Все чаще звучат в устах слова «гуманитарная помощь», «гуманитарный груз», «иностранная безвозмездная помощь», «международная техническая помощь». Оказывают их как нашей стране, так и сама Республика Беларусь помогает другим странам. В чем они заключаются и чем отличаются друг от друга — разберемся в материале.

Гуманитарная помощь

Белорусское законодательство не содержит единого определения термина «гуманитарная помощь».

Так, применительно к Соглашению о совместной деятельности в отношении гуманитарной помощи под гуманитарной помощью понимают продовольствие, медикаменты, товары народного потребления первой необходимости, направляемые для улучшения условий жизни и быта населения, которые безвозмездно передают юридические и физические лица зарубежных государств и которые не предназначены для извлечения коммерческой выгоды как отправителем, так и получателем <*>.

Порядок оказания международной гуманитарной помощи Республикой Беларусь определен Указом N 269. При этом международной гуманитарной помощью являются безвозмездно передаваемые Республикой Беларусь государству, пострадавшему вследствие ЧС, денежные средства, продовольствие, лекарственные средства, изделия медназначения и медтехника, товары народного потребления первой необходимости для обеспечения жизнедеятельности населения, пострадавшего вследствие ЧС, а также проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, оказание медицинской и психологической помощи лицам, пострадавшим вследствие ЧС на территории иностранного государства <*>.

Международное право определяет гуманитарную помощь как вид безвозмездной помощи (содействия), средства для жизни, бесплатно распространяемые среди населения районов, охваченных гуманитарной катастрофой или стоящих на ее грани.

В оказании гуманитарной помощи Республикой Беларусь задействованы как Правительство, так и многочисленные министерства и ведомства: МИД, МЧС, Минтранс, ГТК и др. Иные госорганы (организации) участвуют в оказании Республикой Беларусь гуманитарной помощи в пределах своей компетенции <*>. 

Обратите внимание!
Гуманитарная помощь иностранному государству может быть оказана только при поступлении от него соответствующего запроса либо по поручению Президента, Совмина <*>.

Когда от иностранного государства поступает запрос об оказании гуманитарной помощи, то МИД совместно с МЧС и Минфином в течение суток направляют в Совмин информацию о целесообразности оказания такой гуманитарной помощи. При этом учитываются <*>:

— внешнеполитические и внешнеэкономические интересы Республики Беларусь;

— финансовые возможности оказания такой помощи, включая выделение материальных ценностей из государственного материального резерва;

— возможность направления персонала и оснащения для оказания гуманитарной помощи и доставки гуманитарной помощи воздушным или наземным транспортом.

Решение об оказании гуманитарной помощи иностранному государству принимает Совмин по согласованию с Президентом, а в случаях, установленных законодательством, — Министром по чрезвычайным ситуациям, если иное не определено Президентом <*>. 

Иностранная безвозмездная помощь

Иностранная безвозмездная помощь (далее — ИБП) регулируется Декретом N 5.

Обратите внимание!
С 27 августа 2020 г. вступит в силу Декрет N 3, который в значительной степени меняет подходы к получению и использованию ИБП.

Вместе с тем под ИБП понимают безвозмездно предоставляемые получателям в пользование, владение и (или) распоряжение отправителями <*>:

— денежные средства, в том числе выделяемые иностранными учредителями для финансирования созданных ими учреждений Республики Беларусь;

— взносы иностранных учредителей (членов) некоммерческих организаций Республики Беларусь;

— беспроцентные займы;

— товары (имущество), за исключением недвижимого имущества, находящегося за пределами Республики Беларусь, и имущественных прав.

Декретом N 5 установлены исключения, на которые действие его не распространяется.

Среди прочего положения Декрета N 5 не распространяются на ИБП, предоставляемую по проектам и программам, одобренным Президентом, а также в соответствии с действующими для Республики Беларусь межгосударственными договорами <*>.

Также определены цели, на которые может быть использована ИБП, и порядок ее получения, учета и регистрации.

Международная техническая помощь

От гуманитарной помощи и ИБП необходимо отличать международную техническую помощь (далее — МТП), особенности ввоза которой в Республику Беларусь определены Указом N 460.

МТП — один из видов помощи, безвозмездно предоставляемой Республике Беларусь донорами МТП для оказания поддержки в социальных и экономических преобразованиях, охране окружающей среды, ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, развитии инфраструктуры путем проведения исследований, обучения, обмена специалистами, аспирантами и студентами, передачи опыта и технологий, денежных средств, поставки оборудования и других товаров (имущества) по одобренным проектам (программам) МТП, а также в форме организации и (или) проведения семинаров, конференций, иных общественных обсуждений <*>.

Получатели МТП представляют в Комиссию по вопросам международного технического сотрудничества при Совмине (далее — Комиссия) проекты (программы) МТП.

Также получатели МТП или поставщики товаров (работ, услуг) проекта (программы) МТП направляют в Комиссию перечни товаров (имущества, в том числе денежных средств), работ и услуг, которые предоставляются для реализации проектов (программ) МТП <*>.

Одобрение представленных получателями МТП в Комиссию проектов (программ) МТП осуществляется решениями Совмина, за исключением мини-проектов МТП и проектов (программ) МТП, реализуемых методом национального исполнения, по которым решения об одобрении принимает сама Комиссия <*>.

А вот информация об организации и (или) проведении семинаров, конференций, иных общественных обсуждений в рамках МТП представляется в Комиссию получателями МТП — организаторами таких семинаров, конференций, иных общественных обсуждений <*>.

Таким образом, и гуманитарная, и ИБП, и МТП являются видами иностранной помощи. Но и порядок оказания, и условия получения у каждого вида иностранной помощи свой, особенный. Субъектный состав также отличается: и получатели, и отправители в той или иной степени отличаются в зависимости от вида иностранной помощи.

В международной практике товары, которые предоставляются государству и его населению безвозмездно для ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера, рассматриваются в качестве гуманитарной помощи и являются видом безвозмездной помощи (содействия). Однако национальное законодательство чаще использует понятие «ИБП», хотя, исходя из целей последней, для которых она используется, ИБП является более объемной по сравнению с гуманитарной.

Кроме того, гуманитарная помощь отличается от иных видов иностранной помощи своим срочным характером и тем, что используется для облегчения участи жертв стихийных бедствий.

Читайте этот материал в ilex >>
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex