Таможенные органы в соответствии с ПИКоАП являются госорганами, ведущими административный процесс. Должностные лица таможенных органов уполномочены на составление протоколов об административных правонарушениях <*>. Исходя из специфики деятельности таможенных органов при ведении административного процесса особое значение придается использованию техсредств в качестве источника доказательств.

Техсредства как источник доказательств

В целях установления обстоятельств, имеющих значение для законного, обоснованного и справедливого разрешения дела об административном правонарушении, должностные лица таможенных органов осуществляют сбор доказательств <*>.

Доказательства — это любые фактические данные, полученные в предусмотренном законом порядке, на основе которых суд (орган, ведущий административный процесс) устанавливают:

— наличие или отсутствие административного правонарушения;

— виновность (невиновность) лица, привлекаемого к административной ответственности;

— иные обстоятельства, имеющие значение для принятия правильного решения по делу.

Источниками доказательств являются:

— объяснения лица, в отношении которого ведется административный процесс, потерпевшего, свидетеля;

— заключение эксперта;

— вещественное доказательство;

— протокол процессуального действия;

— протокол об административном правонарушении;

— документ и другой носитель информации.

К другим носителям информации относятся материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, носители компьютерной информации и иные носители информации, полученные, истребованные или предоставленные в порядке, установленном ПИКоАП.

Собранные по делу об административном правонарушении доказательства подлежат всесторонней, полной и объективной проверке судом, органом, ведущим административный процесс. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу вынесения решения по делу об административном правонарушении.

Условия и порядок применения техсредств

Результативность административного процесса во многом зависит от эффективного применения техсредств, которое регламентировано ПИКоАП <*>.

Под техсредствами понимают приборы, инструменты, приспособления, материалы и методы их применения, специально разработанные, приспособленные или взятые без изменения из других областей деятельности человека и используемые для обнаружения, фиксации, изъятия, исследования доказательств, а также осуществления иных действий по выявлению и предупреждению правонарушений.

Техсредства в административном процессе используются при условии соблюдения следующих принципов:

1. Правомерность. Использование техсредств правомерно лишь тогда, когда оно прямо предусмотрено или рекомендовано законом или не противоречит закону. Использование техсредств осуществляется в формах, предусмотренных процессуально-исполнительным законодательством или ведомственными нормативными актами.

2. Соблюдения прав личности. Данный принцип следует непосредственно из требований Конституции Республики Беларусь и общих принципов права — соблюдения законности и гуманности. Применение техсредств и методов не должно унижать честь и умалять достоинство граждан, препятствовать осуществлению ими своих прав в ходе ведения административного процесса.

3. Безопасность. Данный принцип заключается в том, что при ведении административного процесса не должны подвергаться опасности жизнь и здоровье граждан или уничтожаться материальные ценности.

4. Эффективность. Этот принцип означает, что могут быть применены лишь те приборы, приспособления, инструменты, материалы и методы их использования, с помощью которых удается достаточно быстро получить объективную и полную информацию.

5. Применение техсредств уполномоченными лицами. Эти лица должны соблюдать установленный законом или ведомственными нормативными актами порядок использования техсредств, применять их в определенной, регламентированной форме и не выходить за пределы своей компетенции.

6. Сохранение исследуемого объекта. Только эксперт и только при определенных условиях может проводить исследование, влекущее полное либо частичное уничтожение вещественного доказательства. Остальные участники процесса имеют право использовать техсредства лишь таким образом, чтобы это не повлекло изменения внешнего вида или уничтожения исследуемого объекта.

Техсредства в зависимости от выполняемых с их помощью функций подразделяются на группы:

— обнаружения следов и других объектов;

— фиксации;

— изъятия;

— исследования доказательств;

— используемые в деятельности по предупреждению правонарушений.

В административном процессе техсредства применяются:

— по решению должностного лица органа, ведущего административный процесс;

— ходатайству участников административного процесса.

