Вопросы заключения и исполнения договоров на государственные закупки урегулированы нормами ст. 25 Закона N 419-З. При заключении договоров по результатам проведения процедур государственных закупок для строительства следует учитывать ряд особенностей, установленных нормами данной статьи.

Договор между заказчиком и участником-победителем (участником процедуры закупки из одного источника) заключается на условиях, указанных в предложении такого участника и документах, представляемых участнику для подготовки предложения. В случае проведения электронного аукциона договор заключается по цене последней ставки, сделанной участником-победителем, в том числе в случае, если это имело место с учетом ее уменьшения в соответствии с ч. 4 п. 5 ст. 47 Закона N 419-З, а также с учетом преференциальной поправки, если таковая применялась при проведении процедуры закупки <*>.

Отметим, что по общему правилу договоры на государственные закупки заключаются, как правило, на период до окончания календарного года. Связано это с тем, что именно на такой период определяется бюджетное финансирование закупок. Однако в строительной сфере нередко возникает необходимость заключить договоры на более длительный срок.

Заказчикам предоставлено право в случае, если срок производства закупаемых товаров (выполнения работ, оказания услуг) составляет более года, заключать договор на необходимый срок. Однако его исполнение должно осуществляться в пределах годовых ассигнований, предусмотренных для этих целей и уточняемых при необходимости ежегодно в договоре <*>.

Определены некоторые существенные условия договора на государственную закупку. Такой договор должен содержать обязательное условие об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных этим договором, а также обязательные условия о порядке оплаты и осуществления заказчиком приемки результата государственной закупки на его соответствие по объему (количеству), комплектности, качеству и иным требованиям, установленным договором <*>.

Договор на государственную закупку может содержать условие о предоставлении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения исполнения договора. Однако требование о предоставлении обеспечения исполнения договора не может устанавливаться для бюджетных организаций <*>.

Размер и порядок предоставления обеспечения исполнения договора устанавливаются в проекте договора и документах, представляемых участнику для подготовки предложения. При этом размер обеспечения не должен превышать пятнадцати процентов от цены договора, если иное не установлено законодательством о государственных закупках <*>.

В качестве обеспечения исполнения договора участником-победителем могут использоваться банковская гарантия, перечисление заказчику денежных средств, а также иные формы обеспечения исполнения обязательств, определяемые Совмином.

При заключении договора на государственную закупку следует учитывать, что договор между заказчиком и участником-победителем может быть заключен по истечении срока для обжалования решения о выборе участника-победителя, установленного абз. 3 п. 2 ст. 54 Закона N 419-З.

В случае если имело место обжалование, договор подлежит заключению после принятия решения по результатам рассмотрения жалобы. Установлены сроки заключения договора в таких случаях, а именно:

— двадцать календарных дней — в случае проведения открытого и закрытого конкурсов, электронного аукциона;

— тридцать календарных дней — в случае проведения иных видов процедур государственных закупок.

Исключение составляет заключение договора по результатам процедуры закупки из одного источника <*>.

Сведения о договоре подлежат размещению на официальном сайте. Такие сведения и цена договора, начиная с которой сведения о договоре подлежат размещению на официальном сайте, определяются Совмином <*>.

При заключении и исполнении договора на государственную закупку следует учитывать ограничения, установленные п. 7 ст. 25 Закона N 419-З, на изменение условий такого договора.

Следует иметь в виду, что в случае изменения цены по причине изменения стоимости приобретаемых сырья, материалов, комплектующих и иных товаров (работ, услуг), которое невозможно было предусмотреть в начале процедуры государственной закупки, необходимо представление поставщиком (подрядчиком, исполнителем) соответствующего подтверждения данных обстоятельств с представлением подтверждающих документов.

Изменение цены договора в этом случае осуществляется путем заключения дополнительного соглашения к договору. Указанные изменения в договор должны быть размещены на официальном сайте в течение 20 календарных дней <*>.

При исполнении договора на государственную закупку следует учитывать норму п. 8 ст. 25 Закона N 419-З, в соответствии с которой в случае надлежащего исполнения обязательств по договору односторонний отказ заказчика или поставщика (подрядчика, исполнителя) от их исполнения не допускается.

В то же время Закон N 419-З не содержит запрета на расторжение договора на государственную закупку по соглашению сторон.

Новая редакция Закона N 419-З, вступающая в силу с 1 июля 2019 г., содержит ряд норм, изменяющих действующий порядок заключения и исполнения договора на государственную закупку.

Так, при проведении электронного аукциона в случае, если предметом государственной закупки являются товары, договор между заказчиком и участником-победителем, не являющимся резидентом, заключается на условиях, указанных в аукционных документах, предложении этого участника и протоколе выбора участника-победителя, за вычетом таможенных платежей, которые взимаются таможенными органами при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь, расходов на доставку товаров до пункта таможенного оформления, если они оплачиваются заказчиком <*>.

Также установлен единый срок заключения договора по результатам проведения всех конкурентных процедур закупок, а именно не позднее 30 календарных дней со дня принятия решения о выборе участника-победителя. При исчислении данного срока не учитывается срок рассмотрения жалобы уполномоченным государственным органом по государственным закупкам <*>.

При распределении предмета государственной закупки и его объема (количества) по частям (лотам) заказчик вправе заключить один договор с участником-победителем, признанным таковым по нескольким частям (лотам), участником процедуры закупки из одного источника, если условия проектов договоров одинаковы для всех частей (лотов) <*>.

По результатам проведения открытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений договор заключается в письменной форме в виде электронного документа на электронной торговой площадке, при этом не допускается изменение условий проекта договора, за исключением случаев, установленных новой редакцией Закона N 419-З <*>.

Нормой ч. 1 п. 1 ст. 25 новой редакции Закона N 419-З установлен запрет на изменение условий договора при его исполнении в части:

— предмета государственной закупки;

— требований к предмету государственной закупки;

— объема (количества) предмета государственной закупки;

— порядка оплаты;

— сроков исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем);

— цены договора;

— ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора.

Исключение будут составлять случаи, установленные ч. 2 п. 1 ст. 25 Закона N 419-З в новой редакции, а также Совмином.

Определены случаи, при которых договор на государственную закупку может быть расторгнут. Так, расторжение договора допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также заказчиком при одностороннем отказе от исполнения договора, если в ходе исполнения договора установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствовал требованиям к участникам, установленным документами, предоставляемыми для подготовки предложения, или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать участником-победителем процедуры государственной закупки, по результатам которой заключен договор, а также в случаях непредоставления обеспечения исполнения обязательств по договору <*>.

В заключение следует отметить, что новая редакция Закона N 419-З, безусловно, в большей степени отвечает современным требованиям к процессу организации государственных закупок, чем его прежняя редакция. В то же время она заметно ужесточает подход к вопросам изменения договора на государственную закупку в процессе его исполнения. Однако специфика исполнения договоров строительного подряда такова, что изменение объема, сроков и стоимости объекта в процессе строительства часто является объективно необходимым. В связи с этим представляется целесообразным на основании нормы ч. 1 п. 1 ст. 25 Закона N 419-З в новой редакции постановлением Совмина установить случаи и порядок изменения условий договора государственной закупки на строительство объектов, учитывающие специфику данного вида деятельности.