Законодательством о госзакупках предусмотрена возможность привлечения заказчиком организатора для организации и проведения процедур госзакупок (ст. 13 Закона о госзакупках). В настоящем материале рассмотрим, что необходимо учитывать заказчику при выборе инженерной организации для выполнения функций заказчика и проведения процедур госзакупок.

1. Кто может быть организатором в госзакупках

Для сферы госзакупок важно понимать, кто является заказчиком. Так, заказчиком признается юрлицо или ИП, осуществляющие госзакупку, в том числе через обособленное подразделение юрлица (включая филиал либо представительство), уполномоченное от имени этого юрлица. Тогда как госзакупка — это приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств, а также отношения, связанные с исполнением договора госзакупки (абз. 2, 4 ст. 1 Закона о госзакупках).

Согласно позиции МАРТ именно получатель бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов является заказчиком в госзакупках и должен осуществлять приобретение товаров (работ, услуг) за счет таких средств в соответствии с требованиями Закона о госзакупках (ч. 10 раздела 2 письма МАРТ N 14-01-10/1598 К).

Для организатора действуют специальные правила:

1) им может быть только юрлицо (абз. 9 ст. 1 Закона о госзакупках);

2) он может привлекаться на основании договора с заказчиком или решения госоргана (организации) при централизации закупок (п. 2 ст. 13 Закона о госзакупках); также определяется Указами N 494, N 612;

3) он выполняет часть функций, которые переданы ему заказчиком для организации и проведения процедур госзакупок, однако определение потребительских, функциональных, технических, качественных и эксплуатационных показателей (характеристик) предмета госзакупки, требований к участникам, существенных условий договора и его заключение осуществляются заказчиком (ч. 2 п. 1 ст. 13 Закона о госзакупках);

4) услуги организатора по организации и проведению процедур госзакупок оплачиваются заказчиками и (или) участниками таких процедур, за исключением случая, когда организатором выступает госорган. Плата за такие услуги определяется организатором исходя из размера их экономически обоснованных затрат (при рентабельности не более 5%) и подлежит согласованию с Минфином и госорганом (организацией), в подчинении (составе, системе) которого находится организатор либо которому переданы в управление акции (доли в уставных фондах) этих юрлиц (при наличии такого органа (организации)) (ч. 1, 3 подп. 1.2 п. 1 постановления N 395).

Таким образом, при соблюдении указанных выше правил организатор вправе организовать и провести процедуру госзакупки независимо от того, для какой сферы приобретаются товары (работы, услуги).

2. Особенности привлечения инженерной организации для проведения госзакупки в строительстве

В то же время для сферы строительства следует учитывать особенности, связанные со статусом привлекаемых инженерных организаций для выполнения функций заказчиков, застройщиков в строительной деятельности, руководителя (управляющего) проекта. Если для организатора в сфере госзакупок его функции ограничены только организацией и проведением процедур госзакупок, то для инженерной организации перечень передаваемых ей функций значительно шире.

Во-первых, инженер (инженерная организация) — это юрлицо или ИП, привлекаемые заказчиком, застройщиком для оказания инженерных услуг в строительстве в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством и договором на оказание инженерных услуг (абз. 15 ч. 1 ст. 1 Закона N 300-З).

Тем самым, поскольку в сфере госзакупок организатором может быть только юрлицо, привлечение ИП (инженера) для организации и проведения процедур госзакупок не допускается.

Во-вторых, порядок оказания инженерных услуг регламентирован Инструкцией N 18 в части, не противоречащей законодательству о госзакупках. В частности, действие п. 4 Инструкции N 18 будет ограничено требованиями ст. 16 Закона о госзакупках и критериями оценки и сравнения предложений для конкурса, установленными постановлением N 449. Также наряду с п. 6 Инструкции N 18 применяются правила п. 6 ст. 24 Закона о госзакупках.

В-третьих, инженерная организация может привлекаться для целей консультирования по вопросам проектирования и строительства, а также выполнения определенных договором функций заказчика, застройщика, за исключением функций, которые не подлежат передаче инженеру (инженерной организации) в соответствии с законодательством (не подлежат передаче функции, предусмотренные абз. 21 подп. 4.4 п. 4 Декрета N 7, п. 9 Инструкции N 18). Кроме того, инженерная организация по договору с заказчиком, застройщиком может осуществлять комплексное управление строительной деятельностью (п. 7, 8 Инструкции N 18).

