участниками по такой части (лоту) могут выступать только субъекты малого и среднего предпринимательства, предлагающие товары (работы, услуги) собственного производства согласно перечню товаров (работ, услуг), процедуры государственных закупок которых проводятся с участием субъектов малого и среднего предпринимательства <*>.

В случае отмены процедуры государственной закупки или признания ее несостоявшейся по такой части (лоту) ее объем (количество) включается в иные соответствующие части (лоты) предмета государственной закупки либо проводится новая процедура государственной закупки, участниками которой могут быть и иные юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели <*>.

Однако предусмотрено, что документы, представляемые участнику для подготовки предложения, должны содержать порядок участия в процедуре государственной закупки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также порядок включения объема (количества) части (лота) предмета государственной закупки, процедура которой отменена или признана несостоявшейся, в иные соответствующие части (лоты) <*>.

В связи с этим, когда заказчик предусмотрел в аукционных документах правило, в соответствии с которым если по такому лоту не подано ни одного предложения, то такой объем включается в договор с победителем по соответствующему предмету, данное правило, полагаем, не противоречит Закону и коррелирует нормам п. 4 ст. 20 Закона. Так, допускается в ходе процедуры государственной закупки или исполнения договора изменение объема (количества) предмета государственной закупки, но не более чем на 10%, если это предусмотрено условиями проведения процедуры государственной закупки или договором.

Правовая ситуация: заказчиком проводится процедура запроса ценовых предложений как процедура государственных закупок по двум лотам, при этом выделен лот для субъектов малого и среднего предпринимательства. Вопрос в том, может ли заказчик предусмотреть в документах по процедуре правило, в соответствии с которым если по такому лоту подано одно предложение, то соответствующий объем включается в основной лот, а предложение единственного участника по лоту для субъектов малого и среднего предпринимательства рассматривается наряду с предложениями по основному лоту.

Комментарий

Наряду с названной выше нормой абз. 3 ч. 2 п. 2 ст. 31 Закона установлено требование следующего содержания: при возможном включении объема (количества) указанной части (лота) (части (лота) для субъектов малого и среднего предпринимательства) в иные соответствующие части (лоты) рассмотрение, оценка и сравнение предложений по такой части (лоту) осуществляются до рассмотрения, оценки и сравнения предложений по иным частям (лотам) <*>.

Полагаем, Закон допускает наличие поданных предложений по части (лоту) для субъектов малого и среднего предпринимательства в ситуации, когда процедура по такой части (лоту) отменена или признана несостоявшейся (например, по причине подачи одного предложения — ст. 26 Закона), объем по которой (которому) тем не менее включается в иные соответствующие части (лоты). В этом случае рассмотрение, оценка и сравнение предложений по такой части (лоту) осуществляются до рассмотрения, оценки и сравнения предложений по иным частям (лотам).

В связи с этим правило в документах по процедуре, в соответствии с которым если по такому лоту подано одно предложение, то соответствующий объем включается в основной лот, а предложение единственного участника по лоту для субъектов малого и среднего предпринимательства рассматривается наряду с предложениями по основному лоту, считаем правомерным. В данном случае можно вести речь о том, что в основном лоте появятся две части предмета государственной закупки (один и тот же предмет государственной закупки, но по каждой части допустим разный объем (количество)). При этом заказчику (организатору) следует определить и порядок включения объема (количества) лота предмета государственной закупки, процедура которой отменена или признана несостоявшейся, в иные соответствующие лоты, в том числе с учетом оценки предложения по критерию «цена предложения» при возможном различном объеме (количестве) предмета закупки в предложениях участников по лоту для субъектов малого и среднего предпринимательства и основному лоту.

Правовая ситуация: заказчиком выделена часть предмета государственной закупки (без разделения на лоты) для субъектов малого и среднего предпринимательства при проведении электронного аукциона как процедуры государственных закупок. Вопрос в правомерности действий заказчика при отсутствии выделенного лота.

Комментарий

Закон предусматривает, что предмет государственной закупки и его объем (количество) могут распределяться по частям (лотам) в целях подачи предложений участниками на любую из таких частей (лотов) <*>.

Между тем отсутствуют какие-либо различия категорий «часть» и «лот». Можно допустить, что часть предмета государственной закупки предполагает возможность разделить предмет по количеству (объему) для целей подачи участниками предложений по сути по одному предмету (товару, работе, услуги), но предложить не весь требуемый заказчику объем (количество) предмета государственной закупки, а его часть. К примеру, заказчику требуется приобрести услуги по техническому обслуживанию зданий, инженерных сетей для 40 отдельно стоящих зданий в разных населенных пунктах. Он вправе в предмете государственной закупки указать, что такие услуги могут быть разделены на части следующим образом: одна часть — услуги по техническому обслуживанию зданий, инженерных сетей для 20 отдельно стоящих зданий в г. Минске, вторая часть — услуги по техническому обслуживанию зданий, инженерных сетей для 20 отдельно стоящих зданий в Минском районе.

Для лота можно предположить, что необходимость его выделения обусловлена уже самими характеристиками предмета государственной закупки, не столько его объемом (количеством). Например, заказчиком проводится электронный аукцион по приобретению продуктов питания при объединении в один предмет технологически и функционально связанных друг с другом неоднородных товаров <*>. Но наряду с иными товарами приобретается сахар, для которого постановлением Совмина от 17.03.2016 N 206 «О допуске товаров иностранного происхождения и поставщиков, предлагающих такие товары, к участию в процедурах государственных закупок» установлены условия допуска. Соответственно заказчику необходимо установить требования к составу участников по данному товару, что возможно при выделении в предмете государственной закупки лота «Сахар», для которого устанавливаются такие требования с учетом условий допуска в соответствии с названным постановлением.

Тем не менее подчеркнем, что в отсутствие в законодательстве о государственных закупках разграничений двух указанных категорий — части и лота — любые критерии, которые заказчик посчитал приемлемыми для разделения предмета государственной закупки на части или лоты, допустимы, в том числе и ситуация, когда заказчиком выделена часть предмета государственной закупки (без разделения на лоты) для субъектов малого и среднего предпринимательства.