О применении техсредств должностное лицо органа, ведущего административный процесс, обязано:

— уведомить лиц, участвующих в производстве процессуального действия;

— сделать соответствующую отметку в протоколе процессуального действия либо в протоколе об административном правонарушении.

Использование техсредств в рамках процессуальных действий

В случае применения техсредств непосредственно при производстве процессуального действия, например при осмотре места совершения административного правонарушения, помещения, жилища и иного законного владения, предметов и документов <*> или личном обыске задержанного <*>, в протокол процессуального действия вносятся сведения о том, какие техсредства использовались.

Пример
При использовании фотосъемки:
— указывается конкретная модель фотоаппарата и количество сделанных снимков;
— прилагается таблица фотоснимков. Каждый фотоснимок в таблице нумеруется и снабжается пояснительной надписью (например: «Фото N 1. Общий вид автомобиля спереди» и т.д.).
При использовании видеозаписи:
— указывается модель видеокамеры, размер и продолжительность видеозаписи;
— носитель информации (диск, кассета, флеш-карта) упаковываются в присутствии понятых. Упаковка снабжается пояснительной запиской, где указывается, что конкретно содержится внутри упаковки. Пояснительная записка скрепляется подписью лица, производящего процессуальное действие, иных лиц, присутствующих при проведении процессуального действия, в том числе лица, которому принадлежат осматриваемые вещи, либо собственника жилого помещения, где производится осмотр, а также подписями понятых.
При использовании звукозаписи сохраняется тот же порядок, что и при использовании видеозаписи.

Обращаем внимание, что для лица, производящего процессуальное действие, в соответствующем протоколе важно не забыть указать об использовании техсредств, а также проконтролировать, чтобы протокол был подписан всеми лицами, участвующими в его проведении. В противном случае полученные доказательства не будут иметь юридической силы.

Использование техсредств вне административного процесса

Если техсредства применялись вне административного процесса, то использование данных, полученных с их помощью, в качестве доказательств в административном процессе осуществляется в несколько ином порядке.

Если до начала административного процесса были использованы техсредства в порядке, предусмотренном нормами других НПА, то полученные результаты могут приобщаться в дальнейшем к материалам дела об административном правонарушении на основаниях, предусмотренных ПИКоАП <*>.

В частности, при проведении таможенного контроля таможенные органы могут использовать техсредства таможенного контроля (оборудование, приборы, средства измерения, устройства и инструменты и др.) <*>. Если при проведении таможенного контроля с использованием техсредств были выявлены признаки административного правонарушения, то акт таможенного осмотра или досмотра с указанием использованных техсредств и результатов их использования (например, таблица фотоснимков) будет признан доказательством по делу об административном правонарушении. В этом случае протокол об административном правонарушении должен содержать перечень таких актов таможенного контроля, прилагающихся к протоколу.

Есть ситуации, когда признаки административного правонарушения выявляются должностными лицами таможни с помощью техсредств, но не в рамках операций таможенного контроля апример, записи камер видеонаблюдения, расположенных в зонах таможенного контроля).

В этом случае должностным лицом таможни составляется протокол осмотра места совершения административного правонарушения. Записи камер видеонаблюдения изымаются, о чем делается отметка в протоколе. Данные записи после их изучения и оценки помещаются в дело об административном правонарушении в качестве доказательств.

Если же техсредства использовались не должностным лицом органа, уполномоченного вести административный процесс, то результаты их использования приобщаются к материалам дела об административном правонарушении путем составления протокола изъятия либо могут быть изъяты в ходе осмотра места совершения административного правонарушения. В данном случае в протоколе осмотра делается запись о том, что в ходе осмотра изъяты те либо иные предметы, в частности диски с записями, кассеты и иные накопители информации.

Иные документы и другие носители информации приобщаются к делу об административном правонарушении и остаются при нем в течение всего срока хранения. В случаях, когда изъятые и приобщенные к делу иные документы и другие носители информации требуются для текущего учета, отчетности и иных правомерных целей, они могут быть возвращены законному владельцу. При этом в деле остаются копии таких документов и носителей информации.