В-четвертых, перечень функций заказчика, застройщика, руководителя (управляющего) проекта по возведению, реконструкции, капитальному ремонту, реставрации и благоустройству объекта строительства утвержден постановлением Минстройархитектуры N 4. К таким функциям относится в том числе организация процедур закупок в случаях и порядке, установленных законодательством (в области обеспечения проектной документацией и в области организации строительства) (подп. 1.3.1, 1.4.1 п. 1, подп. 2.7 п. 2 приложения к постановлению Минстройархитектуры N 4). Данные функции могут быть переданы инженерной организации.

В-пятых, стоимость таких инженерных услуг определяется на основании сметного расчета стоимости строительства в соответствии с Инструкцией N 51 (подп. 31.1 п. 31 Инструкции N 51). В этой связи при необходимости определения ориентировочной стоимости предмета госзакупки (а равно как и для составления годового плана госзакупок) с учетом подп. 1.4 п. 1 постановления МАРТ N 35 следует руководствоваться подп. 31.1 п. 31 Инструкции N 51.

При отсутствии сводного сметного расчета (при отсутствии проектной документации) при необходимости выбора инженерной организации для целей разработки такой документации ориентировочная стоимость инженерных услуг (предмета госзакупки) может определяться с учетом требований законодательства о госзакупках. В частности, постановлением МАРТ N 35 закреплены способы определения ориентировочной стоимости предмета госзакупки, используемые при закупках для строительства, — проектно-сметный (хотя в нем речь о применении проектной документации, но также не исключается, полагаем, и определение ориентировочной стоимости на основании предпроектной (предынвестиционной) документации при ее разработке), а также затратный способ (подп. 1.4, 1.5 п. 1 постановления МАРТ N 35). По мнению автора, также может быть применен способ изучения конъюнктуры рынка.

Обратите внимание!
По мнению МАРТ, в случае приобретения товаров (работ, услуг), необходимых для строительства объектов при осуществлении строительной деятельности (строительства), определение ориентировочной стоимости предмета госзакупки осуществляется проектно-сметным способом, обязанности дополнительного изучения конъюнктуры рынка нет.
Затратный способ применяется в случае невозможности применения иных способов (изучения конъюнктуры рынка или проектно-сметного способа) или в дополнение к ним (подп. 1.5 п. 1 постановления МАРТ N 35).
Соответственно, для самостоятельного применения затратного способа заказчику (организатору) необходимо обосновать, по какой причине ориентировочная стоимость предмета конкретной госзакупки не может быть определена посредством изучения конъюнктуры рынка или проектно-сметного способа (ч. 5, 8, 9 раздела 6 письма МАРТ N 14-01-10/1598 К).

Таким образом, при необходимости привлечения инженерной организации для выполнения функций заказчика, застройщика, руководителя (управляющего) проекта при условии, если ее услуги оплачиваются полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов, выбор такой организации по общему правилу осуществляется по результатам проведения процедуры госзакупки.

При определении ориентировочной стоимости предмета госзакупки — услуг инженерной организации — их стоимость будет включать в себя два компонента:

1) стоимость услуг по организации и проведению процедур госзакупок, определенная с соблюдением требований, установленных подп. 1.2 п. 1 постановления N 395, в случае если услуги по организации и проведению процедур госзакупок оплачиваются заказчиком. Если такие услуги оплачиваются участниками, то в стоимость услуг инженерной организации данная стоимость не включается. Учитывая правила Инструкции N 51, полагаем, что вариант с оплатой услуг инженерной организации участниками является наиболее приемлемым для применения;

Обратите внимание!
В любом случае независимо от того, кто именно будет оплачивать услуги инженерной организации как организатора процедур госзакупок, должен быть соблюден подп. 1.2 п. 1 постановления N 395 в части размера рентабельности и согласования стоимости услуг.

2) стоимость услуг инженерной организации, переданных ей заказчиком, застройщиком, в соответствии с законодательством о строительной деятельности (с применением Инструкции N 51, постановления МАРТ N 35).

Условия договора госзакупки для целей выбора инженерной организации по результатам проведения процедуры госзакупки должны включать условия договора на оказание инженерных услуг и условия о распределении обязанностей по организации и проведению процедур госзакупок между инженерной организацией и заказчиком, застройщиком, в том числе предусмотренные п. 6 ст. 24 Закона о госзакупках, п. 6 Инструкции N 18.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex