Вопрос: Организация ведет учет в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее — Книга).

Существует ли обязанность проведения инвентаризаций для организаций, ведущих учет в Книге?

Ответ: Обязанности нет, однако проведение инвентаризации организацией на УСН с ведением учета в Книге целесообразно.

Обоснование: Бухгалтерский учет — система непрерывного формирования информации в стоимостном выражении об активах, обязательствах, о собственном капитале, доходах, расходах организации посредством документирования, инвентаризации, учетной оценки, двойной записи на счетах бухгалтерского учета, обобщения в отчетности <*>.

Действие Закона N 57-З распространяется на организации <*>.

В соответствии с законодательными актами Республики Беларусь отдельные категории организаций могут быть освобождены от обязанности ведения бухгалтерского учета и составления отчетности <*>.

Организации, применяющие УСН, с численностью работников в среднем за период с начала года по отчетный период включительно не более 15 человек, размер валовой выручки которых нарастающим итогом с начала года не превышает 774 900 белорусских рублей, вправе, если иное не предусмотрено п. 2 ст. 333 НК, с начала налогового периода вести учет в Книге <*>.

Таким образом, организация, ведущая учет в Книге, освобождена от ведения бухгалтерского учета на общих основаниях и на нее не распространяются требования ст. 13 Закона N 57-З.

Справочно
Активы и обязательства организации подлежат инвентаризации. При проведении инвентаризации фактическое наличие активов и обязательств организации сопоставляется с данными бухгалтерского учета <*>.
Проведение инвентаризации активов и обязательств организации обязательно в том числе <*>:
— при реорганизации или ликвидации организации;
— при смене материально ответственных лиц;
— при выявлении фактов хищения и (или) порчи имущества;
— при возникновении чрезвычайных ситуаций;
— в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

При этом субъекты малого предпринимательства, применяющие упрощенный порядок налогообложения, проводят инвентаризацию активов и обязательств один раз в год, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно в соответствии с Законом N 57-З <*>.

Однако Инструкция N 180 устанавливает единый порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организаций, ведущих в соответствии с законодательством бухгалтерский учет, оформления результатов инвентаризации и отражения их в бухгалтерском учете.

Таким образом, для организаций, ведущих учет в Книге, не существует обязанности проведения инвентаризаций.

Несмотря на это, вопросы проведения инвентаризации организациями, ведущими учет в Книге, целесообразно закрепить в учетной политике. Это важно в том числе для обеспечения собственников и руководства организации информацией о достоверном состоянии активов и обязательств организации, своевременного оприходования излишков активов, своевременного списания кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности, что влияет на своевременность исчисления и уплаты налога при упрощенной системе налогообложения.

Читайте этот материал в ilex >>*

* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex