Предъявить исполнительный документ на взыскание долга с бюджетной организации (или за счет средств бюджета) может как взыскатель, так и судебный исполнитель. Возвращение исполнительного документа судебным исполнителем без возбуждения исполнительного производства неправомерно. Но есть нюанс.

У некоторых взыскателей возможны сложности с предъявлением к исполнению исполнительного документа на взыскание долга за счет средств бюджета. Однако на самом деле все не так уж и сложно. По общему правилу взыскатель вправе предъявить исполнительный документ как самостоятельно, так и обратившись с заявлением о возбуждении исполнительного производства в орган принудительного исполнения.

Предварительно предъявлять требование непосредственно к должнику при этом не обязательно. Обычно исполнительный документ и прилагаемые документы предъявляют для исполнения не к самому должнику, а в местный финансовый орган (ст. 109-2 БК).

Вместе с тем взыскатель вправе обратиться в орган принудительного исполнения (к судебному исполнителю) с заявлением о возбуждении исполнительного производства и направлении исполнительного документа в финансовый орган для исполнения. Это право взыскателя закрепляет ч. 1 п. 2 ст. 109-1 БК. К заявлению необходимо приложить документы, указанные в п. 2 ст. 109-1 БК.

Возвращение судебным исполнителем исполнительного документа без возбуждения исполнительного производства будет неправомерным. Одно из оснований для возврата — документ не подлежит исполнению в соответствии с Законом об исполнительном производстве (абз. 7 ч. 1 ст. 45 Закона об исполнительном производстве). Однако этот Закон не содержит императивного запрета на возбуждение исполнительного производства при взыскании денежных средств за счет средств бюджета.

В БК вопросы исполнения судебных постановлений за счет средств бюджетов регламентируют ст. 109-1 и 109-2. Они определяют:

— требования к прилагаемым документам;

— орган, который исполняет исполнительный документ, и срок исполнения;

— порядок действий распорядителей бюджетных средств и финансовых органов;

— право граждан и юридических лиц на обращение в местный финансовый орган по территориальности для исполнения судебного постановления и т.д.

Указанные статьи не запрещают обращаться к судебному исполнителю для возбуждения исполнительного производства. Следовательно, подача такого заявления не противоречит законодательству, взыскатель может взыскать долг из средств бюджета путем обращения в орган принудительного исполнения. Это подтверждает и недавняя практика судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда.

Примечательно, что при разрешении дела судебная коллегия также основывалась на ответах Минфина и Нацбанка, полученных на официальный запрос суда и подтвердивших правомерность исполнения судебного постановления в рамках исполнительного производства.

Судебная практика

ОАО «Взыскатель» обратилось в суд с жалобой на постановление судебного исполнителя о возвращении исполнительного документа без возбуждения исполнительного производства.

Суды первой и апелляционной инстанции в удовлетворении жалобы отказали. ОАО «Взыскатель» обратилось с кассационной жалобой. Заявитель полагал, что бюджетное законодательство урегулировало порядок исполнения предъявленных им исполнительных документов в порядке, предусмотренном ст. 109-1, 109-2 БК, в том числе в рамках исполнительных производств, возбужденных в соответствии с Законом об исполнительном производстве. Пункт 2 ст. 109-1 БК допускает для органа принудительного взыскания возможность направлять исполнительный документ для исполнения в соответствии с БК по ходатайству взыскателя.

ОАО «Взыскатель» обращалось с заявлениями о возбуждении исполнительных производств на основании судебных приказов в отношении должника — юридического лица. Судебный исполнитель исходил из того, что судебные приказы не подлежали исполнению согласно Закону об исполнительном производстве. По мнению судебного исполнителя, их следовало исполнять в порядке, установленном п. 6 ст. 109-2 БК. Ранее главный судебный исполнитель отказал ОАО «Взыскатель» в удовлетворении жалоб и поддержал выводы судебного исполнителя.

Суды первой и апелляционной инстанции, отказывая ОАО «Взыскатель» в удовлетворении жалобы, отметили, что исполнительные документы о выплате денежных средств за счет казны административно-территориальной единицы не подлежат исполнению в соответствии с Законом об исполнительном производстве. Их можно исполнить в порядке, предусмотренном БК.

Судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда признала незаконными и необоснованными выводы нижестоящих судов о правомерности возврата судебным исполнителем судебных приказов без возбуждения исполнительного производства и удовлетворила жалобу ОАО «Взыскатель».

В силу абз. 7 ч. 1 ст. 45 Закона об исполнительном производстве судебный исполнитель возвращает исполнительный документ без возбуждения исполнительного производства, если документ:

— не подлежит исполнению в соответствии с Законом об исполнительном производстве;

— не соответствует требованиям ст. 11 Закона об исполнительном производстве;

— не является исполнительным документом.

Судебные приказы представляют собой исполнительные документы, подлежащие исполнению в порядке, установленном Законом об исполнительном производстве (абз. 2 ч. 1 ст. 10 Закона об исполнительном производстве).

Согласно ч. 2 ст. 2 Закона об исполнительном производстве, если законодательные акты определили особенности исполнения исполнительных документов, положения Закона об исполнительном производстве применяются с учетом введенных этими актами изъятий. Для исполнения судебных постановлений по обращению взыскания на средства республиканского и местных бюджетов действуют особенности, закрепленные ст. 109-1, 109-2 БК.

Судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда указала: совокупный анализ норм Закона об исполнительном производстве и БК позволяет сделать вывод, что бюджетное законодательство, а также законодательство об исполнительном производстве не исключают возможности исполнения исполнительных документов по обращению взыскания на средства бюджетов в рамках исполнительного производства. Исполнение таких документов судебный исполнитель должен производить в порядке, предусмотренном ст. 109-2 БК.

Правомерность данного вывода подтверждает позиция Минюста и Нацбанка, изложенная в ответах на запросы суда (постановление судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда от 05.07.2022 по делу N 155Сж2159).

Таким образом, обращение к судебному исполнителю о возбуждении исполнительного производства при обращении взыскания на денежные средства бюджетов возможно и правомерно. Это право взыскатель может реализовать наравне с самостоятельным непосредственным обращением в местный финансовый орган.

Однако в любом случае взыскателю необходимо получить и приложить к исполнительному документу надлежащим образом заверенную копию судебного постановления, на основании которого был выдан исполнительный документ (ч. 1 п. 2 ст. 109-1 БК). Отсутствие надлежаще заверенной копии судебного постановления будет препятствием для исполнения исполнительного документа, поскольку повлечет возврат исполнительного документа без исполнения на основании п. 3 ст. 109-1 БК.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex